Летом 1917 года увидела свет книга другого охотника, культурного, — Николая Михайловича Романова. Книга называлась «Наблюдения по охоте на диких гусей», а ее автором был выдающийся русский историк и, между прочим, Великий князь. Стоила книга о гусях очень дорого — 8 рублей и была отпечатана в количестве 500 нумерованных экземпляров. Николай Михайлович не собирался разбогатеть на ее продаже, большую часть тиража он раздарил своим многочисленным друзьям и знакомым, раздал библиотекам и архивам. Но даже если бы книга была изготовлена в виде листовки и бесплатно разослана всем охотникам России, известные нам браконьеры из Разлива читать ее не стали бы. Зачем? Пусть себе Великий князь забавляется, пишет про правильную охоту на гусей, а мы того... и так, без всяких книг постреляем. Охота ведь...
Я долго копил сведения о Николае Михайловиче, но петербуржец Олег Егоров оказался более расторопным и опубликовал интересную статью об этом незаурядном человеке («Охота и охотничье хозяйство» № 10, 1993). Так что мне остается гордиться тем, что приведенные в статье фотографии сделаны с моего экземпляра «Наблюдений по охоте на диких гусей». Его номер — 51-й, отпечатан на бумаге верже отменного качества, переплет — кожа и атласная бумага «птичий глаз» ручного изготовления.
Зато специально для «Московской охотничьей газеты» я разыскал портрет молодого Николая Михайловича и еще скажу то, о чем
О. Егоров в своей статье не упомянул.
В личном распоряжении Николая Михайловича на озере Ильмень постоянно находился мощный моторный катер с игривым названием «Чирок». Но Николай Михайлович любил охотиться по старинке и предпочитал катеру небольшой весельный челн. На «Казарку» (местное название челна), кроме охотника, полагалось трое умельцев-гребцов, и Николай Михайлович вместе с ними отправлялся на гусиные места. Происходило это так: мужики гребут, а Великий князь радостно постреливает из штучного английского ружья в пролетающих гусей и уток. Благодать! А мужики-то потеют, гребут. Но мы не будем уподобляться марксистам и обвинять Великого князя в нещадной эксплуатации наемных рыбаков, ибо знаем, что Николай Михайлович, подменяя уставшего гребца, частенько сам садился за весла, и тогда уже мужик превращался в эксплуататора и, как Стенька Разин, развалясь, позевывая от безделья, грелся на ласковом апрельском солнышке, предавался мечтам... О чем? Неужели о революции и о том, как он расстреляет в Петропавловской крепости веселого и щедрого охотника Николай Михаиловича Романова?
«Московская охотничья газета» № 14 от 5 октября 1994 г.
Комментарии (7)
yury konstantinov
Содержание статьи понятно. Только Ульянов здесь "с какого бока"?
1 ответ
Борис Лапутько
Возможно,автор для сравнения (довольно завуалированного)хотел напомнить : В.И.Ленин пишет в Разливе книгу "Государство и революция".А в то же,примерно, время увидела свет книга "культурного охотника" Н.М.Романова "Наблюдения по охоте на диких гусей".А далее читатель сам волен проводить "параллели" и размышлять о "скрещениях судеб".К чему подталкивают и последние строки данной статьи.Статьи,по-моему,очень интересной.Впрочем,как и все публикации,которые я читал у М.В.Булгакова и в журнале"ОиОХ",и в возрождённом в 1994г.(при его непосредственном участии) альманахе "Охотничьи просторы". Некоторые его статьи выходили под псевдонимами :"Матёрый библиофил","М.Николо-Архангельский","М.Боровой".
Филипп Стогов
Очень хороший материал с любовью и уважением к утраченному прошлому и культурному наследию, память о Романовых - незаживающая рана на сердце России...
И очень хорошее добавление об озере Ильмень, тут уж от одного названия голова идет кругом, манящая российская глубинка. Был на нем всего один раз и то зимой, но все равно сразило "наповал", даже может быть и не само озеро, а люди, живущие по его берегам... Есть кого вспомнить, есть кого помянуть...
Пользователь удалён
Я не понял, какая в данном случае взаимосвязь между В.И.Ульяновым ( Лениным ? ) и царской семьей.
О чем хотел сказать автор ?
анатолий евменов
Сейчас, когда уже нет очевидцев, каково жилось при царе, модно стало показывать доброго царя. А я своим крестьянским умом смекаю, что от хорошей жизни народ за оружие не возмется.Но с другой стороны: семьи -то были какие? С ужасом думаю, чтобы я делал сейчас, если бы имел 7 детей.
А статьи о прошлых охотах всегда интересно читать, спасибо автору!
Не знаю, был ли Ленин на браконьерской охоте, но именно при нем простой мужик имел возможность охотиться и не чувствовать себя изгоем в своей стране, политую кровью его предков.
1 ответ
Aleks Jarkovoj
Я тоже иногда об этом размышляю.В случившейся революции царь и окружение виноваты не меньше большевиков.Лень и бездарность, презрение к низшему сословию, национальное унижение в начале века на Дальнем Востоке, поражения в Первой мировой не могли не создать недовольства масс. Я с Вами Анатолий солидарен.
Пользователь удалён
Мне статья не понравилась. А. Евменову + 1000 !