Когда Зверь прибыл в Жеводан, регион находился в холодных лапах Малого ледникового периода. Семилетняя война закончилась в 1763 году, оставив Францию побежденной и в экономической опасности. Жеводан, историческая область на юге Франции, была особенно уязвима. Население состояло в основном из обедневших и практически беззащитных крестьян. Дети и женщины отвечали за выпас овец и крупного рогатого скота. Волки были обычным явлением; они часто охотились на домашний скот, а иногда, хотя и редко, на самих пастухов.
Первое задокументированное убийство от лап и зубов Зверя произошло 30 июня 1764 года, когда в лесу была обнаружена съеденная 14-летняя пастушка. Кто бы ни убил ее, он предпочел человеческое мясо ягнятам, которых она пасла. Последовала череда похожих ужасных смертей. Все они состояли из женщин и детей, большинство из которых были девочками.
Зверь терроризировал Жеводан в течение трех лет, оставив более 100 убитых и еще больше искалеченных. Выжившие не были уверены в том, что за существо напало на них. Чаще всего они сообщали, что Зверь «похож на волка, но не волк». Крестьяне были суеверны и верили в таких существ, как ведьмы и оборотни. Вскоре начали распространяться истории о том, что Жеводан подвергся нападению чего-то гораздо более зловещего, чем обычный волк.
Описания зверя из Жеводана очевидцами сильно различались. Обычно сообщалось, что он был волосатым, с черной полосой, идущей вдоль шерсти вдоль позвоночника. Он имел сходство с гигантским волком, но был чем-то совершенно другим. В первый год нападений в газетах его часто называли «гиеной». Со временем о нем также говорили, что это была пантера, или тигр, или лев, или обезьяна, или гибрид, или даже сумасшедший, одетый в костюм волка.
Другие предположили, что Зверь был неизвестным видом, оставшимся с древних времен. Некоторые предположили, что его привезли из Африки как часть зверинца, но он сбежал или был выпущен. Другим распространенным поверьем было, что Зверь был бронированным мастифом, чей дрессировщик натравливал его на жертвы.
Крестьяне Жеводана, однако, были убеждены, что Зверь был оборотнем или каким-то другим чудовищем. Епископ Менда, самый могущественный феодал в регионе, усилил массовую истерию, объявив Зверя порождением Божьего гнева, и что он был послан, чтобы наказать Жеводан.
Рождается легенда
Из всех легенд о людоедах ни одна не вызвала большей загадки прессы, чем Жеводанский зверь. Книги, статьи и фильмы, вдохновленные этой историей, такие как французский блокбастер 2001 года «Братство волка» или фильм об оборотнях 2021 года «Проклятые», все еще выпускаются.
Авторы статьи 2002 года «Страх перед волками: обзор нападений волков на людей» отмечают, насколько редки нападения волков даже в глубоком историческом контексте. Гораздо больше людей подвергаются нападениям и гибнут от самых различных животных, от тигров до собак. Тем не менее, нападения на людей как бешеных, так и хищных волков во Франции, а также в других местах Европы и России не были совсем уж редкостью до начала XX века.
В конце XVIII века во Франции историк Жан-Марк Морисо оценивает популяцию волков в стране от 10 до 15 тысяч особей. При этом Морисо не считает произошедшее в Жеводане чем-то необычным. Он указывает, что «по статистике, дело в Жеводане было не хуже серии нападений, произошедших около 1750 года, когда хищные волки унесли 151 жертву с 1746 по 1750 год, а с 1751 по 1755 год [еще 138 человек]».
После 1767 года во Франции все еще случались нападения волков, но уже не такого масштаба. К началу XX века — в основном в результате систематических отравлений — волки были истреблены во Франции. В начале 1990-х годов волки, переселившиеся из Италии, реколонизировали Францию, где они теперь находятся под охраной.
Нападения, которые когда-то произошли в Жеводане, имеют сходство с нападениями волков, которые спорадически происходят сегодня в Индии. Существует почти всеобщее поверье, что когда волк убивает кого-то, это не действие животного, а, скорее, чудовища или злого духа. Некоторые считают, что это свидетельство того, насколько «неестественны» нападения волков. В Индии много других диких животных, которые ежегодно нападают на значительно большее количество людей. Медведи-губачи растерзали и убили значительно больше людей, часто оставляя выживших с разорванными лицами. Однако медведи-губачи и другие убийцы людей не вызывают такой истерии, как нападения волков.
Пример подобного произошел в 1996 году в Индии, во время серии нападений волков в регионе Уттар-Прадеш, в результате которых множество маленьких детей были убиты и частично съедены. Местные жители обвиняли оборотней или даже пакистанских серийных убийц, переодетых волками. Как и крестьяне Жеводана, жители региона Уттер-Прадеш жили в крайней бедности. В статье New York Times, опубликованной в то время, журналист Джон Ф. Бернс написал, что нападения волков вызвали гражданские беспорядки. Он писал: «Жители деревни ополчились против незнакомцев, а иногда и друг против друга, устраивая линчевания, в результате которых погибло по меньшей мере 20 человек и побудило власти арестовать 150 человек».
Охотники и охота на Зверя
Первым был капитан драгун по имени Жан-Батист Дюамель, которому король Людовик XV приказал найти и убить Зверя. Дюамель ожидал быстрой победы, но пересеченная местность, ужасная погода и хитрость Зверя быстро доказали, что он ошибался. Дюамель организовал серию охот, в некоторых участвовало 20 тысяч или более человек, которые били кустарник и пытались спугнуть и загнать Зверя в загон. По мере того, как проходила зима, Дюамель впадал во все большее отчаяние. Он приказал охотникам переодеваться женщинами и использовать детей в качестве живой приманки на том основании, что Зверь охотился только на детей и женщин.
К началу февраля награда за голову Зверя составила до 10 тысяч ливров (что эквивалентно более чем 500 тысячам долларов сегодня). Награда привлекала искателей приключений со всего мира попробовать свои силы в охоте. Было зафиксировано несколько случаев. В Зверя, похоже, стреляли несколько раз, но каждый раз он убегал.
К концу зимы Дюамель был ожесточен и сломлен. На его место были приглашены Жан-Шарль д'Энневаль и его сын, знаменитые нормандские охотник на волков. Говорят, что д'Энневаль за свою карьеру убил тысячи волков. По прибытии его встретили как героя; газеты назвали его Геркулесом, но шумиха быстро сошла на нет.
Зверь продолжал буйствовать месяцами. Нормандский убийца волков был в растерянности. Он даже пытался обмазать тела жертв Зверя стрихнином, но и это не сработало. Когда д'Энневаля уволили в конце июня, он был в слезах. Он покинул Жеводан, заявив, что Зверь не был обычным существом.
Д'Энневалей заменил Франсуа Антуан, 70-летний оруженосец и лейтенант королевской охоты. Антуан считал, что фантастические истории были продуктом массовой истерии. Он был убежден, что Зверь был исключительно крупным волком и что, вероятно, в этом районе были и другие хищные волки.
20 сентября Антуан узнал о волках возле аббатства Шаз. Он и его люди быстро расположились в близлежащем лесу. Антуан сообщил, что искал следы, когда поднял глаза и увидел то, что, как ему показалось, было приближающимся к нему ослом. Мгновение спустя он понял, что это был огромный волк.
Он поднял свой канардьер (гладкоствольное ружье), заряженный примерно 20 граммами пороха и 35 кусочками картечи разного размера. Он прострелил волку правый глаз и бок. Волк рухнул, затем поднялся на ноги и бросился на охотника. Антуан готовился использовать свое ружье как дубинку, когда его племянник застрелил волка насмерть.
Волк был исключительно крупным самцом для этого региона: 67 дюймов в длину (170 см), 32 дюйма (81,2 см) в холке и 130 фунтов весом (59 кг). Хирург, осматривавший его, заявил, что ничто не указывало на то, что он ел человеческое мясо. С него сняли шкуру и выставили ее на всеобщее обозрение в приемной королевы. Большинство из тех, кто это видел, были не в восторге от того, что чудовище Жеводана было обычным волком. Тем не менее, Франция отметила это как смерть Зверя. Антуан оставался в Жеводане достаточно долго, чтобы убить, по его словам, остальную часть волчьей стаи.
Место последнего упокоения зверя
Прошло два месяца, прежде чем газеты сообщили, что Зверь все еще жив и продолжает свои нападения.
«После некоторого размышления Версаль отказался от разговоров о Звере и решил рассматривать феномен нападений животных на крестьянство как обычную и обобщенную проблему, требующую серьезного, но не безумного внимания».
При этом во французских лесах с большим успехом широко использовался яд для убийства волков, но бойня Зверя продолжалась.
Авторы Ромеро и Швалб рассказывают, как во время последнего пробега Зверя весной 1767 года он еженедельно поедал людей.
«Со 2 марта по конец мая 1767 года, примерно за три месяца, погибло тринадцать человек. В среднем в неделю происходит около одной смерти, в том числе семерых детей, пяти подростков и сорока восьмилетней женщины».
Четвертым охотником на Зверя был загадочный житель Жеводана по имени Жан Шастель. Много странных историй окружает Шастеля и его сына. Одна из теорий подразумевает сына Шастеля, чей дрессированный мастиф (или гибрид мастифа) мог быть Зверем.
Предыдущий охотник Франсуа Антуан посадил Шастеля и его сына в тюрьму за то, что они даже как-то разыграли охотников со своей собакой.
19 июня 1767 года именно Жан Шастель убил большого и странно выглядящего волка. Согласно легенде, Шастель использовал боеприпасы, выплавленные из серебряной медали Девы Марии, которую благословил священник. Многие, кто видел зверя, утверждали, что он не был похож на обычных в этом регионе волков. Они сообщили, что он был чудовищным и у него были странные, ужасающие глаза. У него был необычно окрашенный черно-рыжий мех и другие морфологические отличия, такие как короткие передние лапы.
Шастель не получил ни награды, ни почтения. Тем не менее, он продолжал жить в легендах, иногда изображаемый как герой, а иногда как оборотень. Несмотря на это, после того, как он застрелил своего Зверя, убийства в Жеводане прекратились.
Те, кто видел чучело Зверя, были разочарованы. Он не был похож на свирепого монстра, достойного страха, не говоря уже о том, чтобы покорить нацию и большую часть мира. Вместо этого он выглядел нелепо. Чучело Зверя хранили и вскоре забыли в пыльном подвале.
Годы спустя исследователи отправились на его поиски в музей, где он изначально хранился. Им сказали, что его выбросил кто-то, приняв за мусор.
Комментарии (0)