Ведущие охотоведы собрались в Кирове

     Ведущие специалисты охотничьего хозяйства России и ряда зарубежных стран провели международный симпозиум «Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства». Он прошел в конце мая в Кирове – центре отечественного охотоведения и был посвящен 85-летию Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова.

     В работе этой научно-практической конференции приняли участие более 200 ученых, биологов, охотоведов и работников охотничьего хозяйства из России, Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, Узбекистана, стран Прибалтики, Финляндии, Польши, Швейцарии, Франции, Испании, Германии, Австрии, Индии и Кипра.
     Презентация докладов охотоведов проходила на секциях: «Копытные звери», «Пушные звери», «Крупные хищники», «Охотничья орнитология», «Управление, право, кадры, охоттуризм», «Региональное ресурсоведение, экология дичи, вопросы методологии», «Проблемы охотустройства и оценки охотугодий». Были рассмотрены вопросы состояния ресурсов и биологии дикорастущих растений, ягод и грибов, а также по звероводству и ветеринарии. Специальное заседание круглого стола было посвящено проблемам весенней охоты. Всего было обсуждено более 130 докладов.
В работе симпозиума участвовало 2 члена-корреспондента академии наук, 29 докторов и более 60 кандидатов наук. Среди них были и корифеи отечественного охотоведения и зоологии – В.Г. Сафонов, В.К. Мельников, С.А. Корытин, В.М. Глушков, Г.И. Блохин, А.А. Никольский, В. В. Ширяев и известные ученые – А.В. Максимук, В.М. Козлов, Н.В. Краев, П.И. Данилов, С.А. Царев, А.Я. Бондарев, В.И. Машкин, И.А.Плотников, и охотоведы-практики – Т. С. Арамилева, А.Н. Зеленов, М.Г. Дворников, В.Е. Вовченко, В.П. Бычков, В.И. Квакин, А.М. Гинеев, С.Д. Войлочникова и многие другие.
     С некоторыми наиболее интересными исследованиями, представленными на симпозиуме, «РОГ» планирует познакомить наших читателей. По результатам работы симпозиума была принята очень важная резолюция, предлагаемая вашему вниманию.

РЕШЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ


      Участники Международной научно-практической конференции на заключительном пленарном заседании отметили, что:
1. Административная реформа 2004–2006 гг. в России привела к ряду негативных последствий в сфере природопользования, лишила охотничье хозяйство отраслевой самостоятельности, а звероводство – государственной координации, привела к ликвидации многих хозяйствующих субъектов и стихийному возникновению новых управленческих и предпринимательских структур в регионах. Вместе с тем, усилия многих ученых и специалистов, авторов многочисленных публикаций в научных изданиях, в СМИ и обращения в Правительство РФ определили создание Департамента охотничьего хозяйства в МСХ РФ, что вселяет надежду на возрождение традиционной отрасли народного хозяйства России.
2. В последние годы отмечается увеличение численности охотничьего населения и рост спроса на любительскую охоту. В то же время, рыночное предложение возможностей охоты остается стабильным или увеличивается незначительно. Обостряется проблема равнодоступности охотничьих ресурсов. Отсутствуют нормативно-закрепленные, направленные на обеспечение интересов широких слоев охотничьего населения механизмы реализации права охоты. Создаются предпосылки к общему снижению охотничьей активности, сужению социальной базы охотничьего хозяйства, уменьшению его экономической значимости.
3. Закрепленное в Конституции Российской Федерации федеративное устройство государства не получило отражения в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов. Предпринимаемые в этой сфере действия федеральных органов государственной власти носят импульсивный, хаотичный характер. Практика показывает нежизнеспособность действующей модели федеративных отношений, в которой большинство полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов признаны федеральными, а их осуществление поручено субъектам Российской Федерации с использованием субвенций.
4. Классифицирование объектов охоты по их «ценности», разграничение прав собственности на отдельные группы видов между уровнями власти не способно решить текущие проблемы и исправить ранее допущенные ошибки. Усиливается тенденция неоправданного разнообразия региональных систем управления в сфере охраны и использования животного мира и охотничьего хозяйства.
5. Действующее законодательство по охране и использованию животного мира не обеспечивает надлежащее регулирование охотничьего хозяйства и не получило своего развития в специальном федеральном законе об охоте и охотничьем хозяйстве.
Пятнадцатилетний опыт разработки таких законопроектов показал несовместимость научно обоснованных подходов к правовому регулированию охоты и охотничьего хозяйства с разнонаправленными интересами отдельных ведомств и централизованных объединений хозяйствующих субъектов.
6. Цели административной реформы в области природопользования не достигнуты. Реального улучшения государственного управления не произошло, а количество проблем возросло. Увеличилось количество функций государственного управления, не обеспеченных кадровыми, финансовыми и материально-техническими ресурсами.
7. Государственное регулирование использования животного мира осуществляется методами, не соответствующими развитию охотничьего хозяйства в рыночных условиях. Несовершенство механизмов лимитирования, квотирования и установления сроков добычи охотничьих животных ограничивает развитие товарно-ориентированного охотпользования, а также сектора по предоставлению услуг охоты.
Неадекватное и не учитывающее специфику охоты регулирование туристской деятельности создает впечатление о Российской Федерации, как о стране, неблагоприятной для охотничьего туризма.
8. В последние десятилетия возросло использование и социально-экономическое значение всех видов недревесных растительных ресурсов в России, что приводит к регрессии запасов важнейших видов. В то же время ослабло внимание к этой группе биологических ресурсов как среди исследователей, так и со стороны государственных органов управления в области природопользования.
9. Динамично развиваются средства массовой информации в области охоты и охотничьего хозяйства. Уменьшается роль традиционных объединений охотников как организаций, отражающих интересы широких слоев охотничьего населения.
10. В отраслях и видах биологического природопользования сложился механизм, препятствующий практическому использованию современных научно-технических разработок. Механизм государственной поддержки и управления инновациями на федеральном и региональном уровне природопользования функционирует неудовлетворительно.
11. Увеличивается число образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в сфере охотничьего хозяйства и других отраслей традиционного природопользования. Вместе с тем, не решаются вопросы нормативного закрепления самостоятельного статуса охотоведческих специальностей. Остро ощущается дефицит современных методических и дидактических материалов.
12. Расширение круга разнопрофильных организаций, учреждений и специалистов, ведущих охотоведческие исследования, не приводит к повышению качественного теоретического и методологического уровня охотоведения.
13. Важнейшей задачей на ближайший и среднесрочный период является ликвидация пробелов и упущений последних лет, вызванных бездействием федерального центра и нескорректированными инициативами регионов в правовой, организационно-экономической и социальной областях деятельности, разработка и принятие эффективных мер по снижению браконьерства и налаживанию учета, экономической оценки, рационального использования и воспроизводства биологических ресурсов.
КОНФЕРЕНЦИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Для интенсификации развития охотничьего хозяйства и звероводства, рационального использования продукции растений и грибов считать целесообразным:
1.1. Рекомендовать Правительству РФ, Минсельхозу России:
а) Ускорить реорганизацию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и передачу субъектам РФ полномочий и имущества, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ, а также издание нормативных правовых актов, предусмотренных этим актом;
б) разработать примерную структуру спецорганов субъектов РФ, примерного (рекомендуемого) положения об этих органах;
в) принять административные регламенты исполнения субъектами РФ государственной функции по охране и воспроизводству различных видов животного мира (краснокнижных, объектов охоты, прочих видов и т.д.);
г) предоставить право выдачи удостоверений на право охоты (охотничьих билетов) специально уполномоченным государственным органам по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания субъектов РФ;
д) при разработке нормативных правовых актов, регламентирующих охоту, необходимо увеличение продолжительности сезона весенней охоты, установления фиксированных сроков охоты на зверей и птиц по всем сезонам охоты в различных зонах Российской Федерации, исключающих издание специальных решений об ее открытии (выделено ред. – С.Ф.), а также целесообразно ввести обязательность проведения внутрихозяйственного устройства долгосрочных пользователей животным миром и расширить их права.
1.2. Обратиться к субъектам законотворческой деятельности с предложениями о необходимости:
а) ускорения работ по разработке и принятию федерального закона об охоте и охотничьем хозяйстве;
б) законодательного установления предельных сроков рассмотрения заявок на долгосрочное пользование животным миром;
в) наделения штатных работников долгосрочных пользователей объектами животного мира правом составления протоколов об административных правонарушениях;
г) ускорить ратификацию Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных;
д) внести в законодательные акты об охоте и охотничьем хозяйстве статьи «Охотоустройство» и «Охотоустроительный проект».
1.3. Активизировать работу Совета по охоте и охотничьему хозяйству Министерства сельского хозяйства, созданного приказом Минсельхоза России от 17 марта 2006 г. № 90.
1.4. В целях экологической оптимизации природопользования в стране и совершенствования комплексной системы охраны и эксплуатации возобновимых ресурсов биосферы, необходимы разработка и принятие на государственном уровне стратегии (национальной программы) реформирования биологического природопользования, создание координирующего органа комплексного природопользования, функционирующего в соответствии с законами природы и не разрывающего природный комплекс на обособленные части. Целесообразно совершенствовать концептуальные, правовые и методические основы ведения и развития биологического комплексного природопользования в России.
1.5. Обратить внимание государственных органов управления на недостаточную экономическую эффективность использования недревесных растительных ресурсов, которые вносят существенный вклад в улучшение качества жизни населения лесной зоны России и рекомендовать:
– усилить роль региональных административных органов в государственном управлении использованием недревесных ресурсов;
– использовать возможность объединения усилий хозяйствующих субъектов регионов, связанных с заготовкой и переработкой дикорастущего сырья;
– стимулировать привлечение инвестиций с целью глубокой переработки недревесных растительных ресурсов;
– ввести систему льготного кредитования деятельности по заготовке дикорастущего сырья и/или дотирования заготовок.
1.6. Учреждениям науки и образования активизировать работу по формированию в обществе идеологии природопользования, основанной на международных соглашениях, действующем законодательстве и результатах научных исследований.
1.7. Обратить внимание органов, уполномоченных в области организации и ведения охотничьего хозяйства на недостаточное использование ресурсов бурого медведя, бобра, соболя. Считать целесообразным организацию и проведение Всероссийского учета соболя.
1.8. В сфере охотоведческого образования:
а) включить специальность «Охотоведение» в «Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования» и утвердить государственный образовательный стандарт по этой специальности;
б) рекомендовать вузам увеличить в учебных планах количество часов (аудиторных и внеаудиторных) на правовую подготовку охотоведов и специалистов других отраслей природопользования;
в) активизировать усилия по созданию учебных программ по специализациям, связанным с сохранением биоразнообразия;
г) расширить рамки образовательных услуг в области экономики и организации коммерческой и промысловой охоты, традиционной эксплуатации ресурсов животных.

2. В области исследований по охотоведению, звероводству и использованию растительных ресурсов:
2.1. Учитывая негативный опыт реформирования, рекомендовать руководству МСХ РФ и нового Департамента охотничьего хозяйства сформировать госзаказ науке, обеспечив конкурсный отбор исполнителей НИР по важнейшим отраслевым проблемам и строя свои взаимоотношения с учреждениями науки на основании предусмотренных законодательством договоров.
2.2. Отраслевой науке обосновать и представить в 4 квартале текущего года в МСХ РФ и другим потенциальным заказчикам свои предложения по совершенствованию существующих и разработке новых методических руководств, инструкций и рекомендаций по узловым проблемам охотничьего хозяйства и звероводства, требующим немедленного решения (в течение 1–2 лет).
2.3. Повысить внимание к исследованиям, направленным на изучение основных проблем звероводства (организация сбалансированного питания пушных зверей с использованием дешевых нетрадиционных кормов, усовершенствование их содержания, совершенствование методов профилактики и лечения заболеваний и пр.).
2.4. Усилить внимание к развитию теоретических и концептуальных представлений об охоте и охотничьем хозяйстве, консолидации и отграничению предмета, объекта и методов охотоведческих исследований. Вписать отечественное охотоведение в мировую систему координат природопользователей.
2.5. Сосредоточить усилия специалистов в области ботанического ресурсоведения: на разработке методических основ объективного определения ресурсов, их выявления и инвентаризации; на разработке методов охраны генофонда и наиболее продуктивных зарослей; на организации мониторинга ресурсов и воссоздании службы прогнозов урожая; на создании нормативной базы использования пищевых лесных ресурсов; на разработке комплексных технологий переработки сырья; на развитии стандартизации и сертификации растительной продукции. Актуальными направлениями исследований также являются: разработка методов и технологий культивирования дикорастущих пищевых и лекарственных растений, съедобных видов грибов как способа снижения эксплуатационного стресса и производственных рисков вследствие значительного колебания урожайности пищевых лесных ресурсов по годам.
2.6. Расширять и углублять исследования гуманитарных проблем охотоведения, изучение его социально-экономического, культурологического и экологического значения. Считать важными объектами прикладных исследований секторы и институты государственного управления охотничьим хозяйством, оказания услуг, охотничьей рекреации.
2.7. Обеспечить непрерывное научное сопровождение комплексного природопользования и оперативного разрешения возникающих текущих проблем между лесным, сельским хозяйством, охраняемыми территориями, научной экспертизы государственных и хозяйственных решений в сфере комплексного природопользования и сохранения биоразнообразия.
2.8. Продолжить и активизировать исследования по разработке стратегии управления популяциями крупных хищных зверей, в первую очередь волка и бурого медведя на основе экологической (половой, возрастной и пространственной структуры их популяций.
2.9. Усилить комплексные совместные международные исследования по влиянию различных направлений хозяйственной деятельности человека (нефте– и газодобыча, лесоэксплуатация, гидростроительство, энергетика, сельское хозяйство и др.) на биологические ресурсы и их качество, в том числе на охотничьих животных и среду их обитания.
2.10. Активнее применять для решения прикладных задач в охотоведении и звероводстве результаты фундаментальных исследований с применением биохимических, физиологических и гистологических методов изучения биологии пушных зверей.
2.11. Просить руководство Россельхозакадемии и ВНИИОЗ рассмотреть возможность создания опорных пунктов и представительств в странах СНГ с целью развития и расширения научных, деловых, туристических и других взаимовыгодных связей в сфере охотничьего хозяйства, звероводства и использования растительных ресурсов в развивающихся рыночных условиях.

3. В части реализации и внедрения результатов научных исследований:
3.1. Одобрить эксперименты по интродукции овцебыка (ФГУ «Центрохотконтроль») и считать целесообразным создание специализированной службы мониторинга и охраны этих животных с соответствующей государственной финансовой поддержкой.
3.2. Для сохранения подвидов снежных баранов поддержать программу ФГУ «Центрохотконтроль» – «Сохранение и приумножение снежных баранов в России на 2007–2017 гг.» и просить Минсельхоз России принять ее для открытия финансирования.
3.3. С целью совершенствования использования ресурсов соболя просить Минсельхоз России осуществить госзаказ по разработке ВНИИОЗ Россельхозакадемии государственной программы «Охрана, воспроизводство и рациональное использование ресурсов соболя».
4. Направить данное решение конференции федеральным органам государственной власти и управления, руководству РАСХН, а также в заинтересованные СМИ.