На марках Украины (2009 г.), Норвегии (1988 г.), Югославии, Польши (1970 г.) и Болгарии изображен глухарь — самый крупный представитель боровой дичи. Также Польша (1970 г.) поместила на марку тетерева. За исключением Норвегии, в остальных странах эти птицы уже не являются охотничьими объектами. На почтовом конверте Чехии изображен рябчик, свидетельствующий, что эта птица хотя и обитает на территории этой страны, но значения для охоты не имеет, в отличие от рябчика на почтовой марке СССР.
В России рябчик до революции занимал первое место по заготовкам среди промысловых птиц. Он оставлял по продажам далеко позади тетерева и белую куропатку. Как писал М.А. Мензбир: «Рябчик является преимущественно русской птицей, так как его распространение за пределами нашего Отечества, в Западной Европе и в Китае, весьма ограниченно».
Тетеревиные птицы — в основном жители умеренных и северных широт, и у них нет возможности питаться мягкими и калорийными кормами, которые доступны для животных в теплом климате. Поиск корма для птиц, живущих на севере, где в зимнее время световой день длится всего несколько часов, очень важная проблема. И боровая дичь сумела идеально приспособиться к суровым условиям. Все тетеревиные обладают уникальной среди птиц способностью поедать грубый корм с высоким содержанием клетчатки. Они занимают особое место в цепях питания, свойственных таежным биоценозам Северного полушария нашей планеты. Срывать почки и концевые побеги на деревьях им помогает мощный клюв. Не только крупный глухарь, но и рябчики способны срезать побеги толщиной до 2,5 мм. Мускульный желудок тетеревиных выстлан жесткой кератиновой оболочкой (предохраняющей стенки от повреждения), в нем находятся гастролиты — камешки или твердые косточки плодов, выполняющие роль жерновов. Летом их мало или нет совсем, а осенью птицы начинают усиленно склевывать мелкие камешки, запасая их для перетирания пищи в зимнее время. В желудке глухаря находили даже крохотные золотые самородки! Более нежные компоненты корма — почки, сережки, хвоя усваиваются уже в желудке тетеревиных птиц. Но в основном ферментативный гидролиз зимнего корма происходит в слепых кишках птиц при участии бактерий. Кроме этого, зимой у тетеревиных птиц мочевая кислота, выделяемая в кишечник, не выводится наружу, а, благодаря обратной перистальтике, поступает в слепые кишки, где при помощи бактерий вновь переходит в усваиваемые организмом азотосодержащие соединения. Таким образом, птицы повышают эффективность использования белка, поступающего с пищей. Веточный корм содержит мало воды, размораживание которой в организме в зимнее время требует затрат тепла. Тетеревиные птицы имеют большой, способный расширяться зоб, в который вмещается вся суточная порция пищи. Эта пища потом поступает в желудок и кишечник. Зимой у глухаря, тетерева или рябчика полное переваривание пищи происходит за одни или двое суток. Все это время организм располагает резервом энергии, что позволяет птице не собирать корм во время метелей или сильных морозов.
Крайне интересно, что проблема терморегуляции зимой у тетеревиных птиц решается за счет использования подснежных камер, или, как называют их охотники, лунок. Летом и осенью, при плюсовой температуре, птицы ночуют на деревьях. А зимой, во время морозов, они с лета бросаются в снег и, двигая крыльями, ногами и головой, прорывают ход длиной до 10 м и более в 7–11 см от поверхности. В конце туннеля и находится лунка. Здесь у птицы устанавливается постоянная температура (-2 -5 °С), практически не зависящая от наружной температуры воздуха. При сильных морозах птицы ненадолго вылетают покормиться, а большую часть времени проводят под снегом.
Рябчик и глухарь — лесные птицы. Тетерев населяет леса и лесостепи Евразии от Шотландии и Испании до Северной Монголии и Восточного Китая. В отличие от глухаря, он не любит сплошные массивы лесов и предпочитает опушки, края полей и болот с кустарниками и мелколесьем, селится рядом с ягодниками возле вырубок и гарей. Продолжительность жизни рябчиков и тетеревов обычно не превышает 5–6, а глухаря — 14 лет. Численность тетеревиных птиц подвержена значительным периодическим колебаниям. Такие циклы у разных видов составляют от 3 до 10 лет, и причины их окончательно не ясны. У глухарей от разных причин гибнет до 80% потомства, у рябчика до трети яиц и потом до 50% птенцов, у тетерева около 10% яиц и 25–55% птенцов.
Боровая дичь издавна была важным объектом охоты. В Древней Европе они, наряду с мамонтами, были основной пищей первобытных людей, о чем свидетельствуют находки их костей на стоянках эпохи палеолита. Неконтролируемая охота на тетеревиных птиц велась в Западной Европе до конца XIX века. Во Франции глухарь исчез уже в XVII веке (небольшая популяция сохранилась в Альпах), в Ирландии и Шотландии (сейчас этих птиц там вновь расселяют) — в XVIII веке. На Украине глухарь занесен в Красную Книгу — здесь осталось чуть более тысячи птиц, и их число медленно сокращается из-за уничтожения старых лесов. Тетерев в Западной Европе тоже перестал быть массовой охотничьей птицей. В Дании, несмотря на все принимаемые меры, этот вид уже исчез из природы. В альпийских районах Франции в 70-е гг. тетерев был на грани исчезновения, но принятые меры, создание заповедников и охранных зон позволили увеличить его численность и в 90-е гг. даже открыть ограниченную охоту. Правда, французам приходится ждать своей очереди по нескольку лет, чтобы получить долгожданное разрешение на отстрел одной птицы.
Можно только порадоваться за российских охотников, поскольку охота на боровую дичь по-прежнему дает нам возможность окунуться в необыкновенный, прекрасный и ни с чем не сравнимый мир леса и дикой природы. Прелесть охоты на боровую дичь заключается еще и в том, что мы обязательно находим такое место, куда, как нам кажется, еще не ступала нога другого охотника.
Комментарии (0)