Когда после схода снега нагреется и оттает земля, грязная вода хлынет в течение короткого времени в водоемы, превращая их в «мутные реки, кисельные берега». В эту весеннюю пору рыбалка на разрешенную правилами поплавочную удочку многим представляется очень проблематичной, а то и вовсе бесполезной. При этом ловить в воде цвета густого кофе кажется невозможным не только на реках, но даже на водоемах с малой или вообще с нулевой проточностью, причем некоторые из них могут еще частично быть подо льдом.
Однако, как бы мы ни беспокоились за судьбу подводных обитателей в период буйства вешней воды, и рыбье население многих водоемов, и всякая мелкая кормовая живность ежегодно и вполне благополучно переживают это сезонное событие. При этом оказывается, что рыба даже более активно перемещается по акватории, чем в период поступления первой ледяной воды, причем она явно не упускает возможности подкормиться и восполнить растраченные силы. Кроме того, все это происходит накануне нереста, поэтому разная рыба неизбежно должна двигаться к определенным участкам предстоящего икромета, где уже в пору мутной воды возникает ее повышенная концентрация, что позволяет надеяться на успешную рыбалку в таких местах. Надо только научиться вычислять зоны сосредоточения той или иной рыбы, верно выбирать снасть, технику и дистанцию ловли, а также быстро определяться с наиболее эффективной наживкой или насадкой. Каждый из этих моментов предстоящей рыбалки в значительной мере связан и с объектом ловли, и с типом водоема, и с характером текущей погоды, а также с силой и фазой половодья, с ранним или поздним его началом.
Наиболее сложной кажется рыбалка по очень высокой и мутной воде на больших реках, которые разливаются широко, выходя на обширную пойму. Но именно в короткий период выхода весенней воды на пойменные низины здесь как раз и получается успешно ловить, если удается найти места естественного сосредоточения различной рыбы. Как правило, на стадии подъема воды рыба вынужденно уходит из бурного потока, где ее жабры забивает грязь и где у нее практически нет возможности добыть какой-либо корм. А вот на пойме, где и глубина невелика, и сила потока совсем слабая или течения нет вовсе, вода отстаивается и даже немного прогревается. Что касается корма, то его тут в избытке – это и черви, выходящие из затопленного грунта, и всевозможные насекомые и личинки, оставшиеся зимовать в густой прошлогодней растительности, также много здесь и семян растений. Поэтому чаще в подобных местах рыба жадно хватает любого подброшенного на крючке червя и совершенно не реагирует, к примеру, на мотыля, который будет уместен, когда река войдет в берега.
Однако не везде на пойме имеет смысл на пике половодья располагаться с удочкой – и здесь у рыбы есть явные «тропинки», по которым она выходит на разлив, а затем быстро скатывается с началом падения весеннего уровня. Обычно зонами весеннего притяжения рыбы служат береговые овраги, устья малых речек и ручьев, сильно пониженные участки берега, где затопляющая их вода образует как бы временные заливы и затоны с несколько большей глубиной, чем на всей остальной акватории затопления. Но эти низинные участки речной поймы и летом часто более насыщены влагой, а потому гораздо обильнее зарастают, чем окрестности, к тому же их, как правило, не распахивают, потому тут и корма остается больше.
Что же касается самой ловли среди затопленной растительности, то тут есть разные подходы. Часто многие рыболовы, хорошо знающие местность и обычный режим половодья, еще осенью очищают для себя «пятачки» в разных местах поймы, где они будут ловить по мере подъема или отхода воды. Другие поступают проще – надевают забродный костюм, вооружаются граблями и непосредственно перед рыбалкой в нужном месте выдирают растительность. Рыбу, кажется, это даже привлекает и она через некоторое время появляется в зоне ловли.
Можно рыбачить среди растительности, и не производя никаких предварительных работ: достаточно найти небольшое окошко или узкий проход в зарослях и держать там оснастку на месте, дабы избавить себя от хлопот с зацепами. Кроме того, если место ловли заранее не подготовлено, то совсем не обязательно опускать крючок с наживкой на поплавочной снасти на самое дно, где зацепы неизбежны, да и приманка часто остается незаметной для рыбы, провалившись в густую полегшую растительность. Вполне допустимо держать насадку непосредственно над зарослями, при этом спуск может быть совсем небольшим – рыба тут также ходит выше, не зарываясь в дебри, и привлекательное угощение непременно заметит.
Но от зацепов полностью все равно избавиться не удастся, хотя бы при вываживании очередного трофея. И эту сильно досаждающую проблему в значительной мере легко решить устройством поплавочной оснастки. Во-первых, ее надо по длине сделать намного короче удилища – так снастью легче управлять, не допуская ее бесконтрольного смещения в «плохие» зоны под действием ветра или в результате дрейфа по течению. Во-вторых, ставится заведомо очень толстая прочная леска без поводка, а крючок, наоборот, используется тонкий, разгибающийся при значительных нагрузках, но надежно удерживающий даже крупную рыбу при ее «выдирании» из зарослей. Столь грубая оснастка, еще упрощенная достаточно грузоподъемным поплавком и единственным грузилом на леске, никак не скажется на результатах рыбалки в мутной воде, где леска теряется среди множества стеблей, зато это позволит уверенно противостоять достойному трофею, потому что могут клюнуть и могучий язь, и широкотельный лещ, и быстрый голавль, не говоря уж о плотве и карасе весом под килограмм.
Конечно, следует обязательно отметить роль прикормки для рыбалки с поплавочной удочкой в мутной весенней воде, ведь прикармливание в любом случае призвано концентрировать и активизировать рыбу в зоне ловли. Однако многолетний опыт рыбалки ранней весной по открытой, но еще весьма холодной воде дает неоднозначные результаты по действию прикормки в разных ситуациях. К примеру, на широких речных разливах, когда вода выходит на луга, рыба явно разбегается из мест внесения прикормок, изготовленных из стандартных составов на основе растительных компонентов, даже если туда и добавлен животный корм в виде мотыля, червя или опарыша. Зато нарубленный мелко червь и замешанный с береговым грунтом может вполне через какое-то время, пусть и не короткое, привлечь к месту ловли крупную весеннюю рыбу, причем как хищную, так и мирную. Но такие действия рыболова больше сродни приваживанию, когда есть возможность ожидать результат и день, и два, и даже неделю – главное, чтобы эта работа совпала со сроками и маршрутами весеннего хода интересующей рыбы, поскольку лишь в данном случае предложенное «угощение» не пропадет зря.
Однако в то же самое время и даже при той же температуре воды оказывается вполне эффективной умеренная по количеству прикормка стандартного летнего состава, конечно, улучшенного порцией мелкого мотыля, если она, допустим, применяется в процессе ловли на участках проточных прудов или водохранилищ, куда уже втекают мутные весенние воды, а другие части водоема закрыты еще не распавшимся до конца льдом. В этих условиях удается быстро привлечь к определенному месту плотву, уклейку, подлещика, густеру, язя. Тут, главное, выдерживать четкий режим кормления, потому что не в такт с активностью рыбы поданная прикормка или ее чрезмерное накопление в точке поклевок может полностью испортить всю предварительную работу, причем до такой степени, что придется менять место ловли – столь негативное действие «перекорма» особенно ярко проявляется именно весной, при этом, надо отметить, не такую сильную «впечатлительность» рыбы в осенней воде с той же температурой. Весной, чтобы достичь прикормкой желаемого результата, лучше и надежнее применять тактику постепенного «раскармливания» рыбы, начиная с малых порций и постепенно их увеличивая по мере возрастания количества «потребителей» корма и заметного улучшения клева. Однако нужно будет немедленно пойти обратным путем, если после подачи очередной порции прикормки вдруг случится явная задержка в клеве. Но многие рыболовы совершают одну и ту же ошибку, при ухудшении клева увеличивая частоту подачи прикормки и объем очередных ее порций, что практически всегда ведет к плачевному результату в виде полного бесклевья или же, например, зону ловли совсем покидают крупная плотва или лещ, а на их место встает назойливая уклейка.
Надо непременно добавить, что на пике половодья, когда ловить на удочку чаще всего приходится взабродку, далеко уходя от суши по мелководному разливу, это по формальным признакам, зафиксированным в ограничениях на период действия нерестового двухмесячника, может вызвать серьезные нарекания и даже санкции со стороны работников рыбоохраны. Дело в том, что в это время можно рыбачить только с берега, причем вне обозначенных аншлагами участков нерестилищ. Поэтому в данной ситуации не следует конфликтовать, даже если клюет хорошо, а лучше выйти из воды и попытаться «достать» рыбу с берега либо вообще покинуть запретное место.
Комментарии (0)