На минувшей апрельской неделе держалась относительно стабильная погода, чего уже не было давно. Главным в атмосферных процессах на отчетной семидневке стало постоянное усиление дневного тепла, при этом по ночам наблюдались довольно крепкие заморозки, что способствовало поддержанию в безопасном для рыбалки состоянии ледового покрова на большинстве водоемов без течения, но на реках уже началось половодье. Такая благоприятная обстановка для увлекательной ловли с последнего льда, кажется, в большинстве мест радикально поменялась в выходные дни, когда и по ночам стало сильно тепло, отчего лед начал быстро истончаться и разрушаться, особенно в прибрежной зоне, к тому же везде заметно пошла на прибыль вода. Поэтому на исходе недели немало рыболовов предпочли сделать первые выходы с удочкой на открытую речную воду.
Каждую весну приходит такая пора, когда рыболовы на некоторое время как бы оказываются на перепутье – то ли продолжать довольно опасную ловлю с рыхлого, «раскисающего» на глазах льда, то ли взять в руки поплавочную удочку и отправиться на разливающиеся вначале малые реки и речки, где по первой и довольно чистой «снеговой» воде вполне возможно ловить разную рыбу, если найти места с достаточной глубиной и с ослабленным или обратным течением. Тут, пока тает снег и вода еще очень холодна, потребуется тонкая снасть и компактная наживка в виде одного опарыша, пары мотылей на тонком крючке, кусочка червя или добытого на месте ручейника. Правда, в самом начале половодья рыболовам с удочкой редко удается добиться весомого успеха, потому что обстановка на реке всё время меняется, рыба не стоит на месте, постоянно находится в состоянии адаптации к новым условиям жизни. Тут, как говорится, рыболову надо «попасть в струю», то есть встретиться в нужное время в удобном месте с идущей по реке стаей какой-либо рыбы, например, с ельцом или плотвой. При этом надо понимать, что назавтра в найденном месте можно не увидеть ни единой поклевки, и не поможет привлечению и удержанию рыбы никакая прикормка, на которую рыба в весенней воде зачастую реагирует только отрицательно. Такая рыбалка по-своему интересна и увлекательна, поскольку имеет ходовой характер, она чем-то сродни работе следопыта, у нее много приверженцев.
Что же касается попыток ухватить зиму «за хвост» и упорно искать места, где можно правдой и неправдой, хоть ползком, забраться на рыхлый лед, то, думается, что эти рыболовы ведут себя безответственно, поскольку в итоге из-за нескольких рыбок они доставляют немало хлопот другим людям – прежде всего спасательным службам, врачам и родным. Следует отдавать себе отчет, что весенний лед даже в местах без течения очень коварен – упрочненный ночным морозцем, утром он позволяет зайти на него, но от полуденного солнца размякнет и обратно может не отпустить. И предохраниться от его коварства нельзя, потому что прочность ледового покрова из-за его большой толщины и «пластилиновой» консистенции не проверишь пешней, как первый, молодой ледок, и не затрещит он предупреждающе, а вдруг просто с шипением расступится под ногами там, где ты еще час назад спокойно ходил. А забраться из полыньи на него очень сложно – под весом рыболова лед распадается на кристаллы, которые к тому же острые, словно бритва, и в кровь режут руки попавшего в очень опасное положение рыболова. И это не «страшилка» – несчастных случаев на рыбалке больше всего отмечается как раз не в начале ледостава, а именно в период последнего льда.
Итак, в прошедшие выходные дни рыболовы столичного региона в преддверии наступающей волны сильного тепла завершали сезон ловли со льда, особенно это очевидно на юге Подмосковья, где и снега уже сошло много, и реки практически вышли из берегов, и на водоемах без течения ледовый покров ослабел и далеко оторвался от берегов. Без особых сюрпризов обошлось на Оке под Каширой, где к выходным дням лед всё же удержался, но вздыбился из-за подъема воды почти на три метра – день-два и его сорвет и он с треском и шумом уйдет. На данном участке реки на сей раз рыбачили только самые отчаянные, конечно, делали они это лишь на затонах, на лед которых перебирались на лодках, немало при этом рискуя. Да и смысла особого в том не было – после резкого подъема воды и ее значительного помутнения клев на мормышки и в затонах практически сошел на нет, рыба шла лишь в «телевизоры» браконьеров.
Некоторые рыболовы делали попытки ловить в проводку на устьевых участках нескольких окских притоков – на Лопасне, Беспуте, Мутенке и других. Однако они опоздали буквально на пару дней – все эти речки к выходным дням сильного разлились и несли много мутной и холодной воды. Поэтому результатом были лишь редкие поклевки совсем мелкой рыбы – плотвы, ельца и уклейки. Не было особого результата и в речке, впадающей в Оку около Белопесоцкого монастыря. Здесь, напротив, вода пока недостаточно поднялась и не вышла на луга, где в основном затем и происходит ловля.
До самого последнего времени успешно ловили со льда карася рядом с Каширой – в пруду с плотиной на р.Мутенке недалеко от ее устья. На русловой части водоема, хорошо видимой по торчащим из льда корягам, на мотыля брали караси весом 200-400 граммов. Сейчас лед здесь стал совсем плохим, но зато тут карась начнет рано брать по открытой воде, может быть, уже через пару недель.
На разных участках Рузского водохранилища, несмотря на хорошую погоду, вновь не было клева рыбы, которая, видимо, ощутила приближение волны сильного тепла и впала в пассивное состояние. В прошедшие выходные дни ситуация на данном водоеме была еще вполне безопасной для выхода на толстый и крепкий лед, но уже была заметна прибыль воды, особенно видная около берегов, где образовались широкие водяные «ванны», также на водохранилище явно «вздыбился» ледовый покров, который вот-вот всплывет и отойдет от береговой полосы. Поэтому рыбалку и на подобных водоемах надо считать завершенной.
Несколько прохладнее было на севере региона. Например, на Угличском водохранилище оказалась вполне успешной рыбалка с широких ледовых закраин в районе заливов Калкуновка и Плешковский. Здесь хорошо брали плотва, густера, уклейка, красноперка. Однако более крупная рыба по причине усиления освещенности из-за значительного истончения льда даже лучше брала на фидерные снасти с большой глубины, когда с этих закраин делали заброс в русло Волги, в которой вода начала постепенно прибывать с усилением течения.
Думается, завершилась рыбалка со льда на всех прудах и карьерах Подмосковья. Итог таков: одни водоемы исправно «работали» всю зиму, невзирая на аномальную и тяжелую погоду, а на других явно наблюдались заморные явления. Так, на пруду в Лобаново (слева от Каширского шоссе) весь сезон исправно ловилась вполне приличная плотва, однако весной так и не случилось ожидаемого выхода карася – он попадался случайно, не каждый день и в непривычных местах. Не дождались рыболовы оживления клева плотвы, карася, карпа и линя на известном пруду №2 слева от с.Никитского (Рязанское шоссе), несмотря на то, что тут всю зиму работали аэраторы. Лишь некрупная щука брала на жерлицы, она же попалась на «чертика» при последнем выходе на лед данного богатого разной рыбой платного пруда.
Комментарии (0)