Но власти оставались глухи к разумным предложениям и продолжали гнуть свою разрушительную линию.
Это привело к тому, что из отрасли ушли биологи-охотоведы и специалисты, благодаря которым еще удавалось сохранять охотоведческие традиции и осуществлять профессиональное руководство охотничьим хозяйством России.
Такое отношение аукнулось!
Сегодня, когда кинулись возрождать Охотдепартамент, специалистов-то уже и нет!
В 1995 году был принят Закон «О животном мире». Он ст. 41 «Охота» указал, что «Отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе настоящего Федерального закона специальным Федеральным законом и принимаемыми, в соответствии с ним, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации».
Это единственный закон в области охоты, который можно поставить в заслугу Госдуме. Наши законодатели, сказав «а», приняли Закон «О животном мире», но дальше с алфавитом у них случилась напряженка.
Чиновники и Госдума годами валандались с Законом «Об охоте и охотничьем хозяйстве», растаскивая охотничьи угодья и всячески стараясь выдавить из них простых охотников и тем самым вынося их интересы за скобки правового поля. Что и продолжается по сей день.
Жизнь не стоит на месте. Некоторые субъекты РФ были вынуждены разрабатывать и принимать свои законы об охоте и охотничьем хозяйстве.
К примеру, так поступили в Республике Башкортостан, в Хабаровском крае, в Московской, Ленинградской, Самарской областях и в других субъектах.
Справедливости ради, надо отметить, что и на федеральном уровне велась работа над Законом «Об охоте и охотничьем хозяйстве».
В ней приняли активное участие такие уважаемые люди, как Н.П. Астафьев, старший советник юстиции, и председатель Комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию, В. Дежкин, ныне покойный, ученый, биолог-охотовед, и другие.
Всего было разработано более двадцати вариантов этого закона, но дело до рассмотрения на заседании Думы так и не дошло. Спрашивается, какие такие могущественные силы не позволяли принять закон?
Не надо думать, что наши депутаты были «первопроходцами» в разработке подобного закона. Заглянули бы в законодательство соседней Беларуси, там много поучительного.
Первым, основополагающим документом, регламентирующим занятие охотой и ведение охотничьего хозяйства, стал Закон «Об охране и использовании животного мира», 1996 год. В последующем все госучреждения и хозяйствующие субъекты руководствовались Указом Президента РФ № 580 от 08.12.2005 г.
В этот же день им был подписан указ № 581 «Об усилении ответственности за нарушения правил ведения рыболовного и охотничьего хозяйства, рыболовства и охоты». В дополнение к Указу № 580 президент 15.12.2005 г. утвердил «Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты».
В этом объемном документе были ответы на все вопросы. Охотничьи угодья предоставлялись юридическим лицам в аренду на основании решений местных Советов депутатов по результатам проведения открытых конкурсов и аукционов.
Одной из причин в отказе представлений охотничьих угодий в аренду могло быть обоснованное несогласие граждан, проживающих на соответствующей земле.
Если бы Дума РФ записала в своих законах такое требование, то и не было бы проблем у охотников Ольхонского района Иркутской области или у охотников Бежецкого района Тверской. Но наши депутаты не опустились до такой «мелочи», чтобы побеспокоиться о своих избирателях.
Вышеназванные Указы президента Беларуси сыграли свою положительную роль, и 21 марта 2018 г. он подписал новый Указ, № 112, «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства». Настоящим Указом определено, что Минлесхоз проводит единую государственную, в том числе научно-техническую политику, в области ведения охотничьего хозяйства.
Этим же Указом определены «Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты». И уже ни у кого из чиновников не возникнет соблазна внести в них «отсебятину».
По этим вопросам были опубликованы материалы С. Фокина в «РОГ». Я остановлюсь лишь на некоторых положениях, о которых мечтают российские охотники.
Все мы знаем, что в Республике Беларусь средние зарплаты и пенсии несколько выше, чем в России. Однако власти стараются не обременять охотника высокими поборами. Если охотники принимают активное участие в биотехнических мероприятиях, то плата с них может вообще не взиматься.
Белорусскому обществу охотников (БООР) в 2006 году был присвоен статус Республиканского государственно-общественного объединения, и ему из бюджета выделяются средства на укрепление материально-технической базы.
В Правилах даны определения, что такое вольер и вольерная охота, егерские услуги, понятие егерь и другое. Все предельно ясно и не вызывает никаких кривотолков.
Государственная пошлина за предоставление права на охоту уплачивается до начала охоты и подтверждает право на охоту в течение 12 месяцев со дня уплаты. Государственное удостоверение на право охоты выдается охотхозяйственным республиканским УП «Белгосохота».
Определены порядок прохождения специального охотничьего экзамена (охотминимума), программа подготовки к нему, а экзаменационные тесты утверждаются Минлесхозом по согласованию с МПР. Плата за прохождение специального охотничьего экзамена вносится на счет УП «Белгосохота».
Пристрелка охотничьего оружия должна производиться в охотничьих угодьях в местах, специально отведенных для этих целей.
Также пристрелка оружия вне специально отведенных для этого местах может проводиться охотниками в процессе охоты, в местах с естественным ограждением или в отдельных местах, хорошо просматриваемых на всю дистанцию полета пули или снаряда.
Остается только порадоваться за белорусских охотников. И совсем другое положение с нашей организацией РОРС. Ее задвинули законом в «Общественные организации», приравняв к обществу филателистов, не заставив только языком марки клеить.
А ведь это мощнейшая организация, занятая в сфере материального производства. У наших чиновников одна забота — как можно больше оттяпать у нее лакомых кусков охотугодий.
Я не перестаю удивляться деятельности Кабмина РФ. Для него вообще охоты и охотничьего хозяйства как бы и не существует. Президент дважды давал поручения Правительству РФ по улучшению работы в этой сфере, и оба раза они были провалены. Демонстрируя, таким образом, свою некомпетентность и неисполнительность.
Об уровне мышления наших министров можно судить по обсуждаемым вопросам по развитию Дальнего Востока на заседании президиума Госсовета (2018 г.), поднятые В. Путиным, где они показали полную неподготовленность.
Особенно отличился министр М. Орешкин. На вопросы президента у него был один ответ — «Счас уточню». Не лучшим образом Орешкин проявил себя на слушании в Совфеде в сентябре 2017 года, когда В. Матвиенко отчитала выступившего с докладом Орешкина за отсутствие «прорывных идей».
Не менее удивил М. Орешкин, выступая в Госдуме на правительственном часе, рассказывая о поддержке малого и среднего бизнеса. Спикеру В. Володину его отчет показался бессодержательным, продолжение разговора он назвал «тратой времени», заявив, что хочется услышать, что делает министерство для того, чтобы наша экономика развивалась.
Орешкину предложили лучше подготовиться и прийти в конце марта — начале апреля с конкретными предложениями — как добиться роста экономики на 3% в год. И это уровень мышления наших министров!
Приведу пример из личной службы, не хвастовства ради, а усиления чувства ответственности для... Мне предстояло заслушивание на военном совете у Командующего Киевского военного округа, Героя Советского Союза генерал-полковника Салманова.
Я должен был доложить, как на учении с элементами мобилизационной готовности полком были успешно решены поставленные задачи.
Командир соседнего полка, старый служака, провожая меня на совет, напутствовал: «Не «якай», помни, твоему успеху сопутствовали умелые действия командиров батальонов и начальников служб полка, тебя будут слушать офицеры и генералы с фронтовым опытом за плечами».
Если бы Командующий округом за мою некомпетентность выставил бы меня за порог военного совета, я бы от такого позора застрелился бы!
А с Орешкина как с гуся вода, он даже не подал в отставку! Меня отцы-командиры учили относиться к своим ошибкам так: раз — случайность, два — совпадение, три — система. Сигнал — бди в корень, в себя.
Я удивлен равнодушием к охотхозяйственной деятельности таких «зубров», как два вице-премьера — Т. Голикова и А. Силуанов. Они цену копеечке знают. И как это они могут спокойно слушать о том, что ущерб от браконьерства животному миру составляет в год до 18 миллиардов рублей, а черные лесорубы выкашивают лесов на 30 миллиардов.
Почему они ни разу не поставили этот вопрос на слушании в Правительстве РФ? Вот загадка! Или последний случай.
20 февраля 2019 года, когда вся страна, прильнув к экранам телевизоров, слушала послание Президента РФ В. Путина Федеральному собранию, в это время на границе с Курганской областью задержали оголодавших члена Политсовета «ЕР» Тюменской области, председателя комитета по ТПП по рекламе, члена Общественной палаты, президента организации «Мир добрых дел» В. Красноштанова и директора Тюменского яхт-клуба «Аквамарин» Д. Очирова, отстрелявших из-под фар ночью шесть косуль, четыре из них оказались — беременные самки.
Действительно, нет повести печальнее…
Комментарии (1)
Алекс Катранов
Законов много, да толку мало...