Поэтому, отправляясь на тягу в ближнем Подмосковье, а это всего в 40 километрах от МКАД, с моим другом Петром Зверевым я рассчитывал увидеть примерно то же, что мне доводилось видеть и в других местах Московской области.
Вальдшнепа нам добыть было очень нужно.
В настоящее время в научной группе «Вальдшнеп» открыта программа сбора биоматериала, с целью определить особенности географической изменчивости вида, гнездящегося на территории России с запада на восток, посредством исследования морфологии строения черепа добытых вальдшнепов из популяций, населяющих различные регионы страны.
С погодой нам, однако, не повезло. С утра зарядил сильный холодный дождь, который продолжался с перерывами весь день и только к вечеру поутих.
Но воздух был пропитан водяной пылью, ветер гнал по небу с северо-запада низкие свинцовые тучи, из которых на землю временами сыпалась мелкая противная морось.
В общем, погода для охоты на тяге не ахти какая, и поэтому мы с Петром далеко углубляться в лес не стали, а остановились на довольно уютной полянке, примыкающей к заросшей мелкоросом старой вырубке всего в нескольких сотнях метрах от автомобильной трассы.
Читайте материал "Весенний вальдшнеп: рецепт приготовления"
От полянки через вырубку шла старая, уже сильно заросшая лесовозная дорога, и в самом ее начале росли два старых дуплистых уже почти высохших дуба. В центре этой полянки мы и заняли позицию — Петр, его верный пойнтер Пич и ваш покорный слуга.
Время на часах было 19.30, и в принципе по такой погоде можно было ожидать, что тяга вот-вот может начаться. Но только примерно в пятнадцать минут девятого мы услышали очень слабое цыканье в дальнем конце вырубки, примерно там, куда уходила лесовозная дорога.
Повернув в этом направлении головы, мы пытаемся разглядеть источник звука. Вот он! Едва заметной темной тенью на большой скорости молча проносится стелющимся полетом, чуть прикрываясь темными верхушками осинок и березок на высоте чуть выше человеческого роста!
Стрелять далековато, да и есть шанс, что снаряд дроби будет рассеян верхушками бредняка. Нет, этот явно не наш, но насколько необычен его полет! Такого мне от «объездчика» ожидать никак не приходилось.
Проходит еще пара минут. «Летит!» — восклицает Петр. Я поворачиваю голову вправо и… из-за спины у меня молча выскакивает черная тень и плавно пикирует прямо на дорогу. Вальдшнепиха! Поэтому и летела молча, и Петр ее случайно увидел, потому что смотрел именно в ту сторону.
Опять не то, а сумерки продолжают быстро сгущаться. Петр, повернувшись лицом ко мне, продолжает следить за тем, что происходит у меня за спиной. Я пытаюсь хоть что-нибудь услышать похожее на цыканье или хорканье. Но нет, полная тишина.
Читайте материал "26 мая — двадцатый учет вальдшнепов на вечерней тяге"
«Летит! У тебя за спиной!» — Петя снова скорее увидел, чем услышал вальдшнепа. Но и этот лишь промелькнул за верхушками деревьев. Вот так тяга.
Похоже, антропогенный пресс так зашугал вальдшнепов, что они лишний звук произвести боятся! Летают, практически молча да еще прикрываются верхушками деревьев. Попробуй возьми такого! Петя говорит, что у меня за спиной проскочил еще один, и тоже молча!
«Летит, летит, Алексей!» — вновь восклицает Петр, и я тоже слышу едва уловимое хорканье. Слева за спиной. Вот он выскакивает слева направо, прикрываясь верхушками березок, окаймляющими полянку слева.
Выстрел навскидку и вальдшнеп комом летит вниз! Чуркой стукнулся о землю возле белеющего в чаще пятна нерастаявшего снега. Ну вот и нашлась работа для Пича. И он с ней справляется на «пятерку»! Уже почти совсем стемнело.
И над вырубкой опять только с цыканьем также стелется еще одна черная тень! Этот «наплывает» вполне убойно. Но Петя стрелять его не дает. «Хватит, Алеша!» — назидательно выговаривает он мне. Ну что же, его можно понять.
Он здесь ловит вальдшнепов с целью кольцевания, и для него каждый уцелевший после охоты вальдшнеп прямой кандидат получить блестящий «браслет» на лапку. Правда, там, куда он улетит на зимовку, его это вряд ли спасет. В лучшем случае придет о нем весточка в нашу группу.
Читайте материал "Подмосковная вечерка: о тяге вальдшнепа"
Хотелось бы заметить, что необычное поведение вальдшнепов в этом месте, конечно, обусловлено постоянным фактором беспокойства из-за большого присутствия людей в местных лесах и большим числом охотников, для которых охота на вальдшнепа на весенней тяге едва ли не единственная возможность поохотиться так близко от Москвы.
Вот и приходится птице приспосабливаться, чтобы выжить. Что она, судя по всему, небезуспешно и делает.
Комментарии (11)
КСН
Вывод автора насчёт зависимости поведения вальдшнепа от антропогенного воздействия - полная чушь!
Была у меня 10-дневка в 40 км от аэропорта Внуково при норме добычи в ту пору 4 вальдшнепа.
Начинал охоту со снега по колено и заканчивал горящей сухой травой вдоль дорог.
Так вот поведение вальдшнепов в разные дни в одном и том же месте было очень разным: и как бабочки порхали, и метеором молча проносились, и взлетали и садились на глазах.
По 4 разрешённых птицы я в тот сезон брал не раз. Могу даже место теперь назвать, так как в 2012 году оно вошло в состав города Москвы. Место называется Круги. В районе Рассудово, Яковлевское.
Дмитрий Астахов
Да бывает все. Только в этом сезоне заметил- стоишь на мелятнике-идут с голосом. Над лесом -15 метров и выше -идут молча. Поняв это-вставал только в мелятнике-типа вырубка-не выше 5 метров и все с голосом.. Ну пока это понял-время прошло и погода изменилась. Но все едино-шли с голосом-мало-но шли.
Александр Арапов
Нынешняя тяга в нашей местности в точности повторяет то, что описано Алексеем Стефановичем в очерке. Те же "загадочные тени", порой без сопровождения обычных хорканий и цвирканий и молчаливый полёт "теней" на уровне человеческого роста, однако я связал эти особенности тяги с довольно суровыми погодными условиями: холод, снег, сильный ветер, а не с какими-то приспособительными особенностями, вдруг возникшими вследствие фактора беспокойства. А иначе, следуя логике автора, скоро "нашуганные" рябчики перестанут перекликаться и конец охоте с манком. Глухарь будет токовать, исполняя только первую часть своей песни и не будет терять способность слышать. Утки перестанут крякать и так далее...
Наверное, дело всё-таки в погоде, а не в каком-то эволюционном ( в данном случае революционном) скачке в поведении вальдшнепов.
Особенности полёта-низко, высоко, над деревьями, противозенитный манёвр на шум или после свиста дроби-это другое дело и всё укладывается в обычную схему инстинктивного поведения в ответ на опасность. Но, чтобы тянуть молча специально. Может ли это быть? По-моему, так вряд ли.
7 ответов
Дмитрий Астахов
Тут заметил-в том году-17 - стоял в Подольском районе. Тяга ни какая. но вот под конец-темно уже почти-вибрациЯ-звук хорканья не слышу- идет- увидел Выстрел-только на излете.Ясно дело- "стволы продул"
В том же году-17-м-слышу-вибрация-Идет. Готовлюсь и ... идет с такой скоростью-мрак. Даже вскинуть не успел. Но вибрация была такая же. Ну потом пошли как по классике. Но не попал.
Александр Арапов
Дмитрий, вибрация это, наверное инфразвук. Поздравляю. Не всем дано слышать. Видимо возраст. У меня так наоборот, при нормальном слухе, перестал слышать рябчика. эти частоты, как срезало.
Дмитрий Астахов
Интересно- в этом году не слышал ничего. Вот что показательно. Но насчет-что шли с голосом над мелколесьем-заметил.Специально так и становился в Вологодской-это было однозначно так.Два выскочили из .леса-молча. . Стрелял. но..Но руже-питч не тот.(отписал уже) стрелял-все мимо. А вот в Московской- типа в Талдомском р-не-над вырубкой идет- фыркает. Над лесом-молча.ну также обстрелялся-мимо.. Собакин только гильзы собирал.
Алексей Стефанович
По поводу такого рода сомнений могу сказать следующее. Вальдшнепом мы занимаемся давно и просто так соответствующих выводов не делаем. Все дело в том, что эта тяга в описанных угодьях для меня отнюдь не первая. Впервые в эти места мы попали 10 лет назад и все было почти точно также. Вальдшнеп шел практически молча, в основном вполдерева, так что еще по-светлому разглядеть его было непросто на фоне деревьев. Отсюда и стрельба была крайне сложной. Погода тогда была вполне приличной - тихий, безветренный апрельский вечер, без дождя. Переменная облачность.Судя по всему это был именно местный вальдшнеп, малочисленный и исключительно осторожный. Ничего подобного мне не приходилось видеть ни в каком другом месте. Хотя вальдшнепов нам приходилось отстреливать на тяге во многих регионах России. Что касается посещаемости этих угодий охотниками, то о их плотности говорит хотя бы тот факт, что на всем протяжении идущей через лес трассы через каждые 100 метров стояла машина. И пальба в лесу стояла как на стенде, хотя птицы было заведомо мало. Тогда на трех стрелков мы зафиксировали порядка 10 контактов. Примерно также было и в этот раз, только народу в лесу в связи с погодой было поменьше. Так что все сходится.
Александр Арапов
Именно потому, что Вы вальдшнепом занимаетесь давно, меня и удивил посыл очерка о том, что вальдшнепы приспособились тянуть молча. Может быть я и ошибаюсь, но здесь нет никакой загадки. Вы правы в оценке отрицательного воздействия антропогенного фактора на вальдшнепов в этой местности. Однако, то, что Вы наблюдали это НЕ ТЯГА, а испуганные шараханья птиц. Им не до брачного поведения. Это напоминает тетеревиный ток, постоянно пугаемый. Одни начинают бомотать, но постоянно срываются и улетают, другие всё-таки токуют, но тоже постоянно настораживаются, и так далее. То же самое на разбитых глухариных токах. Ну не до токования, не до хорканья испуганным птицам. В таких угодьях необходимо жёстко контролировать охотничью нагрузку и ограничивать её. В очерке косвенно говорится об этом.
Что касается фразы "приспосабливаться, чтобы выжить", думаю, здесь она неуместна, поскольку вальдшнеп и так приспособлен, чтобы выживать, но вот к воздействию человека приспособиться просто не успеет, вследствие значительной длительности эволюционных процессов. В эволюции вальдшнепа человек с его собакми, ружьями лишь короткий, но, пожалуй, роковой миг.
С уважением, успехов.
Алексей Стефанович
Вы очень серьезно воспринимаете все что написано автором. И это похвально. Но указанную Вами фразу я написал с определенной долей юмора. В очерках об охоте он, на мой взгляд, весьма полезен. Особенно для вдумчивого читателя.
Александр Арапов
Ну, теперь точно всё сошлось.
Владимир Масоликов
Сколько поколений охотиться на вальдшнепа, а вопросов всё не убывает! Тем он нам и интересен!