Патрон для стрельбы в мороз

Хотелось бы поразмышлять о проблемах снаряжения патронов и рассказать о моем практическом опыте

В связи с этим предложу любителям осенне-зимних охот один из вариантов снаряжения патронов, обеспечивающий достаточно надежный и стабильный бой ружья. Данный способ снаряжения является незначительной модификацией варианта, основанного на применении разрезанных войлочных пыжей. Предложен охотником Ю. Флоренцевым и одобрен Э. Штейнгольдом в 1962 году («Охота и охотничье хозяйство», №2).  

Гильзы нужны новые, картонные или полиэтиленовые, желательно с высокой металлической закраиной (юбкой). Подчеркну, что полиэтиленовая гильза должна быть новой и должна храниться в домашних условиях, т. к. полимер имеет свойство «стареть» и терять свои физико-механические свойства в зависимости от условий хранения.  

Порох – «Сокол». Навески пороха и дроби подбираются в соответствии с результатами пробной пристрелки, но в любом случае навеска пороха не должна превышать рекомендованного «Инструкцией» максимального значения более чем на 0,2 г, в зависимости от модели ружья (например, полуавтомат) и очень низкой температуры воздуха.  

На порох – картонная прокладка толщиной 3 мм, далее – основной осаленный войлочный пыж высотой примерно 10 мм, надрезанный крестообразно на глубину 5–7 мм. Пыж досылается в гильзу надрезами вверх. В качестве дополнительного используется неосаленный войлочный пыж, надрезанный также крестообразно на половину высоты. Он также досылается в гильзу, только пыж повернут так, что его разрезы были смещены относительно разрезов нижнего примерно на 45º.

Картонная прокладка на порох и войлочные пыжи должны идти в гильзу в натяг. Надрезы на пыжах не позволяют им после вылета из ствола догнать дробь и нарушить целостность дробового снопа. Далее – тонкая прокладка из мягкого картона примерно 0,5 мм и согласованная по дульному сужению дробь.

Дробь с №4 и ниже нужно обязательно взвешивать. Для уменьшения деформации дроби на начальной стадии выстрела ее можно пересыпать крахмалом. Для более дальнего выстрела делается контейнер из тетрапака (упаковки молока). Можно просто в виде однослойного цилиндра по высоте столбика дроби (внутренним слоем упаковочного материала – к стенке гильзы).

Можно вырезать шестилепестковый контейнер по шаблону. Далее – прокладка на дробь из не очень плотного, но и не ломкого картона толщиной 0,7–0,8 мм. Такая прокладка обеспечивает плотное снаряжение и не дает снаряду дроби вырваться из гильзы при низком значении давления форсирования.

Конечная операция – завальцовка настольной закруткой и калибровка. Такие патроны использую в течение многих лет на осенне-зимних и весенних охотах в своих ружьях 16 калибра (Иж-58) и 12 калибра (Иж-27 ЕМ-1С, ТОЗ-34, МЦ-21-12). Что касается летне-осенних охот, то там более широкий выбор с применением комплектующих из полиэтилена.  

Обращаю внимание читателей на предпоследнюю и вроде бы простейшую стадию снаряжения патрона – засыпку дроби. Здесь не надо торопиться и высыпать сразу всю навеску. Высыпая дробь постепенно, ее надо утрясать, стараясь, чтобы она укладывалась наиболее плотно. При пересыпке дроби крахмалом эту операцию волей-неволей приходится выполнять.

А вот если не пересыпать, то о ней часто забывают. И напрасно. Такая утряска приводит к заметному уменьшению свободного пространства между дробинами, тем самым уменьшая возможность смещения дробин относительно друг друга и, следовательно, снижая деформацию сдвига дроби на начальной стадии выстрела.

Работами Изметинского показано, что деформация дроби в патроне на начальной стадии выстрела оказывает очень сильное влияние на бой ружья. А поскольку деформация зависит от давления пороховых газов, то один из основных выводов автора звучит так: не злоупотреблять чрезмерными навесками пороха и дроби. Об этом автор предупреждает в довольно резкой форме: «Умный отличается от остальных тем, что он знает меру».  

В заключение еще раз пожелаю всем любителям домашнего снаряжения патронов изучать специальную литературу и разумно экспериментировать в поисках своего патрона. По этому поводу я бы сказал так: патрон для своего ружья надо «вынянчить», только тогда он станет действительно «своим».