Кировский капкан и рябиновый путик

Изображение Кировский капкан и рябиновый путик
Изображение Кировский капкан и рябиновый путик

Царство долгого бабьего лета, солнечного и ласкового, закончилось разом во второй половине октября. В тот год снег выпал неожиданно и остался лежать до самой весны.

Кажется, пора, подумал я и потащил новые капканы на свой путик.

К сезону надо подготовиться пораньше и основательно, иначе можно остаться, как пушкинская старуха, у разбитого корыта.

Я расставил капканы, развесил разный прикорм: голова кролика, головы куриц, тухлая рыба, ондатра. Вонь эту чуют звери за версту. Время покажет, где приманка вкуснее и где выводки куньи.

Сие дело спортивной охотой не назовешь, но это любимое дело мужика, который занимается промыслом — определить место и способ установки капканов, выбор прикорма, и, наконец, надежда на успех.

Все это заряжает такой силой, которая, видимо, дана только охотникам. Так вот, подготовку я закончил, и в один пасмурный день, в последних числах октября, отправился на проверку.

Однако ничего, кроме горького разочарования, там не испытал. Прикорм весело клевали птицы, а капканы, у которых были захлопнуты дуги, не могли этому помешать.

Читайте материал "Охота на косулю загоном: особенный день"

Мне даже казалось, что они злились. Злился и я, так как следы куниц были не у капканов, а у налитых соком ядреных кистей рябины, что висели тяжелыми грушами у самой земли. Костер рябины красной оставит меня без добычи.

Конечно, ее съедят со временем... А если... И я подвешиваю над капканом две большие кисти рябины. И взвожу его дуги. Ну и дела, мой путик нынче рябиновый!

Ноябрь принес много снега и работы. Он радовал, белил все вокруг и также приносил огорчения. Особенно изматывали длинные и пустые километры. Усталость валила с ног, а душа выла волком. Пусто, все время пусто.

Бывало, уже в потемках выскочит навстречу очумелый лис, а выстрелить по нему уже нет сил. Так как поднятый ствол ходит из стороны в сторону. Легонький карабин казался пудовым, и о при цельном выстреле не могло быть и речи.

Через несколько дней я появился у капкана с рябиной и был маленько огорчен. Что-то черное висело в капкане. Ворон? Нет... Батюшки! Так это косач, примороженный. В жизни такого не ловил. Эх ты, чудо краснобровое! Мало тебе веток рябины. Зачем в капкан лезешь?

Уже разжимая дуги, я заметил, что живот у птицы разорван, а, глянув вниз, увидал желанные следы куницы. Что, милая, мяса захотелось? Попробуем, кто кого обманет. Поделив косача на куски и зарядив капкан мясом птицы, стал ждать результата.

Дня через четыре я был у того же капкана. Капкан висел, а кусок косача лежал на снегу — пролов... Вот тебе и хваленые капканы под номером ноль, которые я купил в Кирове. Дешевые, тридцать рублей. Результат налицо. Ушла... Зачем мне бусы?! «Рябиновые бусы раз в году приносят счастье и беду». Как это точно.

Читайте материал "Требуется разъяснение МПР: перевозка снаряженного магазина отдельно от карабина"

Я заменил «нулевку» на первый номер и снова стал ждать. Но надежды на успех было мало. Ушедшая куница обходит такие места. Но иногда лезут и трехлапые. Однако через неделю я был снова там. Ура! Попался! Кун, но тот ли?

Вскоре на каникулы из Кирова приехал мой маленький друг Артемка, будущий охотовед, которого с ранних лет натаскивал я.

И вот снова, как и раньше, бредем мы с ним по полевой дороге, к моим путикам, на которых и он бывал не единожды. Я его тяну на другой путик, а он меня на рябиновый. «Артемий, взмолился я, так недавно его проверял! Что там, стая бегает?» «Ой, чует мое сердце, бегает дядь Вить», — отвечает Артемка. «Ладно, пошли».

И точно, не успели зайти в лес, как мы наткнулись на свежий след куницы. «Вот видите, — улыбается Артем, — там она. В том году я вам куницу нашел. У комбайна, что ли? Да, именно там. Так я ее изловил. Просто капкан привязал к ветке, что длиной метра в три, а прикорм под железяку. Попалась! Дядь Вить, так и в этом висит! Слава, слава создателю! Рябиновый работает!»

Читайте материал "Идем на окуня с блесной"

Но недолго музыка в тот год играла. Третья куница подходила к рябиновому, наверное, первая, обошла. А капканы «нулевка» отпускали куниц, и те, видать, узнали, что к чему... Я чесал лысину и ругался, ну вы совсем обнаглели! Главное, капкан не спустили.

И ни мед, ни сгущенка, ничто не манило куниц в капканы. Однако согревало одно, тогда и до сих пор: что был в моей жизни путик. С таким ласковым названием — рябиновый.