Известно, нет худа без добра. Не будь агрессивной политики наполеоновской Франции конца XVIII века, Россия, возможно бы, обходилась оружием, которое производилось в Туле и Сестрорецке. Однако политика Наполеона заставляла
российское правительство думать об увеличении выпуска армейского
огнестрельного и клинкового оружия. Вопрос о строительстве новых оружейных заводов рассматривался с 1800 года.
20 февраля 1807 года император Александра I издал Высочайший Указ «Поручить обергауптману 4-го класса Дерябину строить новый оружейный завод на реке Каме для выделки от 50 до 70 тысяч холодного и огнестрельного оружия… Разрешить поставить на завод 4866 рекрутов от 15 до 40-летнего возраста.. Ассигновать на устройство завода на два года 755 182 рубля 50 копеек».
Наша Родина всегда была богата незаурядными людьми — сильными не только телом, но и духом и умом. Именно таким человеком и был Андрей Федорович Дерябин. После окончания Горного училища в Петербурге он отправился «за наукой» в Западную Европу. «Плоды учености», привезенные не только из «Германии туманной», но и из Англии и Франции, вместе с незаурядными организаторскими способностями, сделали его одним из лидеров Горной коллегии. С 1801 г. он — управляющий всех уральских железоделательных заводов, рудников и соляных промыслов. Именно Дерябин и предложил организовать оружейное производство в поселке Ижевского железоделательного завода, который был основан графом П.И. Шуваловым еще в 1760 году. Предпосылками для этого выбора были запасы железных руд и безбрежные леса Предуралья. Кроме того, в поселке была мощная плотина, перегораживающая реку Иж. Напомним, что все металлообрабатывающие станки того времени приводились в движение от водяных колес. Этот пруд, который хочется назвать водохранилищем (его размеры 12 на 2,5 км), украшает и сегодняшний Ижевск.
Летом 1807 года в Ижевске началось активное строительство. Для этого А.Ф. Дерябин пригласил и зачислил в штат завода архитектора Семена Емельяновича Дудина, который разработал архитекторские планы не только завода и его корпусов, но и прилегающих городских кварталов. В 1823 году по его проекту началось строительство арсенала. Сегодня это одно из архитектурных украшений Ижевска. Сейчас в нем находится Национальный музей Удмуртской Республики. Первый каменный храм Ижевска — Александро-Невский собор — также детище С.Е. Дудина. Символично, что прах А.Ф. Дерябина перенесен в усыпальницу, находящуюся именно в этом храме.
Сегодня, когда можно не говорить, что Россия — родина слонов, а таблицу умножения придумал Ломоносов, историки приводят документы, из которых следует, что для укомплектования Ижевского оружейного завода квалифицированными кадрами Дерябин пригласил на завод 134 иностранных мастера с семьями. Это были немецкие, шведские и датские оружейники. Таким образом, мы в оружейном деле не пошли каким-то своим — особенным путем, а естественно вошли в общую мировую оружейную культуру.
Для скорейшего строительства и освоения производства на Ижевский оружейный перевели более тысячи мастеровых людей с других оружейных заводов. Такие усилия дали результат, и в год начала строительства уже были выпущены первые армейские винтовки. А в 1812 году, к началу войны с Наполеоном, Ижевск уже выдал 6000 стволов. Еще только приступая к строительству завода, Дерябин
понимал, что в Ижевске необходимо наладить и местное инструментальное производство, от которого зависело качество производства и производительность труда. В Петербурге были закуплены лучшие по тому времени английские инструменты и переданы нескольким нашим заводам. Впоследствии Дерябин писал, что инструменты, изготовленные в Воткинске, ничем не отличаются от английских.
Собственное инструментальное производство в то время было только на Ижевском заводе, что в значительной мере определило качество выпускаемого оружия, по достоинству оцененное нашими и зарубежными специалистами. «Заряженность» на производство военного оружия чревато серьезными сокращениями производства в мирное время. Мирные паузы отрицательно сказывались как на техническом уровне производства, так и на сохранности кадрового состава. Чтобы избежать этих неприятностей, Главное артиллерийское управление, которому подчинялся завод, в 1885 году разрешило прием заказов на изготовление охотничьего оружия от частных лиц. Правда, было одно ограничение в духе наших современных «запретителей». Эти ружья нельзя было изготавливать под военные патроны. Заказов ждать не пришлось — желающих приобрести добротные ружья было много. В том же году завод выпустил прейскурант на 11 моделей. Через два года ассортимент увеличился до 14 разновидностей одноствольных шомпольных ружей и 8 — двуствольных. В тот период производились и легендарные уточницы со стволами от 8-го до 4-го калибра. Опыт зарубежных мастеров, благодарно воспринятый нашими оружейниками, уже в то время позволял делать на заказ достаточно сложные оружья: двуствольные «бескурковые» и комбинированные. Работа на гражданские заказы была прекращена в 1897 году в связи с освоением и массовым выпуском винтовки Мосина.
Ради исторической справедливости следует сказать, что задолго до официального разрешения к юбилеям, визитам высокопоставленных персон, промышленным выставкам штучные охотничьи ружья выделывались. Достоверно известно, что во время визита Александра I в 1824 году ему был подарен гарнитур, состоящий из двух охотничьих ружей и пары пистолетов превосходнейшей отделки. Гарнитур был изготовлен уроженцем Германии Вильгельмом Боде, указывавшим свое имя на оружии, сделанном в России, «Василий Антонов Боде». Следующее «парадное» событие случилось в 1837 году. Ижевский оружейный завод посетил наследник престола Александр Николаевич. В этот же момент проходила и Вятская губернская выставка, на которой демонстрировались одноствольное и двуствольное дульнозарядные ружья с ударно-капсюльными замками. На промышленных выставках, проходивших в Ижевске, Варшаве, Петербурге во второй половине XIX века, неизменно присутствовало ижевское оружие, в том числи и охотничье.
Разрешение на прием заказов на охотничье оружие вновь было получено в 1900 году. Завод массово переделывал в гладкоствольные ружья винтовку Бердана-2, производил двуствольные бескурковки, карабины с затворами Ремингтона и Винчестера, штуцеры-экспрессы. Растущий спрос на охотничье оружие способствовал развитию частных оружейных предприятий; среди них наиболее известными были фабрики Петрова, Евдокимова, Березина. В начале семидесятых годов XIX века около 400 бывших работников завода работали по домам. Они в сумме выделывали около четырех тысяч ружей в год. С началом Первой мировой войны производство охотничьего оружия было прекращено не только на ИОЗ, но и на частных фабриках, которые тоже были привлечены к выпуску военной продукции. Ижевск выпустил почти половину всего стрелкового оружия России.
Предприятие, основанное два века назад, сегодня называется ОАО «Концерн «Ижмаш». Здесь чтят память основателей завода, равно как и память выдающихся конструкторов и мастеров-оружейников, трудившихся на заводе в былые времена. Наверное, и мы должны вспомнить блистательных конструкторов: С.Г. Симонова, Ф.В. Токарева, Е.Ф. Драгунова, Г.Н. Никонова и, конечно, М.Т. Калашникова. Их имена навсегда вписаны в историю нашей страны, в мировую историю оружейного дела. Двести лет назад гениально спланированное и хорошо организованное производство содержало в себе огромный потенциал, который сегодня вывел Ижевск и всю Удмуртию в оружейные лидеры современной России. Действительно, хорошее начало — залог будущих успехов. Это начало позволило оружейной Удмуртии устоять в чрезвычайно трудные годы смут, которые периодически вспыхивали в стране. В последующие годы в Удмуртии трудились выдающиеся организаторы, блистательные инженеры-конструкторы, талантливые художники и граверы, рабочие — золотые руки. С полной уверенностью можно утверждать, что люди-звезды и сегодня есть и на Ижевском механическом заводе, и на Вятско-Полянском машиностроительном заводе «Молот». Думается, что это следствие еще дерябинского стратегического мышления и его системного подхода к подготовке профессионалов. Еще во время строительства завода (в 1808 году) он организовал при нем школу детей мастеровых и оружейников. В 1827 году была учреждена четырехлетняя школа арсенальных учеников, которая долго была в России единственной. Сегодня на обоих ижевских оружейных заводах есть собственные школы ружейного мастерства. Готовит оружейников и Ижевский государственный технический университет.
Начиная с войны 1812 года, ижевское оружие неоднократно надежно работало в руках наших солдат. За двести лет его роль нисколько не уменьшилась, поскольку ижевские оружейники всегда были в состоянии разрабатывать и производить самое современное вооружение.
Комментарии (1)
Евгений Федоров
Интересная информация!