О квотах добычи вальдшнепа

Изображение О квотах добычи вальдшнепа
Изображение О квотах добычи вальдшнепа

В прошлом году многим охотпользователям к сезону весенней охоты были «спущены сверху» квоты (объемы) добычи птиц, в том числе и вальдшнепов

Иными словами, каждому хозяйству установили общее количество вальдшнепов, которое могут добыть охотники в пределах данного хозяйства в сроки весенней охоты. Откуда взялись эти цифры, неизвестно. В редакцию приходили письма с копиями распоряжений, согласно которым, например, на территории 20–30 тыс. га охотникам разрешалось добыть всего десяток вальдшнепов. Многие охотнадзорные органы обращались к нам с просьбой разъяснить, как определить хотя бы приблизительно численность вальдшнепов на конкретной территории и процент их допустимого изъятия в ходе весенней охоты. Запрашивали данные всероссийских учетов и наши экспертные оценки. Их обязывали установить не только суточные нормы добычи, но и дать абсолютное значение разрешенного к добыче количества вальдшнепов по охотхозяйствам.  

В «РОГ» № 17 от 22 апреля была опубликована статья А.А. Тихонова «Лимитированный вальдшнеп», в которой автор резко критиковал Минсельхоз за введение обязательного лимитирования добычи всех видов животных, отнесенных к объектам охоты. Давайте разберемся, следует ли вообще вводить понятие «квот» добычи и нормы отстрела применительно к вальдшнепу у нас  в России.

ОХОТА В ЕВРОПЕ

На сегодняшний день по данным «Woodcock and Snipe specialist group» (WSSG) (Eвропейской группы специалистов по вальдшнепу и бекасам), членами которой является и наша научная группа «Вальдшнеп», ежегодно в Европе добывается около 3,7 млн вальдшнепов. Больше всего их отстреливают охотники Италии (около 1,5 млн) и Франции (1,2 млн). У нас в России добывают от 140 до 170 тысяч вальдшнепов весной на тяге и около 50 тысяч осенью с легавыми. Итого получается около 200 тысяч, то есть мы изымаем всего 5% от общеевропейской добычи.  

Вы скажете, у нас вальдшнепа стреляют в основном в сезон размножения на тяге, и это может сказаться на гнездовании. Но зимовка для птиц не менее важна, чем сам сезон размножения. В большинстве стран охота проводится только осенью и зимой – на пролете и зимовках. Всякая весенняя охота на перелетных птиц в странах Евросоюза запрещена. Охота здесь открывается в начале сентября и длится до начала весны. Правда, сейчас опомнились и кое-где стали вводить ограничения по срокам. С 2002 года охота в Италии закрывается 31 января, во Франции – 15 февраля.  

Итальянцы – самые заядлые охотники на пернатую дичь, в том числе и на вальдшнепа. Количество охотников здесь очень велико – 850 тысяч. Численность зимующих вальдшнепов в Италии резко возрастает в период сильных похолоданий в Западной и Центральной Европе, как, например, нынешней зимой. В теплые зимы вальдшнепа в Италии меньше, и итальянские охотники-вальдшнепятники устремляются за ними в другие страны почти по всему ареалу зимовок. Нельзя сказать, что все итальянские охотники стремятся набить за сезон как можно больше лесных куликов. Есть клубы правильной охоты, есть истинные охотники. В 2005 году мы с моим коллегой Петром Зверевым были на специальном вальдшнепином симпозиуме на юге Италии в Салерно. Он был организован клубом охотников на вальдшнепов Италии и клубом «Друзья Вальдшнепа», президенты которых Сильвио Спано и Алессандро Тедесчи с большим вниманием отнеслись к нашим исследованиям по вальдшнепу в России. Они были удивлены, что такая огромная страна, как Россия, добывает так мало вальдшнепов. В Италии же, чтобы предотвратить массовое истребление вальдшнепа на зимовках, были введены нормы отстрела – от 2 до 5 вальдшнепов за день охоты в зависимости от региона. В некоторых провинциях учрежден и сезонный лимит в 10–20 вальдшнепов на одного охотника. Но поскольку итальянцы в большом количестве добывают вальдшнепов и за рубежом, на том памятном совещании было принято еще одно важное ограничение. Теперь каждый охотник имеет право добыть за сезон не более 30 вальдшнепов, включая свои вояжи в другие страны. Во Франции около 1,5 млн охотников (всего на полмиллиона меньше, чем в огромной России), зато почти 1 млн подружейных собак, и каждый пятый охотник специально охотится на вальдшнепа. Больше всего вальдшнепятников в приморских департаментах, особенно на северо-западе страны. Например, в Финистере и Морбигане число охотников-вальдшнепятников достигает 60%.  

А теперь сравним сроки. Охотники Италии и Франции имеют возможность охотиться на вальдшнепа 4–4,5 месяца в году. К сожалению, при охоте с легавыми чаще под выстрел попадают самки, составляя примерно 55–60% от добычи. Российские охотники охотятся всего около полутора месяцев: 16 дней (до 2009 года – 10) весной, стреляя только тянущих самцов, и около месяца осенью. Осенью в большинстве северных и центральных областей высыпки начинаются, когда еще не опал лист с деревьев, и стрелять очень сложно.

ОБРАТИМСЯ К ЦИФРАМ

А теперь обратимся к цифрам. Официальная статистика показывает, что добыча вальдшнепов весной никак не связана с его численностью здесь на размножении. На севере России и на Урале вальдшнепа гнездится много, но охота на него здесь, особенно среди местных охотников, непопулярна. Больше всего вальдшнепов в своих регионах добывают охотники столицы и крупных городов. Например, несмотря на то что Московская область из года в год стабильно относится к региону с плохой тягой (по результатам Всероссийских учетов), она занимает одно из первых мест в России по количеству добытых на тяге вальдшнепов. Одними из причин малой численности здесь птиц в сезон размножения являются высокая плотность застройки области дачными участками и повышенный фактор беспокойства. А первенство по добыче на тяге связано не только с большим количеством охотников в регионе, но и с тем, что эта охота здесь очень популярна, да и сроки охоты чаще всего бывают оптимальны. Очень часто, особенно в южных районах области, охоту здесь открывают в первой десятидневке апреля, и охотникам удается застать пролетного вальдшнепа. А пролет по Подмосковью идет неплохой.  

С 1996 года научная группа «Вальдшнеп» проводила ежегодную оценку добычи вальдшнепов охотниками России по регионам. До 2007 года мы использовали официальные данные, полученные по системе Охотдепартамента Минсельхоза России, включающие обработку путевок и (в отдельные годы) лицензий, заполненных охотниками по итогам сезонов охоты.  

В таблице приведены официальные данные научной группы «Вальдшнеп» ФГУ «Центрохотконтроль» по количеству добытых вальдшнепов в 7 наиболее популярных по тяге областях и в целом по России за 2002–2007 гг. Заметим, что до этого с 1996 по 2001 гг. в России добывали на тяге от 140 000 до 160 000 вальдшнепов в год.                     

В 2006 году в большинстве регионов весенняя охота была закрыта по причине «птичьего гриппа». Это привело к сокращению общего объема отстрела вальдшнепа в целом по России на 30% при одновременном увеличении добычи в большинстве тех регионов, где она все же была открыта.  

Из приведенных выше данных можно заключить, что, несмотря на отсутствие квот добычи по регионам, численность вальдшнепа в России продолжает оставаться стабильной, испытывая колебания по годам. В последние годы (2004, 2005, 2007) размеры добычи  даже увеличились.  

К сожалению, с 2008 года, после передачи полномочий в регионы, централизованный сбор информации по отстрелу пернатой дичи, в том числе и вальдшнепа, для ежегодного мониторинга состояния популяций по России стал невозможен. В настоящее время мы пользуемся выборочной оценкой официальных данных по отдельным регионам и анкетированием охотников по итогам охоты.

А НУЖНЫ ЛИ НАМ КВОТЫ?

Что такое квота отстрела? Это разрешение добыть определенный процент птиц от популяции, численность которой известна. Это количество добытых птиц не должно привести к падению численности популяции. Мы не знаем, сколько гнездится вальдшнепов в России и в каждом его регионе. Мы не знаем, сколько в сутки пролетает вальдшнепов над конкретной областью в период миграций. Не потому что мы его плохо изучаем, а потому что его абсолютную численность оценить невозможно в виду особенностей его поведения. Я не открою секрета, если скажу, что во время тяги в некоторые вечера до 80% вальдшнепов не принимает участия в брачных полетах и сидит в лесу. Распределение лесных куликов по угодьям тоже крайне неравномерно: в одних угодьях его много, в других (похожих) практически нет.  

Французы тоже не могут назвать цифру количества гнездящегося и зимующего у них вальдшнепа. Они пользуются сравнительными критериями весенне-летних учетов на тяге, ночных учетов с прожектором в местах кормежки, оценкой количества подъемов охотником с легавой в оптимальных угодьях во время охоты. Но главным критерием служит оценка объема добычи охотниками. Чтобы хоть немного ее ограничить, вводят нормы отстрела птиц – за день охоты, за неделю, за сезон. Поверьте, эти нормы, как и у нас, не имеют математического обоснования и призваны лишь сдерживать охотника от чрезмерного наполнения ягдташа. Во Франции егерь может проверить норму отстрела, предложив охотнику показать добытую дичь. У нас я с таким не встречался.  

В методических рекомендациях, разработанных отделом охотничьей орнитологии ЦНИЛ Главохоты РСФСР в середине 1980-х годов, было предложено не устанавливать весной норму добычи вальдшнепов на тяге. Это было доказано анкетированием охотников. Такое анкетирование позже проводила и научная группа «Вальдшнеп». Выводы были таковы, что в среднем по России один охотник, принимающий участие в весенней охоте, добывает примерно 1 вальдшнепа за сезон, а выполнить устанавливаемую норму добычи в 3–5 вальдшнепов за вечер удается лишь единичным охотникам. По данным научной группы «Вальдшнеп» весной в России охотятся на вальдшнепа всего около 17% всех охотников. Недавний анкетный опрос показал, что в весенний сезон 2009 года только 5,4% охотников охотились на тяге каждый вечер. В среднем один охотник добывал 2,95 + 0,05 вальдшнепов. По российским регионам максимальная добыча одного из охотников составила 25 птиц за сезон (Ярославская область). Не добыли ни одного вальдшнепа за всю весну 16,3 % охотников, тогда как добыли хотя бы одного за сезон – 83,7 % охотников. Только 1 вальдшнепа за сезон добыли 22% охотников, а более 5 птиц – 1%. На самом деле эти показатели значительно ниже, так как карточки отстрела заполняли преимущественно добычливые охотники.  

Регулировать же добычу без ущерба для гнездящейся популяции, по нашему мнению, должны сроки охоты. Но это тема для отдельной статьи. А норму добычи каждому охотнику должна подсказывать его совесть.