В английском стиле

Изображение В английском стиле
Изображение В английском стиле

Пойнтер с широкого челнока, высоко подняв голову, потянул и застыл в стойке, всем своим видом показывая, что дичь рядом. Команда «пиль!», и, сверкнув светлым брюшком, из высокой травы с криком срывается бекас. Ружье в плече, сухой звук выстрела, и после команды «подай!» чувствуешь в руках тепло красной дичи.

Охота на бекаса, дупеля и прочую болотную мелочь по праву считается одной из первейших русских охот, несущей по сути своей не только большую долю престижа, но и определенную толику аристократизма и благородства, той составляющей охоты, которая у большинства охотничьего сообщества, к сожалению, утрачена.

Пусть не у каждого охотника есть четвероногий помощник: для кого-то лучше зайца дичи нет, другой — приверженец утиной охоты, третий считает серьезным увлечением только зверовые охоты, но без ружья не будет ружейного охотника — любителя и знатока охотничьего оружия.

И далеко не последнюю роль в подходе к охоте играет выбор ружья. Здесь можно было бы говорить о достатке и финансовых возможностях охотника, но, как показывает практика, в России данный подход к приобретению ружья далеко не всегда срабатывает.

Часто приходится видеть, как на охотничьей базе владелец дорогущего внедорожника, приехавший с личным водителем, с нескрываемым удивлением и некоторой завистью смотрит на ружейный шедевр скромного охотника, выбравшегося на охоту в стареньких «Жигулях», вдруг понимая, что его «Бенелли» (Benelli) — откровенная дешевка.

Как о поэте могут сказать, почти как Пушкин, и это будет высокая оценка его творчества, так и работа ружейного мастера всегда будет сопоставляться с ружьями великих английских ружейни­ков. Так двустволка или штуцер высокого разбора полу­чает высокую оценку специалистов словами: «Сработано в английском стиле».

АНГЛИЙСКИЙ ЭТАЛОН

Безусловно, надо понимать, что не все, что сделано на Британских островах, эталон для подражания. Много английского оружия, достаточно простенького, рассчитанного на нетребовательного охотника.

Так у меня побывала двустволка «Джеф­фри» (W.J. Jeffery & Co), несколько грубоватого вида простая бескурковка системы Энсон-Диллей (Ансон и Дили): традиционная английская ложа, цевье с кнопкой, эжекторов нет, гравировка проста, но даже на дешевом ружье столы Витворта (Sir Joseph Whitworth’s Fluid Compressed Steel) длиной 80 см, длинные чоки и, что больше всего затруднило ружейного мастера при устранении небольшого шата, выполненный заодно с колодкой осевой болт. К «Джеффри» у меня как-то душа сразу не легла, на охоте и на стенде из него практически не стрелял, хотя исходя из его внешних данных плохого боя у ружья не должно было быть.

Но даже относительно недорогие модели могут вызвать восхищение не только чистотой выделки, но и сбалансированными пропорциями при гравировке, подчеркивающей или выделяющей достоинство представленной модели. Для меня таким ружьем запомнился «Вестли Ричардс» (Westly Richards & Co).

Односпусковый механизм с переводчиком, конечно, эжектора, хотя отсутствие накладных замков переводило это ружье в разряд менее высокого разбора, но сама компоновка колодки и ложи была настолько красива и оригинальна, что первое впечатление было — это изящное ружье очень дорогое.

Металлические детали, украшенные тонкой гравировкой, плавно перетекали в красивое орехового дерева ложи. Мне формы «Вестли Ричардса» чем-то всегда напоминали обтекаемые тела то ли дельфина, то ли бобра. Кстати, осевой болт, так же как у «Джеф­фри», был выполнен заодно с колодкой. Характеристика параметров боя была отличная.

Для двуствольных ружей высокого разбора, кроме известных марок стали на стволах (для ружей начала 20 века это «Витворт», «Кок­кериль» (Acier Universel Cockerill), «Белер», «Вик­керс» (Vickers) и др.), характерны, а можно сказать, обязательны следующие кон­ст­руктивные особенности: ударно-спусковые механизмы расположены на отдельных съемных досках — так называемые полные замки и наличие длинной боевой пружины.

На многих моделях ставится голландовская «вертушка» или ее модернизация (чаще на немецких ружьях), позволяющая осуществить доступ к механизму без специального инструмента. Зат­вор с тройным запиранием на так называемую рамку «Перде» (James Purdey & Sons), входящую в пазы двух подствольных крюков и верхнего запирания с помощью различных модификаций болта Гринера (W.W. Greener) или «кукольной головки» Вестли Ричар­дса, притом на дорогих моделях болт Гринера не должен выдвигаться из колодки при открывании затвора (кроме вертикалок).

Обязательно «глухая колодка», когда отсутствует отверстие снизу колодки под передним крюком ствола. Только дорогие модели имеют брандтрубки или специальные каналы различных конструкций для отвода пороховых газов в сторону от механизма и лица стрелка при пробое капсюля бойком; при современных боеприпасах это уже не так актуально.

Под­пружиненный первый спуск предотвращает травму указательного пальца от отдачи при стрельбе из левого ствола. Слегка вывернутая форма спусковых крючков, часто золоченых, служит для большего комфорта при нажатии. Наличие эжекторов, как правило, ударного типа у штучных бескурковых ружей, выделанных после первой четверти 20 века, обязательно.

Различ­ные хитрости, как-то дополнительные приспособления или конструк­тивные особенности, служащие для облегчения от­кры­­вания ружья, бывают только на самых дорогих моделях, хотя, на мой взгляд, это не всегда рационально, но все равно различные изыски, дорогостоящие, конструктивные решения, требующие высочайшей квалификации ружейного мастера, всегда приятны.

Так, например, у тройника поднятие целика при переводе на нарезной ствол, наличие шнеллера, врезанный в приклад контейнер с красиво украшенной крышкой под пулевые патроны или поднимающийся диоптрический прицел, все это присуще дорогим, тщательно сработанным комбинированным ружьям.

Как правило, классическая длина стволов 760 мм (для тройника короче), отсутствие антабок, тщательно выхоженные стволы покрываются традиционным чернением с различными оттенками, а не так называемым черным хромом. Только строгая английская (прямая) ложа, цевье с кнопкой приемлемы для первоклассного ружья, золоченый медальон на прикладе, золоченый указатель на предохранителе, орех горных пород на ложе дорогого ружья должен быть выдержан, отобран и обработан по специальной технологии, смотреться красиво и дорого. Сама ложа не лакируется, а применяются специ­альные пропитки и полировка. Гравировка, насечка на цевье и шейки ложи выполнены тонко и тщательно.

 

Сюжетная гравировка на дорогих ружьях характерна в первую очередь немецким мастерам, обычно голландовские «за­ви­тушки» или пердовские «розочки», подчеркивающие формы ружья, смотрятся намного богаче, чем крупная рельефная резьба по металлу, не говоря уж о сюжетах на прикладе.

РОССИЙСКИЙ АНАЛОГ

В России в прежние времена работали некоторые мастера настолько умело и чисто, что с первого взгляда выделанные ими ружья чаще всего принимались за англичан. Мне пришлось подержать в руках двустволку Алеш­кина, полные английские замки, эжектора, витвор­товской стали стволы, орех прямой ложи. Все было выполнено чисто, включая тонкую ненавязчивую гравировку. К сожалению, боль­шой износ ружья лишал возможности проверить первоначальную подгонку стволов к колодке.

Совершенно в другом виде дошла до меня горизонталка мастера Мацки, сохранившая более чем за столетие все достоинства дорогого ружья. Англичанам не было бы стыдно поставить свою фамилию на стволах ружья русского мастера.

К сожалению, современное отечественное охотничье оружие высокого разбора, к коим ЦКИБ относит модели МЦ111 и МЦ109, не несет той чистоты и тщательности выделки, как работы их предшественников. Уделяя много внимания украшательству драгметаллами, как бы забывают, что цена ружья определяется не весом золота, платины и серебра, загнанных в колодку, замки и ложе, а качеством работы мастера и умением гравера оттенить достоинства проделанной работы.

Впрочем, пришлось подер­жать в руках двустволку, изготовленную в Туле, к качеству работы мастеров которой придраться было невоз­можно. Видимо, здесь решила все фамилия владельца — Л.И. Брежнев.

БЕЛЬГИЙЦЫ, НЕМЦЫ, ИТАЛЬЯНЦЫ

«Лебо Куралли в Льеже» (Lebeau-Courally Liege) — дорогой бельгиец — всегда ценился у любителей настоящих ружей. По изяществу спорил, а порой превосходил англичан, а многими знатоками ружейного дела часто ставился вровень с известными английскими брендами. А уж бельгийские ружья среднего разбора всегда выглядели предпочтительнее островных ружей той же цены.

«Франкотт» (Auguste Francotte) — ружья этой не самой дорогой фирмы известны и любимы. Не так давно мне удалось выторговать для моего знакомого курковку «Франкотт». Лишь преклонный возраст владельца бельгийки подтолкнул его к расставанию со своим «сокровищем». На стволах сталь «Вит­ворта», сами трубки, каждая за своим номером, в прекрасном состоянии, как, впрочем, и все ружье. Но самое интересное в работе мастера было решение, как сделать колодку облегченной. Нижняя ее часть была выбрана, и место металла занял орех ложи. Все было сделано настолько чисто и оригинально, что вызывало восхищение.

Немецкие ружья всегда были любимы в России и занимали весомую нишу в оружейном «парке» охотников. К сожалению, особенно послевоенные двустволки во влажную погоду легко подвергались ржавчине, требуя пос­тоянного внимания и ухода. Крупповская сталь (три кольца), не понятно почему так ценимая нашими охотниками, значительно уступала более стойкой к ржавчине и реже применяемой на немецких ружьях стали «Бёлер» (Bohler).

Следует отметить, что немцы за ту же цену, что и бельгийцы с англичанами, так «вылижут» свое ружье, что по виду их «Зауер» (Sauer & Sohn), «Меркель» (Merkel) или «Бюхаг» (Buhag) окажутся много богаче. Да и подгонка недешевых ружей заслуживает добрых слов. Как-то мне пришлось менять пружину рычага затвора на стендовом «Меркеле-303 ЕТ».

Кто разбирал отечественные МЦ, знает, каких трудов стоит открутить винты: без специальных отверток не обойтись да еще приходиться обстучать винты бронзовым молоточком, но это далеко не гарантия, что шлицы останутся целы. На «Мер­келе» простой отверткой были без усилий выполнены все операции. Основные винты на этой модели стопорятся маленькими, и каждый занимал свое место совершенно точно, без малейшего намека на перекрут или недокрут.

Прекрасные штучные ружья выделывают итальянские мастера, да и ряд моделей машинной выделки выглядит так же достойно. А уж в спортивных ружьях итальянцы явно преуспели. «Беретта» (Beretta), «Пера­ц­ци» (Perazzi) — ружья чемпионов.

НЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЯЯ РАБОТА

Прочитав предыдущий материал, у кого-то может сложиться мнение, что «английский стиль» — в первую очередь ружья, красиво скомпонованные, с выдержанными пропорциями, радующие глаз охотника, этакое ружье для витрины. Могу уверить, это не так. Стволы такого оружия тщательно выхожены, как изнутри, так и снаружи. Сверловка, как канала ствола, так и дульных сужений, строго соответствует предназначению оружия.

Развесовка частей ружья обеспечивает не только посадистость двустволки, но и отменную управляемость. Однажды мне по определенным обстоятельствам пришлось открутить затыльник «Голланда» (Holland & Holland). Сам «Голланд» был в родном кейсе-чемодане, «яшма» на колодке и замках, золоченая цифра «1» на прицельной планке и золотой медальон на ложе комлевого ореха — все, что должно сопутствовать дорогому ружью штучной работы, лежало на зеленом сукне кожаного футляра, этакий выставочный экземпляр.

Внутри часть ложи оказалась выбрана, и ближе к шейке были вставлены заводские свинцовые пробки, для улучшения баланса. Безусловно, во все приклады подобных ружей я не заглядывал, но могу заверить, что любой «англичанин», дорогой «бельгиец», «немец», «австриец» или «итальянец» выделан для охоты, точной и комфортной стрельбы. Конечно, будет присутствовать некоторый консерватизм, чаще всего в отсутствие цветного пластика в прицельных приспособлениях, но без этого не столь необходимого новшества вполне можно обойтись, впрочем, без малейшего ущерба в точности стрельбы.

Владение штучным ружьем высокого разбора затягивает, заставляет интересоваться историей ружейного дела, охота с классной двустволкой вносит в процесс добычи дичи то, что было потеряно со времен Тургенева и Толстого, а именно — поэзию общения с природой. Ведь недаром после двух-трех сезонов охоты с ружьем английского стиля у охотника появляется — и чаще всего тоже английский — четвероногий друг, а это показатель того, что состоялся настоящий охотник, истинный ценитель природы и охоты.