Когда в загоне сеголеток

Изображение Когда в загоне сеголеток
Изображение Когда в загоне сеголеток

Путаница последних лет со сроками и способами охоты на копытных не только со стороны Департамента охоты Минприроды РФ, но и местных охотничьих властей, вносит определенную неразбериху в планы зверовых охотников. Можно или нельзя после новогодних праздников устраивать загонные охоты? Какой трофей в это время доступен — кабан или лось?

На эти и другие вопросы не всегда получишь четкий ответ. В большинстве случаев присутствует «возрастное» ограничение: лицензия выдается только на зверя до года, т.е. на сеголетка.

В целом такая постановка вопроса, скорее всего, правильная. Изъятие взрослых особей после Нового года нежелательно. Самки находятся в ожидании потомства, а отличить быка лося, сбросившего к этому времени рога, от коровы, да в пылу азарта, да среди занесенного снегом подлеска, не каждый сможет.


В прежние годы (и, наверное, теперь) среди порядочных охотников существовало правило: сеголетка без коровыне оставлять. Если лицензии на зверя до года не было, а на номер выходила лосиха с телком, то лосей пропускали без выстрела. Когда разрешение присутствовало на обе возрастные группы, то первым под выстрел в обязательном порядке попадал сеголеток или бык.
Вспоминается одна охота в Заболотском хозяйстве ВОО. Выезд был «управленческим», то есть охотились председатель общества, его заместитель, охотовед, инструкторы подразделений, другие работники Совета Военно-охотничьего общества и, конечно, почетные гости в виде генерала Генштаба.


Первый день прошел впустую. Напрасно многие думают, что загонная охота сродни походу в мясную лавку, а в Заболотье тем более. Оказывается, не совсем так. Здесь я позволю себе упомянуть несколько имен, довольно известных среди охотничьего сообщества, так как спрашивать на это разрешения уже не у кого. На второй день старший охотовед Саша Гоппе с утра самолично проверил загон. Выходило «все по уму». Егерь строго напутствовал охотников: «Если на номер выходит пара, первым в обязательном порядке следует стрелять сеголетка, потом корову, если рядом не окажется быка». В те годы лосей было много, и рогачей особо не высматривали, добывали, не разбираясь, где бык, а где лосиха, главное — сеголетка не оставить без родительского присмотра, зверя зря не загубить.


Загон пошел, на номерах зазвучали выстрелы. Вроде и высокое начальство присутствовало, и закончилось все удачно, но разбор полетов старшим егерем Бухаровым был на редкость строг, несмотря на ранги и должности.


На зампредседателя общества, полковника юстиции, вышла корова с телком. Здесь следует заметить, что молодь лося к январю внешним видом почти сравнивается со взрослым зверем, правда, заметно уступает ему в солидности. Так вот, наш полковник (фамилию запамятовал), проявив изрядную ловкость в стрельбе и помня наставления егеря, точным выстрелом положил якобы быка (на самом деле корову), а «лосиху» (то есть сеголетка) оставил на племя. Хорошо, что на другом номере сеголетка добрали, иначе набор добрых слов в адрес проштрафившегося зама был бы намного длиннее и богаче. Наверное, за всю службу господину офицеру не приходилось слышать в свой адрес столь крепких выражений. (Это всего лишь напоминание, что знание охотминимума и в прошлые годы зачастую было формальностью, которую нетрудно обойти). А вот егерь был настоящим генералом охоты, и высокие чины воспринимались им простыми рядовыми солдатами. Из опыта загонных охот знаю, что закрывать лицензии на зверя до года было значительно труднее, чем на взрослого. Это, конечно, касалось лося, с кабаном дела обстояли иначе. Не следует считать, что молодые лоси слабее на рану, чем старые. Сеголеток и выстрел держит стойко, и при доборе подранка усилий требуется не меньше, а порой даже больше. Так что с патроном и ответственным подходом к охоте расслабляться не надо. Кабанья «мелочь» значительно чаще попадает под выстрел, чем взрослые кабаны, о секаче и говорить не приходится. На прикормку у вышки смело вылетают сеголетки, ничуть не смущаясь останками ранее добытого собрата. При сноровке одним выстрелом, и не только картечью, опытные засидчики добывают сразу двух кабанчиков.


От егерей не раз доводилось слышать, что охотники били кабанов у вышки (и весьма успешно) даже в безветрие, когда дым от курильщика идет вверх. Да, в «культурных» хозяйствах молодой зверь не очень осторожен. Но это, как ни странно, на загонных охотах добавляет сложности.


И раньше, и сегодня дельные собаки попадались редко, а точнее, на большинстве загонных охот собак просто не бывает. Правда, в прошлые годы гоняли больше по снегу. Белая тропа вставала уже в начале ноября, не то что в последние годы — ближе к середине зимы, когда многим зверовым охотам конец подходит: лишь немного порадует жидким снежком и морозами.
Загонщикам без собак туго приходится, особенно в окладах, заросших мелятником. Да и схалтурить гонцы могут, а то и просто ошибиться — не прогнать крепкие места. Тогда отлежатся кабаны, пропустят кричан и даже следа не дадут после прогона, пока ночь не наступит.


Вспоминаются случаи, характерные для хозяйств с «окультуренными» кабанами, где их кормят и где кабанье стадо не ходит широко, приспособившись к частым беспокойствам, и не летит пулей от криков и шума на стрелковые номера.


Подольское охотхозяйство одноименного общества охотников, еще не урезанное Новой Москвой. Погнали вначале дружно, но в крепи никто лезть не захотел. Рассуждали: «Как же, потей тут, пробираясь на карачках под еловыми ветками, а там, может, никого нет. Покричим погромче, может, дело и сладится». След кабанов, по которому я шел, свернул в густой еловый мелятник. Елочки стояли сплошной стеной, туда лезть — только время потерять да от других загонщиков отстать. Быстро обежал крепь — выхода не было. Нужно заползать в заросли. Кабаны крутились где-то метрах в двадцати, но из елок не шли. Сдвинуть к номерам удалось, и то не сразу, несколькими выстрелами, которые урону кабанчикам не принесли: уж больно густо в ельнике было, да и выдавливался зверь порциями, стараясь зацепиться за чащобу до последнего.


Север Московской области, Румянцевское охотхозяйство. Коллектив наш небольшой, но дружный, а главное — удачливый. Кабаний загон, но и на лося разрешение имелось. К тому же мы охотники дисциплинированные, в стволе, согласно правилам облавных охот, только пули. Между елок мелькнули кабанчики. Я успел сделать лишь один выстрел. Прозвучала команда «отбой», и я решил проверить, есть ли признаки попадания. Сменив пулевые патроны на картечь, подошел к месту стрельбы. Буквально рядом, от елок с облетевшим от пули снегом, метнулись обстрелянные мною несколько минут назад три сеголетка, устроившихся на лежку в нескольких метрах от места первого выстрела. Картечь оказалась более верным снарядом, и пара зверей была добыта чисто, а подранка добрали несколько часов спустя. Сегодня «мелочи» не повезло.


Так что гнать кабанов, надеясь только на голос, не всегда получается. Если есть возможность, то кто-то должен идти по следу, не обходя крепкие места, особенно когда в загоне сеголетки.