Пару раз посетив на вечернем лете действительно утиные места, я заметил, что пролет и в самом деле не такой активный, как несколько лет назад. Хотя я склонен думать, что это особенности угодий, погоды и прочих факторов, влияющих на утиное народонаселение. Однако в местах, где я часто бываю, утка летает, и активно. Это не самое дальнее Подмосковье, Сергиево-Посадский район. Совершенно случайно открыв для себя прелесть охоты на уток у лесной речки («За уткой в лес», «РОГ» № 37 (1101) 9-15 сентября, 2015 г.), я решил продолжать изыскания в данном направлении.
Суть метода (теперь я уже могу назвать подобный способ охоты именно так) заключается в моментальном выстреле, практически навскидку, по летящей утке над лесной поляной шириной не более 150 м. В отличие от охоты на открытых пространствах, где подлетающих птиц видно издалека, здесь на подготовку к выстрелу дается не более 1-3 секунд! В противном случае птица либо уходит за зону эффективного выстрела, либо, в случае поражения, падает за речкой в непролазные заросли. А поскольку у меня нет охотничьей собаки, выстрел ради выстрела — просто преступление. Либо найти дичь, либо — никак.
Итак, охота проходит в условиях ограниченной видимости. Цель появляется из-за кромки елового леса, уже находясь на предельной высоте, 30-40 м. Еще охота осложняется тем, что утки могут появляться из совершенно неожиданных мест. Ты только что смотрел на кроны деревьев, откуда, как тебе казалось, «просто обязана, вот-вот, прямо сейчас» вылететь утка... А вожделенная птаха в этот момент выскакивает из-за спины, и остается только провожать ее взглядом. Естественно, такая охота сопряжена с всплесками адреналина и сильнейшими эмоциями. За утренний или вечерний час, проведенный в лесу, ты успеваешь обидеться на себя за нерасторопность, посетовать на недоступность цели, удивиться скорости полета кряквы и, если повезет, возрадоваться удачному выстрелу!
«Золоте сечение» на охоте, удача или промах — это правильно взятое упреждение. Сколько упущенной дичи и, как следствие, эмоций связано с данным фактором. Охота в лесу всегда осложнена тем, что «поправить прицел» просто некогда. Выстрел следует сразу после того, как увидел цель. А вот какой будет вскидка, это уже зависит от опыта и настрела охотника. Поначалу я, естественно, мазал. И промахи происходили от того, что я «обзаживал» цель.
На открытой воде все гораздо проще. Увидел утку, вложился, провел цель стволами, скорректировал прицел, подождал, пока подлетит поближе, нажал на спуск. Все, «с полем». В лесу сложнее. Как я писал выше, цель доступна для выстрела в течение нескольких секунд. Примеряться некогда.
Устав возвращаться без трофея, я решил еще раз пролистать «букварь» охотника. Снова взялся за литературу, в которой приводятся соответствующие таблицы. Еще раз вспомнить матчасть оказалось не лишним. Выяснилось, что я попросту опаздывал с упреждением по летящим уткам. Брал 1-1,5 метра, а надо было 2-2,5, учитывая дистанцию летящей утки над высоким лесом. И посиделки с книгой дали свой результат. Утки начали падать с завидной частотой.
Рассвет начинает освещать небо над верхушками елей. Первые крики пробудившихся дроздов и синиц в еловом лесу. Еще нет ни намека на дуновение ветерка, утренний туман пластом висит над маленькой лесной речушкой. До окончания утренней охоты примерно час. А именно в эти самые минуты и наступает самая жаркая пора. Обрывки сна срывает свист утиных крыльев над поляной, в окружении вековых деревьев...
Всем ни пуха, ни пера, и желаю открывать для себя новые виды и способы охот в, казалось бы, знакомых местах!