Комментируя случай с 12-летней Викторией из поселка Чульман Нерюнгринского района Якутии автор законопроекта о гуманном обращении с животными и депутат ГД Владимир Бурматов напомнил: трагедии не случилось бы, если бы местные власти задумались о регулировании численности бродячих собак заранее.
Перевод «стрелок» на местную власть — справедливо ли это
Итак. В мае 2023 года депутаты Госдумы РФ приняли законопроект, разрешающий регионам самим решать, как поступить с бездомными животными, вплоть до эвтаназии.
Таким образом, хотя в законе «Об ответственном обращении с животными» по-прежнему говорится, что при отлове бездомных животных запрещено «применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных», но теперь там появился такой пункт: «…если иное не установлено законодательными актами субъектов РФ».
То есть, любой регион может вводить эвтаназию безнадзорных животных, закон допускает. Вводите. Но, как обычно, дьявол — в деталях. Вводить эвтаназию власти регионов могут, но с учетом мнения местных жителей.
Напомним, что эту поправку в закон о праве регионов на эвтаназию ГД приняла после дикого случая в Оренбурге, где бродячие собаки убили мальчика 8 лет. Напомним также, что в рамках запрета жестокого обращения с животными в России с 2020 года законотворцы утвердили процедуру ОСВВ (отлов — стерилизация — вакцинация — выпуск). Закон пропустила Госдума. Для чего? Для гуманности к собакам. А к людям?
Стой там — иди сюда
Дальше. В июне 2023 года якутская региональная дума (Ил Тумэн) рассматривает закон об эвтаназии бродячих животных. Предлагается: отлов, содержание во временном пункте 30 дней, затем эвтаназия, если хозяин или желающий забрать дворнягу не нашелся.
Председатель постоянного комитета по селу и аграрной политике Ил Тумэн Александр Атласов пояснил, что после процедуры ОСВВ собаки все равно оказываются предоставлены сами себе, они сбиваются в стаи и по-прежнему являются источником повышенной опасности.
Другой якутский депутат Александр Кошуков привел цифры:
Якутская казна за последние три года (2020-23 гг.) израсходовала 308 млн рублей на все, что связано с отловом и содержанием собак. Но денег все равно катастрофически не хватает.
В результате проделанной якутскими законотворцами работы законопроект об эвтаназии был одобрен 49 голосами при 2 воздержавшихся в июле 2024 года. Итак, Якутия присоединилась к 12 регионам России, разрешившим на своей территории проводить эвтаназию бесхозных животных.
Что же дальше? А дальше вот что пояснили люди, хорошо знакомые с темой. Директор одного из частных приютов в Якутске считает принятый закон «мертвым».
Во-первых, усыплять должны не в приюте, а в пункте передержки. Процедура требует немалых средств, так как препараты очень дорогие, на их применение нужно приобретать специальную лицензию. В своем приюте, речь о, повторюсь, частном приюте «Помоги выжить» директор отказывается оказывать услугу эвтаназии.
В законе об эвтаназии есть множество дыр и пробелов, поэтому он до сих пор не работает. Спустя месяц после принятия ни одна собака не была умерщвлена, пишет 14.ru.
Во-вторых, мы вновь подошли к тому самому затыку, который называется «мнение граждан». В частности, зоозащита обратилась в Конституционный суд РФ, с жалобой на регионы, принявшие законы об эвтаназии, конкретно, рассматривалось заявление зоозащитников из Бурятии.
В результате КС РФ вынес окончательный вердикт: эвтаназия допускается лишь в исключительных случаях, такие причины, как переполненность приютов или нехватка финансирования не могут быть основанием для усыпления.
Таким образом, весь пар ушел в свисток. Да, регионам разрешили кроме ОСВВ и пожизненного содержания в приютах производить ликвидацию, но в свете внесенных Конституционным судом поправок после жалоб зоозащитников эвтаназия допускается лишь для случаев:
- Немотивированная агрессия, нападение на людей.
- Заражение опасной инфекцией (бешенство и пр.)
- Животное больно, неизлечимо и испытывает непереносимые страдания.
Здорово же? В Чульмане с полным правом после гибели Виктории ликвидировали свору из 15 собак. Отличная работа? Еще бы. Все по закону. Ничего не нарушено. А человек-то погиб. Что же это за законы у нас такие, зачем, кому они нужны?
Безрадостные выводы
Власти забюрократизировали вопрос дальше некуда, перекладывая ответственность друг на друга. Конечного результата по-прежнему нет: собаки разгуливают на свободе, нападают на самых слабых (дети), трагедии происходят с ужасающей регулярностью.
Приют для собак называется «Помоги выжить». А кто поможет выжить нам и нашим детям, задают вопрос люди. «А девочка, покусанная бродячими псинами в Чульмане, не выжила. Чтоб она каждый день снилась всем, кто собак ценит больше, чем людей» — написали в Сети.
Ранее «Охотники» сообщали, что 12 октября глава поселка Чульман Сталик Дерягин был вызван в следком для дачи показаний по делу о гибели ребенка. На школьницу напала стая дворняжек 7 октября, днем, девочка спустя сутки умерла в больнице Нерюнгри.
Дерягина временно отстранили от работы, он на свободе, арестовывать его следователи не посчитали нужным
14 октября в Якутию прилетел депутат Бурматов. Он сказал:
«Поселок (Чульман) находится в муниципальном районе. На территории района какие мероприятия были реализованы? Ответ: никаких. Поэтому стая из 10 или более животных что-то делала на улице. А что она там делала? Почему это вообще было допущено муниципальными органами власти и региональными органами власти?»
Глава Нерюнгринского района Роман Щегельняк, комментируя трагедию с Викторией пояснил: приюта в Чульмане нет, он только строится, о жалобах людей на бродячих псов он знал, но решить проблему полностью не удается из-за нехватки денег.
А показаний для ликвидации бродячих собак в Чульмане, в свете принятых КС РФ поправок, не было. Да и для отлова и помещения в приют — тоже. Ведь в рамках процедуры ОСВВ собак разрешено отпускать на волю. Так кто же в итоге виноват?
Комментарии (0)