Двигаясь вдоль прошлогодней вырубки, я оступился и попал лыжей в промоину под снегом. Послышался зловещий треск, и мое средство передвижения сломалось… Держа в руках половину сломанной лыжи, я задумался: что делать дальше? Тащиться по колено в снегу три километра до основной дороги дело очень трудное.
Можно в конце концов двигаться и на обломке лыжи, однако он будет постоянно зарываться в снег, и весь путь превратится в сплошные мучения. Но и оставаться в лесу без близкой перспективы выбраться отсюда тоже не годилось.
Поразмышляв, я пришел к выводу, что единственный приемлемый выход — добраться до ближайшего кордона, где жил бывший егерь, а ныне пенсионер Федор Лукич Тихоненко. Правда, лично я его не знал, но много слышал о нем: он часто держал у себя диких зверей. Этот кордон находился примерно меньше чем в километре отсюда, но в стороне от нужного мне направления. То есть мой путь несколько удлинялся, зато, возможно, появлялся реальный шанс засветло вернуться домой. И я не мешкая двинулся на кордон.
…Тихоненко сидел на ступеньке крыльца и ласково трепал по загривку лежащую рядом с ним на снегу большую собаку. Видимо, услышав скрип снега или почуяв меня, собака мгновенно вскочила и бросилась мне навстречу.
— Верный, назад! — поднимаясь, остановил ее Тихоненко.
Собака как вкопанная замерла в метре от меня, но во всем ее облике была такая злоба и неукротимая ярость, что мне стало даже как-то не по себе.
— Верный, свои! — успокоил хозяин собаку.
Я объяснил ему, кто я такой, как попал в беду, и он без лишних слов отправился в сарай за лыжами. Я тем временем смог хорошенько рассмотреть собаку. Серо-палевого окраса, с большой головой, мощной грудью и лапами. Она стояла передо мной и, не отрываясь, смотрела не меня. Когда наши взгляды встретились, то от этих желтых раскосых глаз у меня по всему телу даже мурашки побежали! И было отчего… Я отчетливо осознал: никакая это ни собака. А самый настоящий волк…
— Федор Лукич, ведь Верный — волк? — спросил я у подошедшего с лыжами Тихоненко. — Вам не доставляет неприятностей его агрессивность?
— Да нет… Просто он с недоверием относится ко всем посторонним и потому пытается меня защищать. А так он мирный. — Он снова погладил волка и продолжал: — Хотя он у меня сызмальства, можно сказать, я выкормил его, но держится он совершенно независимо. Мы с ним как бы на равных. Волк не терпит ни панибратства, ни покровительства. Главное для меня в наших отношениях ни в коем случае не показать ему свою слабость, боязнь. Если такое не дай Бог случится, волк никогда не подчинится такому человеку.
Недоверие, страх волка перед человеком заложен природой на генетическом уровне. А когда человек воспитывает дикого зверя со щенячьего возраста, эти чувства несколько притупляются. Однако это очень зыбкое равновесие. Достаточно любого, даже незначительного с точки зрения человека инцидента, как волк становится диким зверем, и доверие к людям сменяется неукротимой злобой. И уже никогда, никакие самые благие ухищрения, не вернут волчьего расположения.
Не скрою, я всегда с болью смотрю на волков в клетках зоопарка. Понурый вид, тусклый, безразличный взгляд, вялая походка, для вольнолюбивого животного — это тоска неизбывная. Как разительно все это отличается от того, когда зверь на воле! Волк сильный, ловкий, хитрый, удачливый охотник, наводящий страх на все живое. И никто не сможет переубедить меня в том, что истинное место волков только в природе.
Поблагодарив егеря за помощь, я встал на лыжи и двинулся домой. У ворот остановился и оглянулся. Хозяин и Верный смотрели мне вслед. Человек и волк — опасный дикий зверь. Они издревле враждовали и сумеют ли дальше ужиться, окончательно преодолеть природное чувство страха друг перед другом? Это большой вопрос, ответ на который может дать только время.
Правда, я до сих пор не встречал людей, которые долгое время могли бы поддерживать хорошие отношения с волками. Обычно все заканчивалось, как правило, для зверей весьма печально…
Комментарии (18)
Пользователь удалён
Странно, что охотник(?) сразу не опознал волка? :) Да и время уже дало ответ на "большой вопрос" автора.
КСН
До первой течной суки в округе...
Александр Алексеев
У моих родственников жил волк, а затем и его потомки от собак. Все они охраняли дом. Острейший нюх, ко всем домашним доброе отношение, к чужим - мягко говоря, недружелюбное. Не знаю, как нужно вести себя, чтобы выбесить волка, чтобы он проявил агрессию по отношению к хозяину.
Александр Алексеев
Ваше мнение
3 ответа
Сергей Акимов
Мне трудно судить о том что думает зверь в ту или иную минуту и что надо делать чтобы зверь о тебе плохо не думал. Здесь человека то не всегда до конца узнаешь а то дикий зверь. На счет волоков которые водились в Костромских лесах скажу так были они конечно добрыми волками по сути. По тому что когда я был маленький то наша собака а это помесь волка с собакой приносила нам еду в виде зайца. На меня это тогда оказало большое впечатление. Когда я открыл дверь из избы и у порога стоял наш пес а у его лап лежал здоровенный заяц русак. Зайца я есть отказался на что бабуля разрубили его по полам и отдала Шарику. Потом помню как мишка ел у нас дикую малину мы тогда жили на хуторе рядом с лесом. И помню что жила у нас правда не долго волчица но не в доме а около бани. Пока не ощенилась. Как бабуля сказала это была подруга Шарика. Помню как паслись козы у опушки а волчица с волчатами даже и не посмотрела в их сторону. Знаю одно что если человеку лес не трогать то и тебя ни кто трогать не будет. Дичи и зайца было очень много. Приходилось яблони укрывать корой от березы. А как сейчас не знаю. Человеку есть чего по есть. Нет такой необходимости пулять так налево и на право. Если волк приходит к жилье это плохо. Волк не должен приходит к человеку пока он не будет голодать. Из этого надо делать вывод. Надо помогать ему выживать хотя бы. Да и не только ему.
А может волк устал уже убивать. И по этому хочет чтобы за него это делал человек. По тому что хищник добреет а человек звереет. Может по этому тигр дружит с козлом. Как знать.
НИК.ИВАНЫЧ
Одно верно, зверь должен оставаться зверем и держаться от людей на расстоянии...приведенные вами примеры, возможно единичные случаи и были в жизни, но как исключения, остальное все сказанное вами телячьи нежности, выдумки, сказки, в которые вам хочется верить. Вы уже не мальчик, но ещё и не зрелый, видавший жизнь мужчина, чтобы делать такие поучения для остальных. Живете в своей урбанизации, вот и живите и ешьте то, чем вас там пичкают. Если вы не охотник, то и не стоит, как баба рассуждать об этом.
Komarkov Evgeny
Тигр с козла уже "спросил, что и следовало ожидать. "Добряк" волк "спросит" с любого, кто не докажет перед ним своего превосходства! Это закон любой стаи. Законов природы никто отменить не может, ну разве,что диванные мыслители о всеобщем благоденствии. В посте "наивное" незнание законов зоопсихологии, повадок животных, короче, человек из "зазеркалья" и все туда-же, рассуждать, предполагать, наставлять!
Александр Исаев
МАТЁРЫЙ. (Рассказ лесника) БАЛЛАДА
* * *
Пылает молодой костёр
На старом пепелище.
Охотный день, увы, истёк,
А ночью глаз не ищет.
Сидят мужчины у костра
Любуются на пламя…
Что ж, побеседовать пора
Коль рот едой не занят.
И как всегда в кругу друзей,
Начали с анекдотов,
Соревновались кто смешней
Расскажет про охоту.
Но тут, в ответ на волчий вой,
Залаяли собаки.
Прервался юмор речевой
И с ним пустые враки.
Тогда один седой бобыль
Сказал: «Ну вот, друзья!
Эх, расскажу сейчас вам быль.
Хожу я без ружья.
Ружьё есть дома, под замком.
Его уж взять не смею.
С матёрым волком был знаком.
С тех пор душой болею.
Свела нас горькая судьба
И примирила совесть,
Что без наказа в нас слаба,-
Об этом моя повесть.
Я лесником здесь много лет.
Всю жизнь им быть хотел.
В моей душе сомнений нет -
Прекрасен мой удел.
Своим гостям всегда я рад.
Но, коль стрелять охота
Не для спортивных там наград,
А чтоб удить кого-то,
Отнять за так чужую жизнь,
Пусть даже это зверь…
Кто голодает здесь, скажи?..
Вот и молчим теперь.
Закон звериный – сильным быть,
А не жиреть, как скотство.
Зверь убивает чтобы жить
И выкормить потомство…»
* * *
Так вот, однажды поутру
Я обходил владенья.
Мой пёс, покинув конуру,
Мне прибавлял веселья.
Зашли мы в дикие места.
Вдруг он насторожился.
Почуял запах. Неспроста!
На месте закружился,
Потом тихонечко завыл.
Опасный, видно, зверь!
Ну, а во мне охотный пыл
Проснулся… Я б теперь,
Чтоб повернулось всё назад,
И жизнь свою б отдал.
Не знал, какой готовит Ад
Проснувшийся вандал…
Мы долго шли, напав на след,
Устали, не совру,
И вот нашли (начало бед)
Мы волчью, слышь, нору.
С ружьём любой из нас удал!
В азарте целиком
Я у норы той увидал…
Стояла под бугром,
Расставив лапы, как боец,
Что насмерть будет биться,
Пусть одному из нас конец,
Оскалившись, волчица.
Почти не целясь, угодил
Той серой прямо в лоб,
А пёс волчат двоих убил,
Передушил, как блох…
Уже, когда прошёл азарт,
Мгновенный страх дуэли,
Мне захотелось вдруг назад
К жене и колыбели,
Где спит малышка, наша дочь,
Красивая как мать.
Вернусь, ещё не будет ночь,
Лишь надо шкуры снять.
Потом пришла на сердце грусть,
Что мать волчат убил.
Всё ж думал, позже разберусь,
Ну, а пока нет сил.
Но дум огонь в обратный путь
Мне мозг тоской сверлил.
Я говорил себе: «Забудь,
Ты волка лишь убил,
А он – разбойник, овцекрад.
В округе будет чище!»
Не думал я семь лет назад,
Что жив отец-волчище…
* * *
Пришёл домой, налил стакан
И выпил водку залпом,
Чтоб разорвать тех дум капкан
И смерти мерзкий запах.
Я, захмелев, сказал жене,
Что вышел на волчицу.
«Убил, а шкура – вон. Тебе!
К зиме, чай, пригодится.»
Жена дотронулась. «Нет сил!»-
Она сказала хмуро,-
«А малышей зачем убил?»
-«Да пёс их кончил сдуру!»
Поохав, села на кровать.
-«Зазря ты всё ж убил…»
-«Да будет на ночь горевать!»…
Но волк нам не простил.
Той ночью вдруг завёлся пёс,
Прям, рвался на цепи.
-«Кого там леший к нам принёс?»
-«Пойди сам, погляди.»
Ещё не выйдя на крыльцо,
Услышал волчий вой,
Но тут сорвался пёс цепной
И скрылся в тьме ночной.
Я снова в дом, ружьё схватил,
Пальнул с крыльца по звёздам,
Грызню на время прекратил,
Но было уже поздно.
Достал фонарь. Спешу! Во тьме
Лежит Дружок мой верный.
Уже на веки онемел.
Жаль, в лес ушёл соперник!
Похоронили утром пса.
Пришла беда – встречай!
Жена же шкуры отнесла
Из дома вон, в сарай.
А через сутки снова вой.
Мне ж чудится во сне:
«У нас с тобой не кончен бой
И нет конца войне!».
С неделю выл упрямый волк.
Я дробью по кустам.
Да видно, мал в той дроби толк
И волк опять выл там.
Через неделю сам пропал.
Лишь тишина в ответ.
В сарай подкоп я увидал -
Там шкурок больше нет.
С тех пор не видел я его,
Но очень чутко бдил
И без ружья… Куда – чего?
Я в жизнь не выходил.
* * *
Пришла зима. Жена рожать
Собралась сына мне.
Всё! Надо срочно уезжать:
Роддом-то ведь в селе.
Везу на санях по снежку,
Доволен я вполне.
Вдруг волк! Готовится к прыжку,
Но скалится он мне.
Как тут лошадки понесли!
По ямам, по ухабам…
А тряска, что ни говори,
Вредна тяжёлым бабам.
Я не могу коней унять.
Глядь, поворот уж скоро.
Ах! Волк тут выскочил опять
И кони с косогора…
Короче, выпала жена
И сильно повредилась.
Привёз в больницу, но она…
Навек со мной простилась.
Я горевал и слёзы лил.
Жены нет и сыночка,
Но смысл всё ж по жизни был -
Росла малышка-дочка.
Принёс в дом нового щенка,
Забавы ком весёлый.
Что ж, нитка жизни так тонка,
Но многое учёл я…
Капканы расставлял в лесу.
О волке все забота!
Наш с ним по жизни пересуд
Кончать была охота.
Но серый враг не лез в капкан.
Он очень умный был!
Никак не шёл на мой обман,
Лишь ночью с горя выл.
С ним я повыл бы заодно,
Но напугаю дочь.
Жаль, людям это не дано,
Чтоб как-то скрасить ночь.
* * *
Так больше года и прошло,
Как горькая слеза,
Но мой матёрый не ушёл:
Кругом его глаза.
Вот только выйду на крыльцо,
Вдохну табачный яд,
Они из тьмы сверлят в лицо
И злым огнём горят…
Раз, как-то летом, помянул
Жену я крепкой брагой
И крепко до утра заснул
Сражённый этой влагой.
Подросший пёс был на цепи,
На цепь сажаю редко,
Зачем-то лаять днём решил.
Вот, глупый малолетка!
Но пёс как будто звал меня
Да всё не унимался.
И я, что выпил проклиня,
Тут, наконец, поднялся…
И замер, выйдя на крыльцо.
В душе пожар рождался:
Смотрел волчище мне в лицо
И злобно улыбался,
А моё нежное дитя
Стояло с волком рядом,
За хвост зверюгу теребя,
Как будто так и надо.
Волк головой на дочь кивнул
И пал я на колени.
К врагу я руки протянул:
«Нет! Я прошу прощенья!
Меня, меня, порви меня,
Не трожь мою малышку,
Оставь её для света дня.
Не торжь! Ведь это слишком…
Прости!». Заплакал я навзрыд,
Завыл дурной белугой…
И в сердце был почти убит,
Беспомощен, напуган…
Зверь отвернулся и зевнул,
Но отошёл чуть прочь,
Потом девчонку подтолкнул -
Бери, мол, свою дочь.
А та, уйдя от палача,
Увидев мои муки,
По-детски что-то лопоча,
Пришла ко мне на руки
И стала слёзы вытирать
Коротенькой юбчонкой…
Добра ко мне, как её мать
Любовью мне вручённой…
* * *
Тут серый вышел со двора,
Ушёл в леса далёко.
Он победил. Ему – УРА!
Но очень одиноко…
* * *
Ну, что молчите, мужики,
О чём-то о своём?
Кто в благородстве велики
Поспорьте со зверьём…
Конец
Перевёл эту известную
байку охотников на стихи
Александр Исаев
1 ответ
Роман Федоров
Отлично !!
НИК.ИВАНЫЧ
Что здесь скажешь? Мо-ло-дец!
Умеешь рифмовать, шельмец.
Это шутка, не сердись
И если сам охотник, улыбнись.
Каждый мнит себя поэтом
Забывая лишь при этом
Когда чушь он сочиняет
Время ценное теряет
И не лень вам каждый день
Рифмовать такую хрень?
Вы хотели рассказать
И с упорством доказать
Чего не было и нет
И не увидит этот свет.
Слышал я уже ни раз
Этот сказочный рассказ
Небылица про волков
Для диванных чудаков.
Это враки, это бред
Вот такой мой вам ответ.
2 ответа
Сергей Глотов
Сказка ложь, да в ней намёк,
Вы главного не поняли,
То рассказ не про волков
И не про охотников!
Человек, кто не подлец,
Сердцем всё почувствует,
Просто убивать нельзя – противоестественно!
Джеймс Бонд
Вы, бездушный человек - помашите им ружьем,
У зверья короткий век и рассказ Ваш ни о чем.
Вы попробуйте руками лихо справиться с волками.
Лис и зайцев добивать, чтоб не лазили в сараи, заодно уж и в кровать...
И в двустволку посмотрите, в дуло прямо загляните...
Что увидите Вы там? Вы обделаетесь в хлам!!!
Волк без страха и упрека хоть и воет одиноко, но идет он напролом. Безоружный Вы сбежите, он смелее - согласитесь.
С ружьями - Вы на парад, а вот БЕЗ = трусливый брат!!!
И Валерке передайте, чтоб оружие продал, Вы ЗАКОН не забывайте:
Бог как дал, так тут же взял. Иногда второе чаще, потому что Вам с валеркой,как двуногим неразумным, 9 граммов прописал.
НИК.ИВАНЫЧ
Вот, пришел сейчас с охоты
Весь уставший и разбитый
Словно с каторжной работы
Голова одним забита
Как же так случилось это
Не могу понять я толком
Но сегодня мы добыли
На облаве лису, шакала
И не могу поверить-ВОЛКА!
Два НОЛЯ его сразили
Из Валеркиной двустволки
Много люди говорили
Что завелась у нас сучара
Ворует по ночам овечек
Оказалось, то ВОЛЧАРА!
Весом сорок килограмм
А свалить вора такого
Нам хватило и 3-х грамм
Александр Арапов
Александру Исаеву. Хорошая баллада, правда, ничего общего с реальной жизнью не имеющая. Прекрасный текст для группы "Король и Шут" в довесок к их "Леснику" и прочим "Страшным сказкам" А был бы жив Горшенёв, может быть и на оперу замахнулись...
НИК.ИВАНЫЧ
Плохое воспитание не компенсирует и образование...
П-фу, на вас!
Екатерина Овчарова
Известный натуралист и писатель Гржимек держал много волков, одни были такие тихие, что с ними можно было ездить в электричке, а к другим и походить слишком часто было опасно. Волки очень разные, как и собаки.
Олег ЧурСин
отчегожь и странно ....байкальскую лайку такожь ведь можно с волком попутать пока хвостик в кольцо не вскинет ....а на мордашку и облик практически один и тотже тип .....= пожелаете - выставлю фото ... у меня две лаечки мама и доча ее ... волчачьи мордашки .....
НИК.ИВАНЫЧ
Шли бы вы отсюда, Бонд
Здесь охотничий бомонд
Этот клуб для мужиков
А не для "зелёных" му...ков
Этот мир, он не про вас
Тут можно получить и в глаз
Правда только виртуально
Зато как оригинально!