Мои наблюдения за ходом весны и итогами охоты касаются только востока Подмосковья. В других регионах Центральной России ситуация несколько отличалась, но в целом общая картина весенней охоты была такой же.
О ВЕСНЕ
Как мы помним, зима вновь наступила поздно, а запасы снега к весне оказались небольшими. Но все же и февраль, и март выдались холодными с достаточным количеством осадков в виде снега, и к началу апреля ход весны был неторопливым. Все предвещало нормальную по срокам весну и хорошее половодье. Первые вестники весны – грачи и скворцы прилетели в свои обычные сроки, соответственно 14 и 17 марта. Но практически ежедневные ночные заморозки и полное отсутствие дождей наряду с положительной дневной температурой выжимали воду и постепенно испаряли снег. До Благовещения (7 апреля) ни на лугах, ни на полях, ни тем более в лесу не было проталин. В это время на юге Подмосковья, по сообщению охотников, уже вовсю пели жаворонки, кувыркались в воздухе чибисы и блеяли бекасы, а поля и луга почти полностью очистились от снега.
Весна шла не торопясь. Не просто медленно, а очень медленно. Хотя прилет первых птиц пришелся на средние или даже раньше средних сроки: чайки прилетели 1 апреля, чибисы – 2-го, зяблики – 3-го, белые трясогузки – 4-го. Первых вальдшнепов с собаками поднимали уже 2 апреля, а 4-го отметили первую робкую тягу. При этом проталин не было даже на полях. А вот бекасы появились лишь 8 апреля, а начали токовать только 15-го. Река Клязьма начала подниматься, но у нас в окрестностях Покрова так и не вытекла на луг – все испортили ночные заморозки. Подсадных можно было вызаривать только на вечерней заре на малых речках – притоках Клязьмы. Кряквы, свиязи и чирков-свистунков было очень много с 5 по 12 апреля, пролет захватил первые два дня открытия охоты во Владимирской области. В это время на утренних и вечерних зорях были периоды, когда не было минуты, чтобы охотники не увидели в воздухе летящих уток. Настоящий пролет! Но весь он шел узким фронтом по реке. Утвердили фиксированные сроки охоты – со второй субботы апреля – и не ошиблись!
ОБ ОХОТЕ
Теперь о самой охоте. Ежедневные ночные заморозки ее, конечно, подпортили. Еще большую досаду вызвало почти полное отсутствие дождей в апреле. Снег таял только от солнечных лучей, половодья у нас, вот уже третий год, так и не было. Охота с подсадными разочаровала. Нет разлива – негде поставить шалаш, негде высадить подсадную. Приходилось сооружать шалаши на луговых болотах и озерах, на разливчиках малых речек. По утрам мелководья сковывало льдом, да и утки не летали. Вечерние зори были успешнее.
Первых пролетных гусей отметили уже 3 апреля, но хорошего лета в период охоты так и не дождались. Стаи проходили «на кислороде», и лишь после окончания охоты, на майские наконец-то начались остановки гусей на кормежку.
А теперь о тяге. После прилета с 4 по 10 апреля тяги были очень слабыми и короткими. Нередко вальдшнепы летели быстро и только с циканьем. В открытие, 11 апреля, вновь было холодно, многие охотники остались без выстрела. Но я выбрал место в пойме, помня о том, что пролет идет вдоль Клязьмы, по приречной уреме. Пролетело 7 вальдшнепов. Потом, когда уже смеркалось, пролетела «тройка» и одного удалось развернуть и подманить на французский манок, имитирующий циканье. Вальдшнеп откололся от собратьев и спикировал на меня. Стрелял буквально в упор из «Бекасера» «семеркой», и падающий вальдшнеп сбил мою шапку, еле увернулся. Очень хорошая тяга была 13 апреля, когда в пределах видимости пролетело 13 вальдшнепов. Неплохие тяги продолжались до 17 апреля, очевидно это и был пролет. Это подтверждает и тот факт, что перед тягой в лесу собаки поднимали с земли довольно много вальдшнепов.
После Пасхи (19 апреля) наступило короткое похолодание, шел снег-крупа. Но уже 22 апреля после сильнейшего северного ветра к вечеру все затихло и тяга улучшилась. На следующий день, 23 апреля, тяга стала еще лучше. Взял трех, одного из них необыкновенно жирного для весны – массой 385 граммов. А так все добытые вальдшнепы весили от 280 до 320 г. – масса типичная для весны. Хорошие тяги продолжались до 24 апреля. После этого, очевидно, самки дружно сели на гнезда и активные тяги прекратились.
В итоге мы с братом и двумя друзьями взяли в этом весеннем сезоне 31 вальдшнепа и 17 селезней. Результат довольно скромный в сравнении с некоторыми предыдущими годами, но и такой сухой, долгой и холодной весны трудно припомнить. Достаточно сказать, что березовый сок в этом году пошел по-настоящему лишь с 27 по 30 апреля, что почти на 3 недели позже обычного. Настоящее тепло пришло лишь в конце апреля, а на березах лопнули почки лишь 3 мая. Пролетные стаи гусей были особенно заметны 9 мая.
О СРОКАХ ОХОТЫ
Увеличение продолжительности весенней охоты до 16 дней, казалось бы, сняло все вопросы об оптимальных сроках охоты. Однако в редакцию продолжают поступать письма от охотников, недовольных ранним открытием в некоторых районах. Но тут уж ничего не поделаешь – нынешняя весна была необычной: холодной, сухой и настолько вялой, что испортила настроение многим охотникам. В Московской области охота продолжалась почти месяц, открывшись 4 апреля в южных районах и завершившись 26 апреля – в северных. А на майские праздники большинство уток и вальдшнепов уже были на гнездах. Конечно, «югу» не совсем повезло – первая неделя охоты оказалась по-зимнему холодной, а после 20 апреля еще неделю обстановка в угодьях была по-весеннему охотничьей. Здесь хотелось бы напомнить читателям, что впервые предложение о введении фиксированных сроков охоты и увеличения ее продолжительности до 16 дней (включая три пары выходных), прозвучало на круглом столе по проблемам весенней охоты, собранным Московским клубом «Сафари» год назад и нашедшим поддержку у руководства Мособлохотуправления, включивших его в новые Правила охоты в Московской области. Чуть позже это начинание поддержал и Департамент охотничьего хозяйства Минсельхоза РФ, что нашло отражение в новых правилах добывания охотничьих животных. К сожалению, не была услышана и принята во внимание вторая часть данного предложения. А она звучала так: «В случае изменения погодных условий и возврата холодов, региональные органы управления охотничьего хозяйства имеют право продлевать сроки весенней охоты на одну неделю». В этом году было бы логично, например, в южных районах Московской области продлить охоту, и завершить ее не 19, а 26 апреля, как и в северных районах. Это можно было бы сделать и в ряде других областей, где охоту открыли в конце марта – начале апреля. В некоторых областях открытие охоты из-за поздней весны перенесли на неделю, кое-где этого не сделали. Но предугадать изменение погоды достоверно не могут даже синоптики. Кто мог заранее предполагать, что весь апрель будет таким холодным? Ведь долгосрочные прогнозы предсказывали нам резкое потепление до +20
С уже сразу после Благовещения (7 апреля), однако оно наступило только 27–30 апреля. Вот таким необычным выдался у нас весенний сезон-2009. И, как всегда, ждем от наших читателей кратких очерков и фотографий по прошедшей весенней охоте.
Комментарии (0)