Черный стриж

На болоте чахлые сосны были повреждены низовым пожаром. Часть деревьев засохла, другие только оправлялись после ожогов

Непоседливые обитатели этих мест – лесные коньки, желтые и желтоголовые трясогузки, все разом забеспокоились, когда я проходил рядом с их гнездами, скрытыми в осоковых кочках. Сейчас был самый разгар насиживания кладок  у этих птиц – конец мая. Забрался я на это верховое болото, чтобы увидеть гнездо скопы, по словам многих моих знакомых, находившееся возле одного из озер. Гнездо нашел. Оно было на единственном сухом дереве среди зеленых невысоких сосен, самом большом, но сильно поврежденном давнишним пожаром. Сфотографировать скопу у гнезда в такой ситуации не представлялось возможным, и мне ничего не оставалось, как уйти отсюда. Путь назад был не близким. На краю болота обсыпанные прошлогодней клюквой кочки уже перестали попадаться, сосны стали толще и выше. Погода между тем портилась. Притихли птицы и разом пропали куда-то. Спрятались комары. Уже рядом гремел гром, и вот-вот должны были упасть первые капли дождя, когда между стволами деревьев проскользнула черная тень и быстрая птица юркнула в круглый леток старого дупла дятла. Длинные серповидные крылья  пролетевшей птицы выдали ее – это был черный стриж.  Без сомнения, он решил переждать непогоду в выбранном для гнезда дупле.

Встреча с этой птицей на верховом болоте не исключительный случай. Давно известно, что стрижи охотно занимают дупла дятлов на опушках, рядом с обширными вырубками или гарями, селятся и по краям болот. Но все же черный стриж – больше известен как городская птица, охотно селящаяся под карнизами высоких домов, в нишах и пустотах под крышами. Активное освоение стрижами городов  началось, когда возросло количество многоэтажных построек. Раньше для устройства гнезд они выбирали колокольни и соборы, сейчас селятся во многих домах, где есть возможность забраться на чердак из-под карниза.  Стрижи любят жить колониально, и, несмотря на то что видим мы их обычно только в полете, нетрудно заметить, что это очень общительные птицы. Наблюдать за ними сложно, потому как скорость, с которой они проносятся над головами людей, просто ошеломляющая, но рядом с гнездами стрижи держатся подолгу, часто описывая круги, и всегда, взмывая в вышину, возвращаются  вниз, к гнездовой колонии.

В общем-то, рядом с колонией наблюдения более информативны и интересны. Правда, выделить в общей массе летающих птиц одну, чтобы проследить только за ней, не просто. Чаще всего люди обращают внимание на стрижей, когда те с криком проносятся сплоченной стайкой во время брачных игр или в середине лета, вместе с вылетевшими птенцами, готовятся к отлету. Визгливые, в высоком ключе крики «стри-и-и», разной продолжительности и интонации, часто слышны недалеко от гнезд, но летая в поисковом полете  поодиночке, стрижи довольно молчаливы. При беглом взгляде их можно спутать с ласточками, и все же от всех наших ласточек стрижи легко отличаются.

Черные стрижи чуть крупнее ласточек, имеют более длинные крылья (в размахе 46 см) и очень короткий хвост, а маленькое светлое пятнышко на горле  в полете совсем незаметно, потому в небе они выглядят черными силуэтами.  Крылья птиц столь длинны, а ноги столь коротки, что взрослая птица, случайно оказавшаяся на земле, может взлететь только после удара крыльями о землю. Молодые стрижи, оказавшиеся в таком положении, совсем беспомощны, но стоит поднять птицу над землей, она без труда улетает, если здорова.

Стрижи прилетают в Подмосковье в конце первой декады мая. В городах они через недели две после прилета уже обживают ниши старой колонии, а вот в лесной зоне все пригодные и удобные дупла  зачастую оказываются занятыми другими птицами-дуплогнездниками. Известно много случаев, когда стрижи силой занимали жилые постройки других птиц, убивая птенцов, а зачастую и  прежних хозяев. Человек, хоть раз державший стрижа в руках, сразу обращает внимание на его сильные ноги с острыми когтями. Имея слабый, негодный для смертоубийства клюв, стриж-захватчик сжимает пальцы ног, прокалывая яйца и умерщвляя птенцов. Причем  после победы свое гнездо стрижи располагают прямо поверх разбитых яиц или на поверженных жителях гнездовья. Со взрослыми скворцами и дятлами стрижу справиться трудно, и потому он ждет вылета их птенцов из приглянувшихся дупел и скворечников до конца мая. На нашей даче, где на шестах закреплены четыре скворечника, черные стрижи всегда занимают эти гнездовья после вылета скворцов, и мною ни разу не было замечено, что скворчата погибали до вылета. Зато перед вылетом стрижи столь активно летают перед летками скворечников, что взрослые скворцы иногда вынуждены подолгу сидеть снаружи, защищая своих птенцов от нетерпеливых сменщиков своего жилья.

На землю стрижи никогда не садятся – считается, что строительный материал для своего гнезда они собирают в воздухе. Действительно, в гнездах стрижей обычно много сухих травинок и перьев, клочков газет и кусочков полиэтилена,  предметов, которые ветер  легко может поднять ввысь. Причем полиэтилен и бумага, находящиеся в гнездах, иногда имеют вид  небольших овалов, с зубчатыми краями, словно птицы пытались придать им определенную форму. Однако при обследовании гнезд стрижей меня больше всего удивил совсем другой факт. Среди травинок и перьев там были найдены несколько верхушек стеблей, не более 5 см длиной, без сомнения, сорванных с зеленых живых растений. А это говорило о том, что стрижи срывали эти верхушки на лету. Можно представить, как птицы рискуют, срывая верхушки трав на такой скорости полета. Но можно предположить и другое: стрижи, охотясь за насекомыми, сидящими на травах, случайно срывали части растений вместе с добычей.

То немногое, что стрижи могут собрать в воздухе, они склеивают в гнезде быстротвердеющим секретом подчелюстных желез, формируя гнездо в форме чаши. Если гнездо строится в этом году впервые, а не достраивается прошлогоднее, то яйца чаще всего лежат на досках скворечника, и лишь невысокие бортики склеенных травинок говорят о том, что птицы старались, устраивая гнездо. В кладке обычно два яйца, но бывает и три. Птенцы разновозрастные, заметно отличаются по размерам и массе тела, даже подросшие. Родители кормят их «воздушным планктоном», то есть насекомыми, которых могут поймать в воздухе. Причем собирают их птицы до тех пор, пока не набьют их в весомый, склеенный слюной комок. Когда взрослая птица подлетает с такой ношей к своему гнезду, хорошо видно, как выпирает корм в области горла птицы. Пока птенцы малы, они голы и беспомощны, поэтому один из родителей постоянно находится возле них.

Стрижи очень теплолюбивы, и при температуре ниже +8оС редко кто видел  их охотящимися. Если во время  летнего похолодания у них еще нет птенцов, то взрослые отлетают в районы с более теплой погодой, за 500–1000 км южнее, и возвращаются с теплом. Если уже вывелись птенцы, то родители отсиживаются в гнездовьях или ненадолго покидают подросших птенцов.

В процессе эволюции стрижи выработали определенные защитные особенности, позволяющие пережить неблагоприятные периоды. Так, они могут впадать в оцепенение и ожидать в этом состоянии родителей в течение 4–5 дней. Ученые называют такую необычную черту адаптивной гипотермией. Но даже такого периода ожидания тепла иногда  оказывается мало. В середине июля 2006 года наступившее продолжительное похолодание погубило птенцов всей популяции подмосковных стрижей. Осмотрев  в конце августа гнезда колонии стрижей, что жили на нашей даче, я обнаружил в них разложившиеся трупики почти полностью оперившихся птенцов.  Сведения о таких случаях приходили тогда и из других районов.

Был еще случай, который стоит упоминания. Дело в том, что во время насиживания яиц и выведения птенцов стрижи ночуют в гнездах. Молодые, а может, вместе с ними и взрослые птицы возвращаются в гнездовья еще несколько дней после вылета. Однажды днем, в середине августа, после того как несколько дней дул сильный ветер, мой тесть, указав на один из скворечников, сказал: «Это не порядок, что леток развернут на запад – ведь для птиц важно, чтобы он был ориентирован на восток, навстречу солнцу». Поразмыслив над тем, что в следующем году скворцам действительно будет лучше, чтобы леток смотрел на восток, я, не мешкая, развернул шест, который держал гнездовье, на 180 градусов и сразу забыл об этом. Но позже, после захода солнца, мы обратили внимание на стрижа, безуспешно пытающегося попасть внутрь скворечника через заднюю стенку. Птица каждый раз тыкалась в щель между скворечником и шестом, и мне вначале показалось, что она пытается там склевать каких-то насекомых. Но стриж действовал с такой настойчивостью, что я понял – птица пытается проникнуть внутрь, и вспомнил, как днем перевернул скворечник. Едва я вернул гнездовье в прежнее положение, как стриж залетел туда. С тех пор я знаю, что птицы залетают в свое гнездо, подчас ориентируясь лишь по памяти.

Стрижи – интересные и очень необычные птицы. Некоторые утверждают, что часто они ночуют в полете, поднявшись для этого высоко в небо. И я не однин раз видел, как стая после заката солнца поднималась все выше над землей, принимая форму спирали. Рассказывают, что спящих стрижей наблюдали ночью с самолетов. Так же необычно в воздухе происходит у стрижей спаривание. Твердая поверхность нужна этим птицам только в период выведения птенцов, но в то же время, несмотря на свою «воздушную» привязанность, стрижи прекрасно разбираются в том, что происходит на земле, сразу реагируя на врагов возле своих гнезд. Стоило кошке подобраться недопустимо близко к укрытию, где сидела на яйцах самка или ожидали родителей птенцы, как сверху несколько птиц начинали атаковать ее. Это была всегда группа птиц. Правда, они лишь пугали хищника, проносясь очень близко от его головы, стараясь при этом оказаться сзади.

Необычным мне показалось и устройство второго гнезда стрижей поверх разоренного первого. Все происходило в течение одного месяца: после постройки гнезда и откладки двух яиц, сверху оказалось еще одно стрижиное гнездо, а яйца первой кладки были разбиты. На мысль о распрях между парами стрижей меня натолкнула еще одна странная находка. Раз я обнаружил разбитое яйцо, оказавшееся снаружи скворечника, под летком. Значит, птицы сами выбросили яйцо наружу. В конце июня никто кроме стрижей домиком уже не интересовался. А если это был хищник, то почему он не съел яйцо?

Несмотря на близкое соседство, мы мало знаем о жизни стрижей, может, еще и потому, что живут в наших краях эти птицы недолго, до первой декады августа, проводя у себя на родине не более трех месяцев. Зимуют эти «бродяги» в Африке, за тысячи километров от нас.