Свою мастерскую Ф.Ф. Вишневский учредил в 1828 году, после того как отошел от В. Лежена, поставщика Императорского Двора, крупнейшего в то время петербургского производителя и торговца, у которого трудились около 60 человек.
Скончался Вишневский 27 мая 1888 г. на 81 году жизни, был похоронен на римско-католическом кладбище С.-Петербурга на Выборгской стороне, оставив после себя сына Флориана и дочь Марию.
СЫН И ПРЕЕМНИКИ
После смерти родителя фамильное дело возглавил Флориан Вишневский-младший. Он появился на свет 26 мая 1833 года, был крещен по католическому обряду и так же, как отец, получил швейцарское гражданство. О нем известно очень мало.
Он работал вместе с отцом (по крайней мере с 1867 года), принимал участие в выставках. Какая роль отводилась ему в магазине и на «фабрике», неизвестно. Купеческое свидетельство 2-й гильдии он выбрал только в 1889 году.
В роли купца и владельца семейного заведения пребывал около трех лет и 14 марта 1892 года отошел в мир иной на 60-м году жизни. Был погребен на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга. Вместе с ним похоронены некая Луиза-Флорентина Вишневская, урожденная Берг (1824–1851) и тесть Карл Гаазе (умер 7 января 1897 года).
После смерти купец оставил вдовой и наследницей всего движимого и недвижимого имущества жену, 28-летнюю католичку В.К. Вишневскую (родилась в СПб 10 января 1863 года). Архивные сведения о ней скупы.
14 января 1896 года, через четыре года после похорон мужа, она вышла замуж за титулярного советника, горного инженера Александра Александровича Комарова.
В 1898 году Вишневская-Комарова выбрала купеческое свидетельство 2-й гильдии; проживала в доме № 7 на Новодеревенской набережной; 11 июня 1898 года подала прошение в Ремесленную управу о зачислении ее «мастерицею временно, на купеческих правах, по оружейному ремеслу»,
и 17 августа 1898 г. была зачислена.
С конца 1895 до 1903 года Вильгельмина Карловна содержала вновь образованный ТД «Ф. Вишневский» совместно с Вольдемаром Карловичем Гаазе, родным братом, на Казанской улице в доме № 6. Совместное оружейное заведение было учреждено в форме «Товарищества на вере» с капиталом одна тысяча рублей, с участием вкладчика — саксонского подданного Вольдемара Гаазе.
В 1897 году фирма издала «Роскошный, иллюстрированный фототипиями прейскурант оружейного магазина и мастерской Торгового дома «Ф. Вишневский». По-видимому, это единственный иллюстрированный каталог семейного заведения.
В 1903–1904 годах в справочных книгах С-Петербурга имя Вильгельмины Вишневской-Комаровой уже не встречается, из чего можно заключить, что она покинула либо бренный мир, либо Северную столицу.
НОВЫЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ
Товарищество и ТД «Ф. Вишневский» были образованы 29 мая 1903 года. Членами, а заодно и совладельцами магазина и мастерской были купец 2-й гильдии Василий Михайлович Беженцев и его жена Прасковья Спиридоновна Беженцева.
В новом качестве ТД «Ф. Вишневский» существовал с 1903 по 1916 год. В 1915 году размер капитала составлял 8 тысяч рублей. Беженцев родился в 1849 году, получил домашнее образование, в петербургском купечестве состоял с 1901 года, свидетельства на торговлю выбирал с 1890-го. Проживал на Казанской улице в доме № 6 (1905–1916).
КОЛЛЕКЦИИ
У меня в личном пользовании имеется двуствольный шомпольный штуцер с вертикальными стволами калибра 18 мм. Общий вес ружья 3,6 кг при длине стволов 710 мм и их массе 2,1 кг. Замки капсюльные в шейку. Стволы изготовлены из красивого дамаска.
На верхнем стволе расположен щиток для прицельной стрельбы. Замочные доски, спусковая скоба, верхняя часть колодки украшены фасонными медальонами со стилизованными изображениями оленя, рыси, медведя и льва в обрамлении растительного орнамента.
На верхней плоской грани ствола, служащей прицельной планкой, готическим шрифтом нанесен инкрустированный золотом логотип F. Wischnewski & Fils A St. Petersburg («Ф. Вишневский и Сын в С.-Петербурге»).
Ложа темной ореховой древесины с прямой шейкой, приклад с подщечным выступом. В приклад вмонтирован пенал с крышечкой для хранения капсюлей и пуль, на металлическом затылке стоит № 1266.
Также в личном пользовании у меня есть гарнитур 1884 года в дубовом ящике. В комплекте — медвежий кинжал и рогатина, пара идентичных одноствольных штуцеров для берложной охоты калибра 21,1 мм с капсюльными ударными механизмами в шейку.
Стволы стальные длиной 590 мм, ружья весом по 3,8 кг. Заряжаются штуцера круглой либо конической свинцовой пулей массой 56 г и зарядом черного пороха весом 11 г.
На предохранительной скобе ружей выгравирован четырехзначный серийный номер, а на затылке приклада — дата комплектации гарнитура — 1884. Замочные доски декорированы легким флористическим орнаментом с подписью F. Wischnevsky St. Petrsbourg. Ложи великолепного ореха с прямыми шейками, приклады с немецкими подщечными выступами.
В частном собрании имеется одноствольная шомпольная гусятница 10-го калибра (20,1 мм) с гладким каналом стального ствола и английскими клеймами. Общая длина ружья 1340 мм, вес 3,6 кг, длина ствола 930 мм.
Ударный механизм капсюльный в шейку, на замочной доске, покрытой легким растительным орнаментом, подпись: F. Wischnewsky St. Petersbourg, на спусковой скобе дата производства: 1880. Ложа высокосортной ореховой древесины с прямой шейкой, приклад без подщечного выступа.
В фондах ГИМа хранится одноствольное дульнозарядное ружье середины 1860-х общей длиной 1325 мм, весом 3,2 кг, с дамасским стволом длиной 910 мм, с гладким каналом 17-го калибра (16,5 мм). Ударный механизм капсюльный в шейку.
На замочной доске подпись оружейника: F. Wischnevski St. Petersburg, поверхности доски и курка покрыты геометрическим орнаментом в технике травления. Ложа с прямой шейкой выполнена из прекрасной ореховой древесины высшего сорта. Темно-коричневый цвет полированной ложи гармонично контрастирует со светлыми стальными деталями прибора.
Там же, в ГИМе, имеется одноствольный дульнозарядный охотничий штуцер с капсюльным замком. Ударно-спусковой механизм в шейку с внешним курком, обратной боевой пружиной, одним спусковым крючком, без шнеллера.
Общая длина ружья 985 мм, масса 2,8 кг. Ствол стальной, восьмигранный, короткий длиной 570 мм, канал калибра 15 мм с семью винтовыми нарезами. Ложа ореховой древесины с прямой шейкой, в прикладе пенал для хранения зарядов и пуль.
ВЫСТАВКИ
Среди петербургских производителей охотничьего оружия заведение Вишневского побило своеобразный рекорд, участвуя в восьми российских и международных выставках. Перечислим.
Московская выставка произведений отечественной промышленности 1835 года: сведения о наградах отсутствуют. Мануфактурная выставка в Санкт-Петербурге в 1839 году: начинающий мастер удостоен «публичной похвалы и одобрения».
Петербургская выставка русских мануфактурных произведений в 1861 году: фабрикант получил малую золотую медаль за «револьвер о пяти выстрелах с прибором, 130 рублей»; два двуствольных ружья за 150 и 175 рублей, а также штуцер за 200 рублей, причем одно ружье заряжалось с казенной части.
Всемирная выставка в Лондоне 1862 года: оружейник демонстрировал «револьвер о пяти выстрелах собственного изобретения и работы за 135 рублей». Пятая московская выставка русских мануфактурных произведений в 1865 году: купец награжден большой золотой медалью за штуцера ценой 250–300 рублей, охотничьи ружья ценой 150–200 рублей и револьверы ценой 30–100 рублей.
Всемирная промышленная выставка в Париже 1867 года: фабриканту присуждена бронзовая медаль за два «револьвера калибров 9 мм и 12 мм в ящиках с принадлежностями за 100 и 110 рублей собственного изобретения экспонента».
Всероссийская мануфактурная выставка 1870 года в Санкт-Петербурге: экспонировались двуствольные капсюльные штуцера за 200, 250 и 300 рублей, казнозарядные ружья за 150, 200 и 250 рублей, ружье скорострельное военное конструкции Вишневского, револьверы его же конструкции, рогатина для охоты на медведей за 80 рублей, а также металлические гильзы и патроны; фирма удостоена серебряной медали.
В 1897 году в Санкт-Петербурге Императорским русским техническим обществом была устроена 2-я выставка охотничьего оружия и предметов охотничьего и рыболовного промыслов. Официальный каталог информирует, что ТД «Ф. Вишневский» показал 23 изделия, из них 18 гладкоствольных ружей Льежской фабрики «А. Франкотт», два карабина ценой 50 и 45 рублей, пара целевых шомпольных пистолетов в ящике с прибором за 900 рублей, один целевой пистолет с откидным стволом за 50 рублей.
Уточнение. Представленная на выставке 1870 года винтовка военного образца была сконструирована и изготовлена для рассмотрения Оружейной комиссией Артиллерийского комитета ГАУ, работавшей над перевооружением русской армии.
По данным В.В. Мавродина и Вал. В. Мавродина, в 1864–1870 годах комиссия рассмотрела свыше 70 систем винтовок под металлический патрон иностранных и русских оружейников. Вишневский предложил винтовку своей конструкции под шпилечный патрон, однако его оригинальную систему комиссия отвергла, поскольку шпилечные патроны были сложны в изготовлении, следовательно, дороги, а главное — опасны в эксплуатации на поле боя.
Правда, в гражданских револьверах собственной конструкции фабрикант применял свои же шпилечные патроны с неизменным успехом. Для их выпуска оружейник в 1868 году открыл дополнительную мастерскую, которая размещалась отдельно от основного производства в доме И.П. Лесникова на Невском проспекте у Казанского моста.
В 1897 г. в Санкт-Петербурге Императорским Русским Техническим обществом была устроена «2-я выставка охотничьего оружия, предметов охотничьего и рыболовного промыслов».
Официальный каталог информировал, что ТД «Ф. Вишневский» показал 23 изделия, из них 18 гладкоствольных ружей льежской фабрики «А. Франкотт», 2 карабина ценой 50 и 45 рублей, 2 целевых шомпольных пистолета в ящике с прибором за 900 рублей, один целевой пистолет с откидным стволом за 50 рублей.
Журнал «Псовая и ружейная охота» писал: «Вишневский имеет витрину с ружьями Новотного в Праге и Франкотта в Льеже. Между этими ружьями есть образцы очень хорошей работы, чрезвычайно изящные по отделке».
СОВРЕМЕННИК О Ф. ВИШНЕВСКОМ-ОТЦЕ
Русский писатель А.А. Черкасов, автор «Записок охотника Восточной Сибири», очерков в «Природе и Охоте», «Охотнике» и других изданиях, в молодости был близко знаком с оружейным мастером. Вот любопытные отрывки из его рассказов.
«Случайно, чрез заказы отца, познакомившись с ружейным магазином Флор. Вишневского, в то время лучшим в Петербурге, я сделался постоянным его гостем по праздникам. Хоть и незачем, а все-таки, бывало, зайдешь и отведешь душу уже со знакомым доверенным или самим хозяином, кои очень любезно уделяли мне минуты своего досуга и показывали новинки или сообщали различные полезные сведения».
«…У меня до сих пор есть некоторые вещи, которые были приобретены ещё в то время из этого магазина, но — увы! — кроме ружья. А все это потому, что денег у меня не было, а дешевых ружей у Вишневского не существовало; зато я тут же получил добрый совет искать покупку по своему карману не в магазинах, но у простых ружейных мастеров».