Не буду перечислять чемпионов олимпиад, чемпионатов мира и Европы — представителей команд ВВОО (позднее ВОО), составлявших костяк сборной Советского Союза.
Мы, трое приятелей: Александр, Сергей и Юрий — начали свой спортивный путь в одном из спортивных подразделений ВВОО в стрельбе по тарелочкам примерно в одно время. В целом добились определенных успехов не только на площадках стенда, как спортсмены и годы спустя как наставники-тренеры, но и приобрели определенный авторитет среди охотничьего сообщества. Ведь в прежние годы такие понятия, как стендовик и охотник, были неразделимы.
Охота, как и стрельба по быстрым целям, затягивает и привязывает крепко, на все годы, отведенные тебе судьбой. Да и противиться этому не хочется, пока рука крепка и глаз точен, желанию же бодрых пенсионеров отправиться в поле семейные передряги и обязанности уже не мешают.
Довелось нам троим (когда компанией, когда поодиночке) поохотиться в разных местах нашей родины, но с годами прикипаешь к угодьям, близким по духу охоты, местной природы и «правде» жизни русской глубинки. Как итог (благо обстоятельства позволяли) ты обзаводишься деревенскими заимками, где встречаешь открытие охотничьего сезона, и не спешишь в город, коль обстоятельства позволяют.
Весной этого года был намечаем охотничий тур по Вологодской области с мыслями захватить оба открытия по перу на юге и севере Вологодчины. Одним словом, с берегов Мологи, прочистив оружейные стволы по утке, вальдшнепу и гусю, решили мы совершить через неделю бросок на воды Кемы, с надеждой отличиться по боровой — тетереву и глухарю.
Задумано — сделано. Были зори удачные, иной раз ягдташ плечо не оттягивал; где-то погода подвела, когда-то верный прицел сбился, что редко случалось, но ведь охота, как «рулетка», всегда надеждой живет и везением.
Охота охотой, но разговоры за столом никто не отменял, да и чем занять те несколько часов, что отделяют охотника от дела, ради которого можно терпеть холод и усталость, дождь и ветер, снег и мороз, залитые водой сапоги и стертые в кровь ноги… Все это предмет для беседы, но бывшие стендовики — народ особый, и вечерние посиделки не обходятся без обсуждения оружия и приемов стрельбы, что в последнее время «будоражат» любителей бить тарелочки.
Вот власти озаботились: в 21 году допуск к охотничьему оружию, но не более чем к двухзарядному. Конечно, очередная, хочется сказать глупость, но наверху, наверное, виднее. Впрочем, пять патронов не сделают стрельбу добычливей, здесь навык нужен. Редко полуавтомат приемлемым балансом и развесовкой обладает, к самозарядке неплохо двустволкой ладной обзавестись, что на стенде много удобнее будет.
Раз уж мы на стенд переместились и об оружии заговорили, несколько слов о прицельной планке, и мушки на «язык просятся».
В прежние годы, когда говорили о ружьях с вертикальным расположением стволов, упоминали как одно из их достоинств лучшую обзорность из-за узкой колодки. Вроде и прицельная планка прежде шириной не отличалась, но появился у стендовиков бокфлинт «Браунинг» (в разговорной речи ФН), и всем спортсменам подай широкую прицельную планку с выделенной центральной «дорожкой». Что это? Мода или полезное нововведение? Существует «аксиома» смотреть на мишень (цель), а не на прицельные приспособления. Еще Бутурлин говорил о ненужности мушки, что и многие ведущие спортсмены сегодня подтверждают. Но производители «изощряются» с моделями мушки, от латунного «пупырышка» до цилиндра, якобы собирающего свет. Конечно, дело хозяйское, что поставить на конец ствола, если это придает уверенности, то хорошо, только о главном не забывайте и правильно ружьем управляйте.
У большинства охотников основная проблема со вскидкой ружья — быстрой, точной, однообразной. Здесь совет один: домашняя работа.
Как-то уже стало привычным видеть хват цевья не 1/4, большой палец ладони слева на дереве цевья, остальные с правой стороны, а 2/3 — большой и указательный слева. Понятно, что об узкой «деревяшке» горизонталки здесь речь не идет. Все-таки говоря о хвате 2/3, надо заметить, что это панацеей от промахов и неправильной работы корпусом не является, все требует осмысленного применения этого приема.
Опытными стрелками чаще всего практикуется вскидка ружья к плечу, когда в работу включаются обе руки, но с различными функциями. Левая рука контролирует нахождение конца стволов на постоянном (нужном) уровне, а правая отвечает за правильную «подачу» затыльника в плечо и гребня приклада к щеке стрелка. Здесь для левой руки отводится достаточно ответственная роль, совместная работа с корпусом стрелка в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Левая рука в роли, управляющей корпусом стрелка, включающей в работу правую руку, мышцы плечевого и поясничного пояса, отчасти при больших углах поворота, бедра и икры ног, влияющей на некоторое перераспределение массы стрелка на ступни ног… Подводя итог, в организации почти всей двигательной составляющей стрелкового процесса.
При этом замечу, что при хвате 2/3 указательный палец у опытных стрелков «смотрит» по оси ружья, именно указывает, а не является частью «растопырки».
Что применительно на стенде, то не всегда хорошо на охоте, при привычном хвате 1/4 у ружья намного меньше шансов «убежать» из рук, особенно от выстрела тяжелым патроном.
О питче много сказано в «древних» и современных пособиях по стрельбе дробью. Применительно к конкретному стрелку нужно учитывать не только индивидуальные габариты телосложения, но и глубину посадки глаз, массивность надбровных дуг и специализацию стендового упражнения при спортивной стрельбе по тарелочкам.
Что касается стрельбы с двумя открытыми глазами, то многие инструкторы утверждают: это просто, ведь мы, управляя автомашиной, левый глаз не прикрываем, едим, читаем, смотрим ТВ двумя глазами, не задумываясь о доминировании левого или правого глаза или полного, либо частичного отсутствия ведущего органа зрения. Так что смело стреляйте, не закрывая глаз, все быстро наладится.
Существует много разногласий в том, как управлять зрением при стрельбе и концентрации/перераспределении внимания, обрабатывая мишени-тарелочки. Это дело «темное», строго индивидуальное. Можно лишь посоветовать тем охотникам (не стендовикам), кому мешает левый глаз (для правши), слегка его прищуривать, но полностью не закрывать…
И на Мологе, и на Кеме стреляли мы, как привыкли, с присущим всем стендовикам осторожным и безопасным обращением с оружием, о чем всем ружейным охотникам и напоминаем.