Царский поезд

Многие легашатники хорошо знают пойменные приклязьминские угодья в районе Покрова и Марково. Но мало кто из них знает, что эти места связаны и с нашим последним Российским императором. Сегодня, когда русский народ отмечает печальную дату 90-летия убиения царской семьи, хотелось бы об этом рассказать.

В мае нынешнего года исполнилось 95 лет со дня памятной остановки царского поезда на железнодорожной станции Покров. В 1913 году в России широко отмечалось 300-летие Дома Романовых. Николай Александрович вместе со своей августейшей семьей посещал различные города России. Из официальных документов мне удалось установить, что 16 мая (29 мая по н.ст.) 1913 года царская семья посетила города Владимир и Суздаль, а также село Боголюбово. Уже на следующий день государь прибыл в Нижний Новгород, далее его путь лежал в Кострому, Ярославль, Ростов, Переславль и Троице-Сергиеву лавру. Во Владимир царская семья прибыла на поезде, а потому можно предположить, что станцию Покров поезд проезжал либо 16-го утром, либо накануне, 15 мая, то есть 28 мая по новому стилю.

Мое повествование об этом событии основано на рассказах, которые я слышал в детстве от своего деда, коренного жителя деревни Перепечино, что при станции Покров, Фокина Ивана Георгиевича. Он рассказывал мне, что жители деревни  заранее были предупреждены о прохождении царского поезда. Все они вышли к железнодорожному полотну и в земном поклоне приветствовали государя и его семью. Линия молящихся людей растянулась более чем на километр, начинаясь от переезда и вплоть до моста через речку Шитку.

Царский поезд притормозил у переезда и пошел медленно. У открытого окна стоял государь и благословлял народ.

Примерно напротив последнего дома поезд ненадолго остановился. Николай Александрович с восхищением показывал императрице, царевичу Алексею и дочерям прекрасный вид, открывшийся на пойменный луг, и что-то оживленно объяснял им. Этот царский  жест рукой, жест восхищения русской природой запомнился не только моему деду, но и другим жителям деревни, с которыми мне в свое время удалось поговорить. А восхищаться было чем. Это место у нас называется Выпуск, очевидно оттого, что туда после зимы в первую очередь выгоняли (выпускали) на пастбище деревенское стадо коров. Выпуск – это пойменный луг в междуречье Шитки и Вольги. Коренные жители Перепечино хорошо помнят, что весны в прежние годы были поздними, а после многоснежных зим половодье было высокое и долгое. В деревню Марково от станции Покров можно было добраться только на лодке. Разлив спадал обычно только к середине мая, и лишь на Николу-вешнего (22 мая) выгоняли на пастбища коров. Луг весной был необычайно ярким, зеленым. На нем голубели чистые пойменные озера (это сейчас они все сплошь заросшие), над которыми кружились стайки уток. Эта картина русской природы не могла не тронуть сердце императора, страстного охотника и ценителя природы.

Проехав еще несколько километров, поезд вновь остановился и царская семья вышла на отдых. Очевидно, на этом настояли дети, сраженные красотой нашей природы. Эта остановка с выходом царской семьи из поезда произошла между платформами 113 километр и Омутищи. Здесь Клязьма делает причудливый изгиб и довольно близко подходит к железной дороге, что раньше было хорошо видно из окна поезда. Очевидно, это и сыграло решающую роль в выборе места для отдыха.

Об этом факте рассказала местный краевед Нина Васильевна Большакова. Ее мать была 8–9-летней девочкой и помнила, как вместе с другими бежала к царскому поезду. Хорошо запомнились ей белые нарядные платья Государыни Императрицы и ее дочерей на весеннем зеленом лугу.

Старейший житель деревни Перепечино мой дядя Виктор Васильевич Фокин вспоминает, что на месте остановки царского поезда между платформами 113 км и Омутищи (справа от железной дороги, если ехать из Покрова в Петушки) примерно напротив Омутищинской заводи был установлен двухметровый черный мраморный памятник с надписью об этом событии. Он долго простоял и лишь после Великой Отечественной войны был все же разрушен богоборцами. А оставшийся  мощный каменный постамент был перевезен в Петушки, и на нем был водружен памятник Ленину, долгое время простоявший около вокзала напротив железнодорожного клуба. Это ли не кощунство!

Сейчас этого памятника Ленину в Петушках уже нет. Изменился и прекрасный луг в Омутищах, по которому бежали царевны. После варварской мелиорации 70-х годов он оказался заброшенным и изуродован до неузнаваемости.

Мелиоративные канавы заросли деревьями, так что из поезда самого луга уже не увидишь. Изменился и Выпуск, да и вся пойма Клязьмы. Давно не видно пасущихся коров, луга не выкашиваются и высыхают на корню. Сразу же стали исчезать дупеля, бекасы и даже утки.Чистых луговых озер уже нет и в помине, и никакие дожди не могут их восстановить.

Встреча царского поезда жителями деревни Перепечино мне живо напомнила Святое Евангелие, когда евреи в Иерусалиме восторженно встречали Иисуса Христа с пальмовыми ветвями и кричали «Осанна!» сыну Давидову, но вскоре – «Распни его!» Понтию Пилату. Также и наши предки радостно приветствовали государя со слезами на глазах и в земном поклоне, но через 4 года они же (точнее не все, но большинство из них) приветствовали февральскую революцию, октябрьский переворот и, что самое страшное, еще через год само убиение Николая II и семьи.

Виноваты ли наши сродники, жившие в начале прошлого века, в том, что произошло в России? Бесспорно. До сих пор кровь нашего государя Николая Александровича и царственных мучеников на нас и детях наших. То тяжелейшее положение, в котором находится сейчас большинство русского народа – это кара Божья  за убиение своего помазанника, и за нарушение клятвы 1613 года. Только общенародное покаяние и непрестанная молитва спасет Россию и восставит престол православных царей.

В 2000 году в деревне Перепечино при железнодорожной станции Покров была восстановлена и освящена в честь святых царственных мучеников часовня. Каждое воскресенье и в церковные праздники здесь проходят молебны и литии. Ведет службу настоятель часовни отец Василий (Тихонов). Служба проводится соборно, то есть молятся все. Таким образом, прихожане являются не только слушателями, как в большинстве церквей, а непосредственными участниками. А соборная молитва – самая сильная!