Это событие можно считать выдающимся и весьма перспективным фактом, открывающим новую эру в развитии охотничьего хозяйства Республики Казахстан.
К моменту распада Советского Союза охотничье хозяйство Российской Федерации и Республики Казахстан находилось примерно в одинаковом положении. Структура государственного управления отраслью была аналогичной, но после образования самостоятельных государств претерпевала несколько разную судьбу с реформированиями и переподчинением, что, как известно, всегда ведет к снижению статуса и значения государственного органа. Союзы общественных охотничьих организаций обоих стран сохранились: Росохотрыболовсоюз и Казохотрыболовсоюз. Неодинаково складывались отношения между государственными и общественными органами охотничьего хозяйства. Однако анализ истории охотничьих организаций наших стран не входит в задачу данного сообщения.
Акт, подписанный 14 марта, устанавливает сбалансированные взаимоотношения между государственными органами управления охотничьим хозяйством и общественными объединениями охотников, участниками инфраструктуры охотничьего хозяйства, охотпользователями, которые фактически и ведут охотничье хозяйство. Организация Ассоциации «Кансонар» свидетельствует о создании правильных правовых основ взаимных отношений между государством и обществом в различных аспектах управления и ведения охотничьего хозяйства республики, главная особенность которых заключается в передаче государством части своих полномочий по охране, воспроизводству и использованию охотничьих ресурсов мощной общественной организации.
В структуре организации предусмотрено Центральное правление с консультативным органом – Советом, а в областях республики руководство деятельностью «Кансонар» должны осуществлять представителства организации. 2 апреля 2013 г. в Астане состоялось рабочее совещание членов и директоров представительств республиканской Ассоциации общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Кансонар». В центральной печати Казахстана освещались цели, задачи перспективы Ассоциации.
На совещании было отмечено, что в мире существуют разные формы партнерских отношений государства и общественных организаций в делах управления и ведения охотничьего хозяйства. Но есть и общее: государственные органы управления охотничьим хозяйством не могут выполнить все функции ведения хозяйства без многочисленной и организованной охотничьей общественности. Казахстан выбрал свою форму государственно-общественного партнерства. Ее можно считать близкой к оптимальной, вполне соответствующей менталитету народов Казахстана и современному состоянию охотничьего хозяйства страны. И в этом смысле избранная Казахстаном форма взаимодействия может считаться уникальной.
Многие специалисты на упомянутом совещании сошлись во мнении, что Казохотрыболовсоюз, образованный в 1958 г. и сформировавшийся в советское время, не смог перестроить свою деятельность на рыночную основу, утратил свое лидирующее положение в охотничьем хозяйстве, что и потребовало поиска новых форм организации отрасли. Отмечено, что охотничье хозяйство Казахстана пока еще не сложилось как самостоятельная отрасль, находится в последних рядах сельского и лесного хозяйства, финансируется по остаточному принципу. Все это – следствие отношения руководства государством, ведомственных чиновников и общества в целом к охоте как к развлечению, но не как к серьезной и перспективной отрасли экономики, использующей уникальные природные ресурсы. Дальнейшее следствие – бесправность отрасли и беспорядок в закреплении охотничьих угодий, отсутствие компенсаций за ущерб, нанесенный охотхозяйствам, поощрений за истребление вредных животных и за охрану редких и исчезающих видов животных, охрану их местообитаний и пр., что наносит огромный ущерб всей стране, ее экономике и престижу.
Недостаточное внимание к охотничьему хозяйству приводит к тому, что ни государственные органы, ни общественные организации не могут выполнять в должной мере функции по охране, воспроизводству животного мира, приумножению его ресурсов да и сохранению всех природных комплексов и ведению рационального интегрированного природопользования.
Финансовой основой деятельности «Кансонар» будут не только доходы от производственных организаций, обслуживающих охоту и рыболовство, но и ежегодные членские и вступительные взносы членов Ассоциации. Размер членских взносов субъектов охотничьего хозяйства (охотничьих хозяйств) рассчитывается по месячному расчетному показателю – МРП, аналогичному российскому минимальному размеру оплаты труда – МРОТ, равному сейчас 1731 тенге, что примерно соответствует 350 рублям. В Казахстане 17 представительств Ассоциации объединяют 670 охотничьих хозяйств общей площадью в 104 млн га, охотников – 110 тысяч человек. Планируется увеличить их число до 180 тысяч, в основном за счет сельских охотников, для которых в настоящее время доступ к легальной охоте весьма затруднен.
Ежегодный взнос субъектов охотничьего хозяйства достаточно сильно дифференцирован по областям страны и категориям охотничьих хозяйств. В основу положена грубая оценка продуктивности охотничьих угодий. Так в ряде областей взнос составляет 30 МРП, а в областях с более продуктивными угодьями он доходит до 120 МРП. По категориям взнос колеблется от 0,014 МРП (для хозяйств V категории, с наиболее бедными угодьями) до 0,2 МРП (для хозяйств I–II категории с угодьями по 1000 га). Для Кустанайской области принят другой критерий: хозяйства площадью до 100 000 га вносят 30 МРП, от 100 000 до 1 млн га – 60 МРП, более 1 млн га – 120 МРП.
Плата за обучение основам охотминимума вместе с обеспечением обучающихся учебными пособиями составляет 6 МРП, но для сельских охотников – 4 МРП с человека. За замену удостоверения охотника (по-российски это охотничий билет) взимается 1,5 МРП; за продление удостоверения, включая плату госпошлины, взимается 0,25 МРП. Отчисление представительств ассоциации центральному аппарату составляет 20% от доходов представительств. Эти прейскуранты были утверждены на рабочем совещании Ассоциации 2 апреля сего года.
В экономическом плане создание Фонда правильной охоты и охраны животного мира, который может быть образован на пожертвования любителей природы, может существенно помочь Ассоциации.
Ассоциация берет на себя все действия по обучению претендентов на право получения удостоверения охотника и по проведению экзамена по охотминимуму. Для сельских охотников предусматривается облегчение получения прав на легальную охоту, формирование выездных комиссий по приему у них экзаменов. Предусматривается создание учебных материалов в бумажном, электронном виде на дисках и E-mail-посланиях, особенно для бесправных сельских охотников, облегчение им возможностей получения прав на легальную охоту, формирование выездных комиссий по приему экзаменов в сельских местностях. Главное – ассоциация выдает удостоверения охотников, ведет базу данных охотников по различным показателям. Государственные органы не будут иметь никакого отношения к этим проблемам.
Рабочее совещание осудило бытующее в Казахстане представление об охоте как о разновидности активного отдыха и ее развитие исключительно в спортивно-любительском направлении. Большинство охотоведов Казахстана придерживаются мнения, что промысловая охота не только приносит доходы государству и предоставляет рабочие места сельским жителям, главное – она ведет к регулированию численности животных, играющих негативную роль в распространении особо опасных инфекций и сохранении очагов антропозоонозов. Угасание промысловой охоты нанесет вред сельскому, лесному, охотничьему, водному хозяйствам и приведет к сокращению или отсутствию важного экономического национального дохода. Возрождение промысловой охоты необходимо. Это не означает, что исчезнет спортивно-любительское направление охотничьего хозяйства республики и охотничий туризм. Наоборот, Ассоциация планирует всемерное развитие иностранного охотничьего туризма. В стране есть все возможности для этого.
Кроме того, в планах Ассоциации и развитие ранчеводства (фермерства) – разведение в неволе диких охотничьих млекопитающих и птиц, причем не только «под ружье», но и для производства мясо-дичной экологически качественной продукции. Для многих стран мира нет иного пути, кроме перехода от экстенсивного охотничьего хозяйства к интенсивному, к постепенной замене естественной продуктивности угодий дичеразведением, особенно в сильно трансформированных ландшафтах. Это неизбежно.
Большую озабоченность охотоведов Казахстана вызывает угасание традиционно национальных методов охоты, а именно – охоты с ловчими птицами и с национальными породами борзых собак. В частности, отсутствует возможность легального отлова хищных ловчих птиц, преимущественно беркута, резко сократилось число охотников с ловчими птицами, эта охота из национальной и производственной превратилась в шоу. Это ненормальное положение нужно исправлять всеми мерами. То же касается разведения и применения национальных пород охотничьих собак: казахской тазы и казахского тобета. Необходимо развитие племенного разведения и возрождения традиционных охот с этими породами собак.
Отмечено, что Ассоциация должна активизировать сотрудничество с Международным советом по охоте и охране охотничьих животных (CIC). Это даст хорошие ориентиры в мировой охотничьей политике, в направлениях научных исследований. Также принесет ощутимые финансовые выгоды Казахстану в отношении развития иностранного охотничьего туризма. Но даже сотрудничество, лишенное меркантильных интересов, все равно будет полезным.
Необходима всесторонняя поддержка научных охотоведческих исследований в Казахстане, в том числе с привлечением к ним ведущих зарубежных специалистов, проведение научных конференций, «круглых столов» по проблемам охотничьего хозяйства и пр.
Совершенно необходимо широкое привлечение средств массовой информации к пропаганде правильной охоты и охраны животного мира: издание отраслевого журнала, веб-сайта, телевизионного канала, проведение семинаров-конкурсов, выставок и пр. Необходимо создание школы повышения квалификации егерской службы. Нужно создание форм совершенствования квалификации высших работников в сфере охотничьего хозяйства.
Как видим, планы развития Ассоциации «Кансонар» огромные, перспективные. Нет причин, которые могут помешать выполнению этих планов, и было бы лучше, если бы руководство страны еще больше поддерживало бы роль охотничьей общественности в великом деле охраны, воспроизводства и рационального использования охотничьих ресурсов.
В планах развития Ассоциации «Кансонар» есть очень важное положение о распределении квот добычи охотничьих животных между субъектами охотничьего хозяйства. Лимиты и квоты добычи – ключевые моменты в деле рационального использования охотничьих ресурсов. Это очень хорошо понимают казахстанские охотоведы. Однако в республике нет высококвалифицированных специалистов по методике определения лимитов и квот.
11–12 марта 2013 г. РГН «Институт зоологии» Комитета по науке министерства образования и науки Республики Казахстан совместно с ОЮЛ Союз обществ охотников и рыболовов Республики Казахстан провели Международную научно-практическую конференцию, приуроченную к 101-летию крупного казахстанского зоолога А.А. Слудского. Тема конференции: «Научно-методические основы составления государственного кадастра животного мира Республики Казахстан и сопредельных стран». В рамках конференции был проведен «круглый стол» по практическим основам составления Государственного кадастра животного мира Республики Казахстан и сопредельных стран. Участники конференции и «круглого стола» единодушно сходились во мнении, что ни биологически оправданных лимитов изъятия животных, ни объективного мониторинга, ни кадастра животного мира нельзя представить себе без системы учета животных. Для определения лимитов изъятия животных необходим анализ многолетней динамики популяций животных и их добычи, и без системы учета животных, работающей много лет, любые лимиты будут либо профанацией, либо прихотью тенденциозно настроенных личностей.
Подавляющее большинство участников конференции и упомянутого собрания Ассоциации «Кансонар» соглашались, что в Казахстане необходимо выстраивать естественную методологическую цепочку: учет – кадастр – мониторинг – определение лимитов и квот – управление. Все начинается с учета животных. Предлагалось создать при министерстве охраны окружающей среды специализированной Службы учета и кадастра животного мира, лучше – научно-производственного Института учета и кадастра животного мира. Казахстанская сторона рассчитывает на помощь ведущих российских специалистов в области охотничьего и зоологического ресурсоведения.
Казахстанская сторона рассчитывает на помощь России не только в сфере научных исследований и создания кадастра животного мира. На конференции и совещании много участников сетовало на сложности в межгосударственном обмене охотничьими туристами, невероятные трудности с провозом охотничьего оружия. Если уж наши государства по двусторонним соглашениям смогли договориться о таможенном союзе, о поездках граждан по внутренним паспортам, об увеличении срока проживания без регистрации и пр., неужели сложно договориться об облегченных условиях провоза охотничьего оружия через границу? Тем более, если это касается сильно колеблющихся фенологических сроках проведения охот. Охотничье-туристический обмен много потеряет, если документы по его осуществлению не смогут оформляться за считанное количество дней.
Казахстанская сторона также высказывалась за расширение торговли продуктами охоты, пушно-меховым сырьем. К сожалению, при распаде СССР все предприятия по переработке пушнины и мехов остались в границах России. А жаль! Нужно бы наладить торговое и производственное партнерство.
Итак, мы за тесный союз между Казахстаном и Россией!
Владимир КУЗЯКИН, доктор биологических наук;
Оралбай АБДЫЛКАРИМОВ, депутат Сената Парламента Республики Казахстан;
Сергей СОКОЛОВ, главный охотовед Казохотрыболовсоюза