О ЗАПРЕТЕ ОХОТЫ НА МЕДВЕДЯ И ПРОМЫСЛА МОРСКИХ ЖИВОТНЫХ

Департамент охотничьего хозяйства Минсельхоза России рассмотрел обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву о запрете коммерческого промысла и охоты на пять видов животных – бурого и гималайского медведей, гренландского тюленя в возрасте до одного года, байкальскую нерпу, кита-белуху.

Как сообщил на официальном сайте Минсельхоза РФ зам. директора Департамента охотничьего хозяйства Андрей СИЦКО, составители обращения, размещенного в сети Интернет, приводят в тексте ряд непроверенных цифр, на основе которых делаются сугубо эмоциональные выводы о необходимости запрета промысла.

Так, по официальным данным, общая годовая добыча бурого медведя за сезон 2005/2006 гг. составила 3740 особей (при утвержденном лимите 9434 особей), в сезон 2006/2007 гг. из разрешенных к добыче 12 009 бурых медведей отстреляно всего лишь 4008 особей.

Специалистами Федерального государственного учреждения «Контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания» был проведен анализ добычи бурого медведя (Ursus arctos) во всех регионах Российской Федерации за период с 1996 года. Полученные данные свидетельствуют о том, что 81,8% от общего числа добытых бурых медведей составляют самцы. Основная часть медведей в России добывается в весенний и осенний сезоны охоты, правилами охоты добыча самок с медвежатами текущего года рождения запрещена. Охота на берлогах хотя и разрешена правилами, тем не менее широко не распространена.

На долю самок, добываемых в зимний период на берлогах, приходится мизерная часть (не более 1–2%) от общей годовой добычи медведей, что не может оказать негативного воздействия на растущую популяцию бурого медведя в России, численность которого в течение последнего десятилетия имеет стабильную тенденцию к увеличению и, по оценкам специалистов, достигла 150–160 тысяч особей. В связи с ростом численности бурые медведи наносят ощутимый ущерб животноводству, пчеловодству, угрожают жизни людей. Отмечены неоднократные случаи появления медведей в населенных пунктах и даже городах, таких как Петропавловск-Камчатский, Магадан и др.

Освоение ресурсов бурого медведя в целом по России составляет не более 35% от установленной квоты.

Численность белогрудого (гималайского) медведя (Ursus thibetanus) в России (Дальневосточный федеральный округ) увеличилась с 4,12 тысяч особей (2003 г.) до 4,47 тысяч особей (2007 г.). При установленной квоте добычи белогрудого медведя в сезон 2006/2007 гг. в 110 особей фактически добыто 45 особей.

Основную угрозу популяции белогрудого медведя представляет не охота, а неуклонное сокращение площади лесов корейского кедра и монгольского дуба вследствие их вырубки.

Кроме того, материалы, обосновывающие допустимые объемы изъятия бурого и белогрудого медведей в установленном порядке ежегодно проходят государственную экологическую экспертизу.

Добыча (вылов) водных биоресурсов, к которым относятся морские млекопитающие – гренландский тюлень, байкальская нерпа и кит-белуха, регламентируется Федеральным законом от 21.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также правилами рыболовства, разрабатываемыми в соответствии с указанным законом.

В настоящее время, по оценкам ряда научно-исследовательских институтов, численность гренландского тюленя в Белом море составляет порядка 1 млн. голов, а ежегодный приплод – 300–350 тысяч детенышей (бельков). В зависимости от изменений природных условий, прежде всего ледовой обстановки в море, общий допустимый улов (ОДУ) гренландского тюленя в Белом море устанавливается в последние годы в размере около 100 тыс. голов. Это составляет 1/3 часть ежегодного приплода. С биологической точки зрения эта величина изъятия является приемлемой, учитывая, что самки щенятся ежегодно. Реально же добывается 35–37 тыс. бельков в год, то есть 30% от ОДУ. Таким образом, с биологической точки зрения, научно-обоснованное изъятие белька допустимо.

Следует отметить, что регулирование численности гренландского тюленя в Белом море осуществляется международным договором. Ежегодно научными организациями России совместно с норвежскими учеными проводится мониторинг гренландского тюленя, и его результаты свидетельствуют о стабильном состоянии популяции.

Материалы, обосновывающие допустимые объемы изъятия морских млекопитающих, в частности, байкальской нерпы и китов-белух, проходят государственную экологическую экспертизу, которая проводится Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Таким образом, если вести речь об истинном состоянии популяций упомянутых в обращении видов животных, то оно стабильно и не вызывает опасений. Гуманность добычи объектов животного мира – понятие другого порядка, критерии или нормы гуманного обращения (добывания) животных в настоящее время законодательно не установлены.

В любом случае они должны учитывать интересы сельского (в том числе охотничьего) хозяйства, интересы юридических лиц различных форм собственности (индивидуальных предпринимателей), а также граждан – пользователей животным миром.