В следующей поездке готовился основательно, тренировался ездить верхом, приобрел новое оружие, специальную оптику, различное снаряжение.
Всего набралось 40 кг багажа.
Девятого сентября я отправился самолетом до Барнаула (Горно-Алтайск тогда не принимал), а дальше в ночь на легковой машине добирался 750 км до села Акташ.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Организатор охоты Денис встретил меня на стареньком уазе. Накануне в горах выпал снег, закрыл перевалы, поэтому в урочище Юнгур, (планируемое место охоты) через Джазатор мы не проедем, а будем пробовать пройти туда через реки Шавлу и Аргут низом, бродами. Конную часть пути начнем с зимовья для скота Ачик, где я был в прошлый приезд.
Загружаем уазик под крышу вещами и продуктами — и в путь, в горы. Съезжаем с Чуйского тракта по накатанной колее, отчаянно дымя выхлопными газами, на пониженной первой передаче лезем на перевал. Вокруг возвышаются разноцветные скальники, поросшие тайгой. Я потихоньку уплываю из реальности. Сказка начинается.
На перевале стоит кедр, обвешанный тряпочками (место силы), под ним сложена гора пустых бутылок. Традиции нарушать нельзя, поэтому выпиваем по стопке настойки на травах, и в воздух местным духам летят брызги спиртного. С перевала в Ачик скатываемся быстро. Дальше только верхом на конях. Нас уже ждут, мы навьючиваем и седлаем коней, едем.
Караван у нас приличный: Денис, организатор охоты, на громадном рыжем коне, при нем еще заводной (грузовой) конь;
Эдик, теленгит по национальности, главный специалист по охоте;
Ирина, его жена кержачка из местного села Усть-Кокса, повар (у нее еще один заводной конь);
Ерген, теленгит, загонщик, на пятнистом коне, похожем на мустанга из фильмов про индейцев;
Юра, тоже теленгит, примкнувший к каравану, чтобы половить рыбу на Аргуте и Шавле; и я на трехлетнем коне по кличке Белый полумесяц (на алтайском я так и не смог эту кличку ни запомнить, ни выговорить) — итого 6 человек, 8 коней. Внушительное зрелище!
На первый перевал въезжаем верхом. За этот час я вспоминаю все прелести езды в караване. С непривычки видишь только задницу идущего впереди коня, колени, которыми сжимаешь бока лошадь, чтобы не свалиться с седла, болят. На перевале поправляем груз и бурханим за начало пути.
Я беру свой карабин CZ-550 под патрон 7 Rem Mag, c прицелом Burris 4х12, со встроенным дальномером, видеокамеру, и пешком иду один вниз по тропе. Тут же происходят интересные встречи — белки на кедрах, пищухи в траве, свежие медвежьи следы.
Спускаюсь в долину. Встаю у кедра и осматриваюсь. В вершине долины пасется пара косуль, один козел стоит напротив меня. Поднимаю карабин, включаю дальномер. До рогача 200 метров.
В это время слышу звуки приближающегося каравана, разговоры людей, бряканье снаряжения. Косули скрываются в тайге, козел уходит по долине. Решаю взять его на котел (лицензия есть). Опережение перед шеей, короткая поводка и выстрел.
Оптика встряхивается, и я козла больше не вижу. Не совсем веря в удачу, иду искать зверя, но в зарослях кустарника его не нахожу. Подъезжают наши и с высоты коней быстро находят трофей. Это крупный самец косули, пуля попала за ухо. Ура! В первый же день, с рук, за двести метров попал по идущей цели с первого раза. Не иначе бурханизм помог!
Принимаю поздравления, фотографируемся. Козла, не разделывая, грузим на коня и спешим к месту ночевки. В темноте приезжаем на летнее стойбище алтайцев. Немного разговоров, быстрый ужин, и я засыпаю. Длинный сказочный день закончился.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Утром осматриваюсь. Типовой алтайский сруб с печуркой внутри, у ручейка столб для коновязи и туалет из шифера. Косуля уже разделана, и наш главный егерь Эдик жарит печень, насадив ее на обычные вилы. Отрезаешь прожаренный кусок с краю и ешь, остальное жарится дальше. Вкусно! Так я и завтракаю.
Затем беру карабин и камеру и иду по тропе вниз дышать горами. Караван догонит меня в пути. Тропа проходит по долине ручья Сайлюгем. Вокруг разноцветье скальников, горный воздух.
За пару часов дохожу до реки Шавла. Вода оригинального голубовато-бирюзового цвета. Выпавший на перевалах снег тает, уровень воды в реке резко поднимается. Вот мимо меня несется сплошной бурлящий поток.
Подходит караван. Первым реку пересекает Ерген с заводным конем на поводу, которому вода по грудь; вторым — рыбак Юра, у него конь помоложе, но с рывка проходит нормально. Дальше идет Денис.
Его сильный конь спокойно переносит сто с лишним килограммов наездника и нагруженный скарб. Следом за ним начинает переходить реку легкая Ирина, и тут заводной конь оступается, его сносит течением, и он тащит женщину за собой.
Но она не теряется, ей удается и удержаться в седле, и не упустить заводного коня. У меня же от инстинктивного страха все сжимается внутри. Глотаю для храбрости коньяка, сажусь на коня, вцепляюсь всем чем можно в седло, наматываю поводья на руку.
Эдик берет моего коня за чумбур (веревка, привязанная к шее коня), как заводного, и мы вместе переходим реку. В сапогах воды столько, что я не могу вынуть ноги из стремян. В общем, экстрима хватает.
Перекуриваем, переобуваемся, перекусываем чаем с бутербродами и снова в путь. Караван уходит вперед обустраивать лагерь, а я за ним следую пешком. Шагается легко, вокруг потрясающие виды — нереальность бытия, сказка!
Выхожу к устью Шавлы на берег реки Аргут. Здесь в осиновой роще, прямо у реки, уже горит костер, стоят палатки, накрыт стол, пасутся кони. Алтайцы расходятся ловить хариусов. Немного отдохнув, и я беру свой спиннинг, чтобы попробовать поймать кого-то покрупнее, ленка или тайменя.
Рядом интересное местечко под названием Ворота Аргута. Там крутит вода и небольшой затишок. Ставлю свой проверенный воблер от YO-ZORI твичинговый 70 мм 3D. Первый заброс делаю в сторону затишка — глубину проверить. Второй уже рабочий, на стык струи и тишинки, и тут же идет мягкая потычка.
Третий заброс туда же, но твич уже помягче, поклевка резкая, фрикцион срабатывает. Аккуратно вывожу на берег незнакомую мне рыбину — ускуча, местную форму ленка длиной 53 см, делаю еще несколько забросов, но поклевок нет. Темнеет, ухожу в лагерь.
Ночь сплю у костра, под открытым небом, под шум реки, на слегка морозном воздухе. Кусочек счастья на километровой высоте.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Утро ясное, светит солнышко. Вставать не тороплюсь. Народ уже на ногах, все занимаются делами. Завтрак из тушенной в собственном соку косулятины с лепешками на маральем сале. Эдик на соседней горе разглядел козерогов, я устанавливаю стократную подзорную трубу «Юкон» на штатив, и мы все наблюдаем за животными. Вроде недалеко, а в лоб не взять, в обход же три дня пути.
После завтрака алтайцы едут смотреть брод через Аргут, а я со спиннингом хожу по реке, кидаю без фанатизма, просто отдыхаю, отсыпаюсь, отъедаюсь.
Реальный мир где-то далеко, я в сказке. Алтайцы возвращаются к вечеру, сообщают, что воды очень много и Аргут нам не перейти, поэтому на Юнгур этой дорогой не пойдем. Решаем с утра отправиться вверх по Шавле и искать козерогов на левой половине южных склонов.
Опять сказочная ночь под шум реки, вкуснейшая уха из хариусов и ускуча. И, конечно, бесконечные охотничьи байки у костра.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
Утро ясное. Проснувшись, быстро собираюсь и выхожу на тропу назад на Шавлу. Каравану снова меня догонять. Прохожу недалеко от скалы с козерогами, рассматриваю их в прицел карабина.
Расстояние до ближнего 480 метров, теоретически можно стрелять, но потом его оттуда не достать. Дохожу до брода через Шавлу, дожидаюсь караван.
На конях переходим брод. Вода еще выше, на этот раз чуть не снесло Юрия на молодом коне. Поднимаемся на террасу долины, я опять спешиваюсь. Караван уходит вперед, а я пешком иду по сказке. Заблудиться здесь невозможно, тропа, выбитая копытами коней за сотни, а то и за тысячи лет, ведет единственно возможным путем.
Так не спеша, наслаждаясь видами и внутренней свободой, дохожу до лагеря, который наши устроили на берегу Шавлы. Оказывается, они высмотрели козерогов на противоположном берегу и дожидаются меня, чтобы решить, как охотиться дальше.
Устанавливаю подзорную трубу, вижу четырех козерогов, одного с хорошими рогами. С Эдиком залезаем на противоположный склон и оттуда рассматриваем пути подхода к козерогам.
Решаем утром перейти Шавлу на промежуточный лагерь, а оттуда подняться в скалы. Алтайцы в это время ловили хариусов и выгнали на нас маралуху с теленком. На ужин ели жареных хариусов.
Ночь провожу уже штатно — у костра, под шум реки. Реальность уходит все дальше.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ
Небо ясное. Позавтракав, карабин за плечи и пешочком вперед. Дохожу до очередного брода, жду каравана. Верхом перебираюсь через Шавлу. Начинаю привыкать к верховой езде. Дальше только верхом, время поджимает. Охота начинается.
По пути видим пару козлят козерога, но не стреляем. Тропа по логу идет круто вверх, к кордону Турат. Подъем крутой, я вцепляюсь в седло и руками и коленями. Кони встают каждые 50 метров, отдыхают.
К 15 часам доходим до кордона с небольшой избушкой с печкой.
Высота 1900 метров. Погода портится, свинцовые дождевые тучи движутся прямо на нас. Ужин готовим на печке в избушке. За стеной бушует ветер с дождем, а внутри тепло и сухо.
Комментарии (10)
Антон Карелин
Интересно, но про шаманизм чушь. Из таких мест, да с таким снаряжением (и при помощи егерей) только полный юзеры без добычи возвращаются.
2 ответа
Пётр Козлов
бурханизм это просто традиция, а Алтай вообще место непростое, и как охотник в горах я полный Юзер, в основном бекасы (Snip по аглицки) дуплетами и заяц белячок на вскидку в ельничке.
а с нарезного реденько приходится стрелять.
но хозяина лесов "лешего" уважаем, всегда ему почёт и подношение.
за это и он нас не обижает. и из болот выведет и верный переход зверя покажет
Пётр Козлов
шаманизм и бурханизм понятия разные.
Шаман это человек и что он делает неизвестно,
Бурхан это дух места, природа она живая.
КСН
Почему вилы на фото с костром названы граблями?
4 ответа
Александр Арапов
Остаётся только вспомнить рассказ Льва Толстого "Учёный сын". Правда на эти "грабли" можно наткнуться, что может быть весьма чревато. Учёный же сын отделался лишь шишкой на лбу.
Пётр Козлов
уважаемые, в тексте написаны ВИЛЫ. а про грабли это уже не мой комментарий. спасибо всем кто читает мои воспоминания.
Александр Арапов
Пётр, да кто бы сомневался, что Вы не знаете, что такое грабли. Но кто-то видимо путает вилы с граблями...
Что касается бурханизма, так это религия, довольно неоднозначная по отношению ко многим вещам, но это не наше дело.
Традиция бурханить это обычное суеверие, с ней познакомился на Байкале. Не буду раскрывать все секреты, но скажу лишь одно-помогает, причём начиная с погоды и кончая удачей на охоте и рыбалке.
Очерк интересный!
Пётр Козлов
спасибо за понимание, я в детали местных религий не вдавался но традиции не нарушаю.
а вот как местный дедок у костра заставлял дым вместе с ним колебаться (дымок повторял движения враскачку) видел. но на разговоры дедок не шёл.
Алексей Стефанович
Автора, безусловно, можно поздравить с прекрасным выстрелом по самцу косули. Такие выстрелы в практике охотника случаются весьма нечасто. Я свидетелем подобного выстрела по косуле был всего лишь один раз. Вот только несколько непонятен ракурс фото автора с его трофеем. Создается впечатление, что у зверя либо всего лишь один рог, либо рога крайне несимметричны. Такое мне видеть приходилось. И кроме того, называть самца сибирской косули "козлом", крайне некорректно. Это жаргон местных охотников. Самца сибирской косули принято называть "гураном". И вообще косуля - животное семейства оленей. К "козам" и "козлам" отношения не имеет.
1 ответ
Пётр Козлов
По поводу рогов вы правильно заметили, дело в том что пуля попав за ухо под углом раздробила череп и рога болтались на коже и остатках костей. название "гуран" в литературе я встречал, но там на Алтае местные говорят "козёл", традиции я не нарушаю
спасибо за Высказанное мнение, в следующий раз буду учитывать.
продолжение это приключения вышло в сентябрьском номере журнала. ,