Летом ночи почти нет. Вечера стоят долгие, тихие. Отгоревший закат долго тлеет светло-голубой каймой у горизонта. Но потухнет и она, чтобы через пару часов народиться вновь.
В это самое время охотники уже в полях. Вот и мы тоже пробуем найти свою удачу. Идём осторожно по вьющейся через лес тропинке. Деревья, обступив нас высокой стеной, ещё хранят ночной сумрак, но лес не спит и, кажется, не ложился. В кусте черёмухи, одетой в белый цвет, звенит, пощелкивая переливными трелями, песня соловья. Из пышной кроны клёна льётся звонкий пересвист иволги. Вальдшнепы, покинутые севшими на гнёзда подругами, ошалело тянут над лесом с призывным хорканьем.
Утренник тронул траву серебристым инеем. Еда заметено колышется листва в верхушках деревьев. Воздух холоден и свеж и обжигает лёгкие, как хватанёшь его полной грудью. Идём не спеша, выверяя каждый шаг. Но нет-нет, а под ногами взорвётся что-то тихим хрустом. Присмотрелся, а это улитки - ползут, таща на себе завитушку раковины, ощупывая сырую землю нитями-рожками. Эх, бедолаги, как же мне вас обойти, не раздавить? Много вас, всех-то и не углядишь. И я иду дальше, тщательно выбирая место, куда поставить ногу, внутренне вздрагивая каждый раз, когда под сапогом лопнет очередной панцирь.
Тропинка, вынырнув из низинки, пошла вверх. Наш проводник Айнарс дал знак быть осторожнее. Впереди чернолесье расступалось широким лугом, со всех сторон окруженным высокими деревьями. В этом тихом, глухом уголке, скрытым от посторонних глаз, егерь не раз замечал косуль, выходящих из леса полакомиться сочной молодой травой. Не дойдя нескольких метров до опушки, мы припали к биноклям. «Есть!» - невольно вырвалось у меня шёпотом, когда в блуждающем по зеленому ковру окуляре оптики появились два рыжеватых пятна. Косули! Вот это везение! Охота только началась, а мы уже нашли того, за кем пришли!
Я крутанул рычажок кратности на максимум и примостил бинокль к суку берёзы, чтобы унять пляшущее перед глазами изображение. Оперевшись о ствол дерева, сделал глубокий выдох и присмотрелся. Одна из косуль, пережёвывая траву, по-коровьи мерно двигала челюстями, поглядывая по сторонам. Вторая, уткнув морду в уже поднявшийся по колено травостой, кормилась. Время шло, и я до рези в глазах пытался высмотреть, какие у неё рога. То, что передо мною самец, было очевидно по размеру и стати зверя. Наконец косуля подняла голову. Два толстых сука кряжистых рогов, расходясь вверху побелевшими концами, высились над её ушами.
«Неплохой козлик», - констатировал егерь, тоже изучавший косулю в бинокль.
«Ну, что, будем брать?» - посмотрев на меня хитрым прищуром, спросил он.
«Конечно!» - мечтая поскорей начать охоту, ответил я.
Косули паслись в дальнем конце луга, немного правее от нас. До них было метров под триста. Облачко талька, выпущенное из моего «дымокура», тая в воздухе, поплыло к лесу на нашей стороне. Ветер нам сегодня благоприятствовал.
Наскоком этого козлика, конечно, нам было не взять. Для выстрела далеко, напрямки не подойдёшь. На лугу ни куста, ни дерева, чем бы можно было прикрытья, скрадывая зверей. Но небольшой взгорок левее, протянувшийся почти до конца поля, позволял не замеченными, подобраться поближе. Когда жена насмотрелась на животных, мы отступили назад и кромкой леса зашли за холмик. Пригнувшись, наша маленькая компания тихо двинулись вдоль него, сокращая разделяющее нас с косулями расстояние.
Без труда удалось пройти половину пути, но дальше наше прикрытие становилось всё покатее, и мы ниже и ниже пригибались к земле. В конце концов, взгорок почти совсем сошёл на нет, и последние пару десятков метров мы преодолевали уже ползком.
Стараясь не делать резких движений, охотники осторожно выглянули из-за пригорка. Нечего не подозревающие косули продолжали пастись, немного сместившись от опушки на луг. Это было нам только на руку. Айнарс замерил расстояние - 130 метров. Ближе уже никак не подобраться. Надо вставать и стрелять.
Как часто бывает перед развязкой, когда понимаешь, что через секунды решится исход охоты, меня охватило лёгкое волнение. При мысли, что сейчас мне предстоит ещё и выступление на публике, оно усилилось многократно. Сомнения роились голове. «А что, если я промахнусь, да ещё на глазах у жены? Что подумает Айнар, до сих пор считающий меня неплохим стрелком, когда одним выстрелом я разрушу подготовленную им утреннюю охоту?» «А если, что того хуже, сделаю подранка?»
«Эх, будь, что будет!» - собравшись, я сделал три глубоких вдоха и, поборов мандраж, медленно поднялся на ноги.
Косули, заметив выросшее из-под земли изваяние, настороженно подняли головы.
Маска на лице и камуфлированная одежда дали мне несколько секунд форы, прежде чем звери распознают обман и дадут дёру. Но, стараясь приладить прыгающее по силуэту козла перекрестье туда, где должно быть сердце, я затянул с выстрелом.
Коза, опасливо озираясь, затрусила к лесу. За ней последовал и самец. Отбежав немного, косули остановились, и, вытянув шеи, снова посмотрели в мою сторону. Нельзя было медлить ни секунды. Лишь только крестик прицела скакнул на лопатку козла, я спустил курок. Ударил выстрел, и за спиной животного в траве взметнулось пепельно-серое облачко. Испуганный зверь опрометью бросился наутёк. «Промазал, промазал! Так сплоховал, да ещё и при свидетелях!» - молнией пролетело в голове, пока я передёргивал затвор «Блейзера».
Уже не думая, какое брать упреждение, я интуитивно вынес ствол на полметра вперёд от летящего над травой козла и снова выстрелил. Косуля споткнулась и кувыркнулась в траву. Быстро перезарядившись, я взял «на мушку» место, куда свалился зверь, в готовности выстрелить ещё, если он поднимется. Хотя я знал, чувствовал, что это уже не понадобится. Меня переполняло ликование и гордость от того, что охота, летящая в пропасть, в одно мгновение обернулась триумфом. Эх, как же был красив тот выстрел!
Но если бы я знал, чем всё это кончится, я бы и не стрелял вовсе…
«Молодец, хорошо попал!» - похвалил Айнарс. Однако поздравлять было рано.
Над пушистыми шарами одуванчиков поднялась голова козла и тут же, бессильно повалилась назад в траву. Всё-таки подранок! Мы подошли чуть поближе и выждали минут пять, надеясь, что козлик угаснет. Но бедняга всё никак не хотел сдаваться, снова и снова пытаясь встать.
«Вам лучше постоять здесь, там не будет ничего интересного», - насколько можно деликатно попросил товарищ мою супругу. Взяв карабин на изготовку, я осторожно двинулся к косуле. Айнар шёл рядом.
Над одуванчиками снова показалась голова маленького оленя. Заметив приближающихся людей, в последнем отчаянном рывке, он вскочил на ноги и, шатаясь из стороны в сторону, бросился бежать.
Не целясь, я выпалил навскидку и опять промахнулся. В тот же миг силы покинули козелка, и он, беспомощно взбрыкивая копытами, завалился на спину. Выхватив нож, в несколько прыжков я настиг его. Козёл, вытаращив на меня круглые, полные ужаса глаза, закричал отрывисто и низко. По рассеянности я забыл поправить клинок перед охотой, и теперь, придавив сапогом к земле голову косули, бестолково водил притупившимся лезвием по её шее. Наконец сталь ухватилась за шкуру и одним махом рассекла горло. Бурля и пенясь из раны хлынула кровь, обдав теплой струёй мою руку. Зверь стал затихать, и вскоре всё было кончено. Глаза косули подернулись лёгкой пеленой, и взгляд стал пустым и бессмысленным.
Вытирая руки о мокрую от росы траву, я оглянулся. Чуть поодаль покинуто стояла жена. По её щекам катились слёзы. В одно мгновение охота обернулась полным провалом.
Комментарии (31)
КСН
Всегда узнаваемый и тяжёлый для чтения из-за обилия определений стиль Д.Каширина.
Не просто проводник, а подчёркнуто "наш проводник Айнарс", т.е. купленный(оплаченный).
Дать жене возможность послушать крик раненой козы, доведя женщину до слёз - это лишнее.
Конечно, сделать из рядовой охоты на косулю красивую конфетку - рассказ-фотоотчёт не каждый сможет.
2 ответа
Георгий
Зато есть возможность сравнить изложение Каширина со слогом Сергея Ястржембского.
Александр Арапов
Стиль тяжелый от тяжелой ситуации. Мне же вспоминается прекрасный очерк об летней охоте с легавой и написано легко и поэтично, даже не пожалею этого слова. Африканские очерки интересны техническими подробностями, но чувствуется общая озабоченность, может быть ответственность, автора, понятно почему. По-охотничьи хорош рассказ об охоте на Южном Урале, хотя, кроме рябчиков там ничего нет.
Так, что поклонники не поклонники, а читающие с интересом имеются!
КСН
Согласен, что появилась возможность сравнить, так как в кои веки охотник-администратор форума выложил своё и чужое о трофейной охоте рядом.
Но так "Отгоревший закат долго тлеет светло-голубой каймой у горизонта" может сказать только Д.Каширин.
С.Ястржембский здесь и рядом не стоял.
Я думаю, что Дмитрий, пришедший гораздо раньше Сергея в охоту(по возрасту) переплюнет Ястржембского в плане трофейной охоты. Амбициозный парень.
2 ответа
Александр Стефанович
Охота же трофейная.
Тот плюет дальше у кого бабла больше.
Пусть в поле с легавыми выходят.
Георгий
Хорошо, что только один...
Aleks Jarkovoj
Ну, не знаю мужики. Первая дичь, по которой мне расхотелось стрелять-это косуля. Но дело не в этом, потому как глубоко личное.Охота порой занятие жестокое. Я в свое время тоже был не святым, но описывать сцену мучений подранка и перерезания горла никогда бы не стал. После такого прочтения объект охоты выглядит как жертва.
КСН
Хорошо то, что Д. Каширин и не скрывает, что он обескуражен таким развитием охоты.
А вообще-то мне показали видео охот на кабана в Беларуси с участием Д.Каширина, где он стреляет из болтовика.
Поверьте, стрелять он умеет. И фото той охоты здесь не уместно, так как не будет понято.
2 ответа
Георгий
Так зачем с ножом "изощряться", не думаю, что патрона жалко. Похоже резать у некоторых охотников в крови.
КСН
Режут обычно, избегая лишнего шума от выстрела.
Так что браконьерские замашки на оплаченной охоте присутствуют.
Думаю, что только автор сможет пояснить своё поведение с тупым ножом в руках.
Алексей Стефанович
Автор написал рассказ о том как не надо охотиться. Судя по всему, не совсем понимая что это так. Такие рассказы время от времени появляются в охотничьей печати и бывают полезны. Но не всегда. В данном случае рассказ автора, скорее всего, приведет к росту численности отряда антиохотников. Поэтому остается надеяться, что, прежде чем публиковать свой очередной охотничий рассказ, автор хорошенько подумает о том, что он написал, как изложил, и к чему его публикация может привести.
1 ответ
Валентин Бодунков
Думаю, если среди охотников провести референдум по какому-нибудь вопросу, то их сообщество разделится в соотношении 50 на 50. Ну, или 60 на 40. Но, однозначно, ни как не 90 к 10. Сегодня нет среди охотников единого мнения даже на то, что, казалось бы, их должно объединять – на охоту. Уж, не говоря о других проблемных вопросах.
Раньше охотников объединяла охотничья этика, соответственно, и говорили - «правильный охотник», величая иных «охотничками»... Казалось бы, и сегодня всех должна объединять этика охотника, но и здесь нет единства – оказывается у каждого своя «этика». А чтобы здесь продвигать правильную этику, оказывается надо быть "выше" общественной хулы «заклятых друзей», зависти конкурентов и плевков от обиженных»...
Мы сами в своих публикациях и комментариях даём пояснения и отвечаем на известный вопрос «Who is who?»...
владимир козявин
Боюсь, что не только "охота обернулась полным провалом".
владимир козявин
Кстати, существует поверье,перед охотой нож не точат...
Филипп Стогов
Надеюсь, что до развода не дойдет, но судя по всему, впечатлительную жену на такие охоты, где при удачном раскладе придется спускать кровь, лучше не брать. Не понятно, чего всполошились и опечалились по поводу "зеленых", которые, конечно же, могут сей рассказ, а рассказ, безусловно, правдивый, охотничий, использовать в своих "псевдогуманных" целях. Но если ориентироваться на них, так лучше вообще сайт закрыть и уйти в подполье и общаться только через "личку", стыдливо рассматривая фотографии и восхищаясь текстом. Поменьше надо "моськам" внимания уделять. Может кого-то и покоробило, что козла дорезали, пусть и не умело из-за притупившегося ножа, а не дострелили, но добивать из карабина в упор, это знаете много негативных нюансов. В любом случае это по охотничьи, даже больше - по промысловски (такой подход неоднократно видел в Приморье), в любом случае лучше, чем ТВ "Охота и рыбалка", где два деда, нахваливая друг друга, оставили в поле двух подранков косули, дескать утром с собаками найдем. Так что, с полем, Дмитрий! Удалась, охота!
1 ответ
Георгий
Какой может быть негатив на сенокосном поле? Рикошет...
Сергей Кудинов
Очерк нормальный. Достоверный.
Но я о другом. Писать надо, как дышится. Не проецируя, как на это отзовутся, не ища похвалы и одобрения. Тем более в интернете. Время и только время оценит наше творчество объективно.
Сложно быть "выше" общественной хулы, зависти конкурентов и плевков от обиженных, но это часть человека ведущего публичную жизнь.
Посему, хочется поддержать автора решившегося выставить свою работу на общественный суд, в том числе на суд "заклятых друзей"!
2 ответа
Пользователь удалён
Отлично сказано! Поддерживаю мнение. Дмитрия - с полем!
Aleks Jarkovoj
Сергей! А попроще нельзя, без патетики.Особенно о времени, которое якобы оценит наше творчество объективно. Тоже мне шедевр, оценить который дано лишь потомкам.Вас , батенька определенно заносит.Неоднозначно звучит "быть выше общественной хулы". По крайней мере хулы этой не просматривается.Пока здесь четыре мнения,людей, кому , что-то не понравилось.Кто из нас конкурент-завистник ? Я, Г.Мурцев или братья Стефановичи ? Так своих удачных охот за глаза.
Опять прочел начало Вашего поста. В корне не согласен. Писать не думая, как твое слово отзовется -дело заведомо проигрышное...
Олег Евтушенко
Написано с душой, но но с попыткой выглядеть лучше, чем есть на самом деле. В остальном - все правы, имеет право на жизнь, с учетом интернета. И естественно, автор сыскал некую репутацию, по которой встречают материал.
Но тем не менее, с полем!
Георгий
Шпроты не едим и охотничье хозяйство Латвии незачем поддерживать. Охотимся в РФ, Белоруси и Африке.
2 ответа
Филипп Стогов
"...охотничье хозяйство Латвии незачем поддерживать. Охотимся в РФ..."
"Терпеть не могу я восторженных патриотов, выезжающих вечно на междометиях или квасу да каше". В.Г. Беллинский
"Я квасной патриот наших водку и баб
Не сменю на вискарь и заморских ....ей,
Не сравнить, как встарь, ни пошиб, ни масштаб
Не смогу без России и русских людей".
В РФ таких охотхозяйств, как в Латвии, еще поискать надобно...
Георгий
Не воспринимайте всё серьезно, улыбнитесь. По случаю наступающего праздника стопку поднимите под шпроты из "Калининграда". А Дмитрию про "Мечту" напомню, статья такая есть здесь на сайте.
Дмитрий
Коллеги, всем большое спасибо! Рад, что кому-то отчёт понравился, а у кого-то вызвал конструктивную критику.
Не скрою, я долго думал, публиковать ли эту историю. Слишком уж жестокой и трагичной она получилась, совершенно не вписываясь в привычный формат охотничьих отчётов. Но всё случившееся - чистая правда, а я не привык кривить душой, убирая из повествования «неудобные» эпизоды. К тому же, описанный случай, возможно, послужит кому-то хорошим уроком: стоит хорошенько подумать, перед тем как спустить курок о том, какие последствия может иметь один неверный выстрел. И возможно ... не выстрелить.
Также отвечаю маленькому клубу моих «почитателей» старательно пытающихся меня поддеть при
каждом удобном или неудобном случае: ребята, не ждите от меня ответной реакции. Я слишком хорошо вас знаю, чтобы поддаваться на провокации.
3 ответа
Алексей Стефанович
Последней своей фразой автор все испортил. Увы, не знает автор своих "почитателей" и не ведает, что ему всего лишь попытались дать добрый совет. Но, к сожалению, все случилось так, как в классической русской басне. Жаль... .
Филипп Стогов
"... лишь попытались дать добрый совет" тем более, что "автор написал рассказ, о том как не надо охотиться".
Так, в братьях, вроде бы, не заблудился, все же не три сосны. Так что будем надеяться, что автор знает своих "почитателей" и на дальнейших его публикациях их "любовь" не скажется, нам на радость. Что же касается сравнения Хемингуэй - Каширин через призму "Зеленых холмов Африки", то однозначно могу сказать, что читая это произведение, уже будучи подвинутым на охоте, я так и не осилил его до конца. Мне показалось изложение занудным. И, естественно, не за него Э. Хемингуэю в 1954 году была присвоена Нобелевская премия по литературе. Скорее всего лучшими его произведениями можно назвать: "Старик и море", "Прощай, оружие". Ну, и конечно же, "Праздник, который всегда с тобой", чего и всем желаю.
Чуть не забыл отметить прекрасные фотографии.
Дмитрий
Алексей, я ни в коем случае не имел ввиду Вас.
Зуек
Гм, помнится в "Зеленых холмах Африки" Хемингуэй добирал антилопу складным ножом, жаловался не очень удобно.
3 ответа
Георгий
Теперь нужно проводить "параллель" Хемингуэй - Каширин. Во всяком случае автора "Зеленых холмов" к великим отнесли не совсем заслуженно, скорее всего остаться в истории была цель его жизни и смерти.
Александр Арапов
Георгий, а кто относит к великим, и кто определяет-заслуженно это или нет... Намеренно не ставлю ?
Теперь несколько слов о ситуации, описанной в очерке. Вернее, о собственном подобном печальном опыте, после которого я зарекся брать на охоту не охотников. Однажды взбрело мне в голову взять с собой на охоту дочь, тогда ей было лет 14. Выросла она в охотничьей среде, читала охотничьи журналы, занималась собаками. На подворье постоянно жила какая-то животина от кроликов до коров, а это, время от времени, сопровождается сами знаете чем. В общем, как мне думалось, охота с гончей на зайца вполне подходящее занятие, чтобы совместно весело и приятно провести время. Но это я так думал, случилось и не весело и не совсем приятно. Бестолковее охоты трудно припомнить. Выжлец ярко помкнул и вскоре сошёл со слуха. Не заяц, подумалось мне. И, действительно, через некоторое время гон стал приближаться и в ноги мне выкатила лиса по которой я пропуделял. В общем стрелял по этой лисе пять раз и она подранком в конце концов понорилась. Все это действо происходило на глазах дочери, на которую я в пылу не особо обращал внимания, а зря! Когда я с трудом подловил у норы, а точнее вытащил за хвост, офонаревшего, другого слова даже не подберу, гончака
я впервые за все время посмотрел в глаза дочери. Тот немой укор, который был в них запомнился мне навсегда. Больше на охоту мы вместе не ходили...
Зуек
О, почитайте Корнея Чуковского о наших классиках литературы, не советских.
Хемингуей охотник и рыбак, знал о чем писал.