А сейчас пока торжествует долгая темная ночь над придавленными снегами лесами, заснеженными полянами, над промерзшими до непробиваемой корки озерами. Наконец низкое солнце высветило стволы серебристых осин, за ними шапки ажурных длиннокосых берез. Тени становились все короче, а день ярче. За мной увязался пес жук, прозванный за черный, жуковый окрас. Подстегиваемые ядреным морозцем, мы бодро шагали к лесному озеру узкой тропинкой, витиевато петляющей среди заснеженной пустыни.
КТО В ЛУНКЕ ЖИВЕТ?
Наконец ледобур со скрежетом вгрызается в ледовую крепь, и вот уже готовы три лунки. Для начала я выбрал пятиметровые глубины. И кто там сегодня в лунке живет? Кто на мормышки клюет? Рыбная ловля не всегда бывает удачной, подчас рыба оставляет мормышку без внимания. Зависит это от многих факторов. Что же сделать, чтобы рыбка обратила внимание на рыболовные приманки? Рыбалка вполне может быть успешной, если по мере возможности применять некоторые правила: не топать, не разговаривать с компанией друзей, не бегать по льду, не скрежетать ледобуром, не скрипеть подшитыми валенками по снегу, не «мельтешить» перед лункой, создавая пугающие тени и т.д. Ведь даже зимой рыба хорошо слышит и видит все, что происходит не только подо льдом, но и на льду и даже вокруг водоема. И тогда в полной тишине в слегка затененной лунке сможешь разглядеть игру рыбки с твоей собственной мормышкой.
Вот к лунке подтягиваются окушки: «матросики» поближе, а важные персоны – чуть поодаль. Они останавливаются возле мормышки и замирают. Стоять так они могут долго, завороженно разглядывая насадку, так и не прикоснувшись к ней. Чтобы разбудить оцепеневших рыбок, начинаю игру снастью. Наиболее успешным считаю вариант лова, когда по хлыстику удильника часто постукиваешь пальцем, в результате от «безмотылки» можно добиться четкой игры.
Наконец рыба сбрасывает оцепенение, и «полосатики» осторожно начинают поклевывать – значит, все понравилось. Если игра снасти, приманка, ее расцветка, наживка приглянулись окушкам, то крупные особи, «не раздумывая», разгоняют мелкоту и ретиво садятся на крючок. Теперь окунь берет смело, уверенно заглатывая приманку. Но если обнаруживается обман, то окуни проявляют недоверие ко всем ухищрениям. В таком случае приходится менять насадку и способы игры снасти. И так до тех пор, пока природная жадность не победит. Раззадоренная стайка окушков все же идет на ту или иную снасть, и так до тех пор, пока вся компания поочередно не переберется в шарабан.
Сейчас попробую половить на зимнюю удочку, оснащенную леской 0,12 мм, темно-зеленой «козой» с крючками № 3, 5, с нанизанными белой и красной бусинками. Первыми проявили интерес к снасти ершики. Обмануть этих смельчаков рыболову не составляет большого труда, доверчивая рыбка легко соблазняется мормышками либо миниатюрными блесенками. Для безнасадочной ловли также хорошо подходят «чертики». Меня больше привлекают легкие и средние, до 10 мм, конусообразные и бочкообразные «чертики» на леске-паутинке. Для ужения леща лучше подходят удлиненные «чертики-столбики». А если применить леску попрочнее, то можно попытать счастья в поимке судачка, окуня или щучки. А блеснение ерша на средних глубинах одаривает хватками судачков и налимов, неравнодушных к ершиной возне.
Вот в лунке показались плотвички, они окружили мормышку. Что касается плотвы, то вороватые поклевки выдают ее «с головой». Плотва, в отличие от окуня, недолго изучает понравившуюся наживку и без конца тормошит ее, а толку чуть. Рот у плотвы маленький, и проглотить большой кусок она не в состоянии. Поэтому плотвица бьет наживку, едва касаясь, крадет кусочек мотыля и, перепуганная, устремляется в укрытие. Постепенно к мормышке собирается вся стайка, и каждая плотвичка откусывает лакомый кусочек. Такие «марш-броски» могут продолжаться до бесконечности, если не начать активно подсекать.
Забавам и фантазиям рыболовов, пытающихся притупить бдительность рыбы и привлечь внимание к своим блеснам и мормышкам, нет предела. В случае, когда проявляется безразличие к искусственным приманкам, тогда в ход идут животные насадки. Хорошо зная неравнодушие рыбы к различного рода личинкам – опарышам и мотылям, а также рачкам или паучкам, опытные рыболовы подбирают наживки и приманки под стать излюбленному рыбьему корму. И все это ради того, чтобы перехитрить осторожную рыбу.
НА ЧТО РЕАГИРУЕТ РЫБА
Как говорится в известной детской считалочке: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват». Пожалуй, считалочка неплохо подходит к рыболову, занятому разнообразными снастями, всяческими обманками и наживками, чтобы поймать привередливую рыбку. Действительно, между рыболовом и рыбой существует незримая, очень своеобразная и, кажется, односторонняя связь. Рыболов и не видит (если не считать эхолота), и не слышит рыбу, а любая рыба имеет довольно обширную информацию о рыболове, ведь она прекрасно видит все хитроумные приманки, привады, прикормки и слышит не только звуки в воде, но и воспринимает все, что происходит над водой. Это кажется, на первый взгляд, несправедливым: ведь рыба имеет весьма полноценное представление о нашем визите на водоем, а рыболов абсолютно несведущ. Но радость от рыбалки как раз и заключается в том, что человек, наблюдающий за поведением рыбы, приобретает обширные знания и неоценимый опыт. Прежде чем отправиться на рыбалку, рыболов исследует особенности водоема, места обитания различных рыб, причины скопления рыбы на данном участке в разные периоды времени года, а также ее предпочтения в пище, наиболее привлекательные глубины, особенности сезонной миграции.
Так почему же при такой информированности о наших ухищрениях рыба все же попадается на рыбацкий крючок? В том-то все и дело: именно наблюдения, знания, выбранная стратегия и тактика, а также накопленный личный опыт позволяют рыболову перехитрить объект охоты и стать обладателем крошечного или даже солидного трофея, а значит, получить огромное наслаждение. Но уже на водоеме приходится искать ответы на другие вопросы: где ловить – на глубине или у берега, на тихой воде или на течении? Со дна, поверху или в полводы? С берега или с лодки? И достаточно ли освещен водоем? Ведь именно от этих факторов зависит успех рыбалки.
Возьмем, к примеру, зрение рыбы, ведь оно имеет существенное значение. Острота зрения рыбы чуть ниже, а контрастная чувствительность выше, чем у человека. Глаз устроен наподобие фотоаппарата. Шарообразный хрусталик не меняет форму, в отличие от наземных животных, которые могут приспосабливать и перестраивать зрение в зависимости от расстояния. Кроме того, оптические свойства воды, ее замутненность не позволяют рыбе видеть довольно далеко. Пожалуй, в замутненной воде она хорошо видит лишь на расстоянии 1,5–2 метра, а самое большое – до 10 метров. А далее изображение искажается. Тогда каким же образом рыба мигрирует и ориентируется в больших водоемах?
И значит ли это, что рыба видит наши приманки и наживки, только находясь почти вплотную к ним? Однако это не совсем так: природа позаботилась о том, чтобы усилить зрение рыбы. В сетчатке глаза есть особые светочувствительные элементы, способные воспринимать даже слабые световые лучи. Кроме того, лучше «видеть» рыбе помогают отдельные нервные окончания тела и участки кожи, а также специальный вырост головного мозга, так называемый «третий глаз». Лучше видят дневные хищные рыбы, живущие в чистой и, следовательно, прозрачной воде, такие как форель, хариус, жерех, щука.
А некоторые рыбы видят даже в темноте, например судак, лещ, сом, угорь, налим. Кроме того, особая посадка глаз значительно расширяет угол зрения: не поворачивая тела, большинство рыб способны видеть каждым глазом предметы в зоне от 150° по вертикали и до 170° по горизонтали. Рыба хорошо видит прибрежные травы, береговую линию, рельеф берега – песчаные откосы, нагромождение скал и пологие плесы. Однако, в зависимости от угла падения световых лучей, рыба может видеть без искажения лучше или хуже лишь те предметы, которые находятся прямо над головой, то есть в зените.
Однако чем под более острым углом световой луч падает на воду, а также чем ниже расположен предмет, тем более искаженным видит его рыба. А это как раз на руку рыболову, пытающемуся искусственными обманками поролоновой рыбкой, блесной, виброхвостом или воблером, идущим у самого дна или в гуще травяных зарослей, привлечь внимание клыкастого судака или коварной щучки. Особенно искажается представление о предмете, например о лодке, когда поверхность воды неспокойна. Тогда рыба перестает его четко видеть.
Однако при тихой и хорошо освещенной воде рыба, находящаяся в верхних и средних слоях, прекрасно видит не только лодку, но и рыболова, ловящего на мелководье, в забродку или с берега, широко размахивающего удочкой. В этом случае шансы на успех значительно снижаются. Объект охоты настораживается и уходит в более спокойные места.
Единственное, чем можно улучшить клев, помимо прикормки, привады и правильного выбора снастей, так это хорошенько замаскироваться в лодке в тростниковых кущах или на берегу, а также удлинить удилище или, насколько возможно, отдалиться от кромки воды, а при ловле в забродку поискать самые заросшие водными растениями мелководья. Теперь становится понятым, почему мы предпочитаем рыбачить не в спокойной и прозрачной, а в густо заросшей, замутненной воде при легкой волне, а еще лучше, когда на воде гуляет мелкая рябь.
Но рыба не только хорошо видит рыболова в ясную, спокойную погоду. Наблюдения показали, что она различает цвета и их оттенки, а следовательно, всякий раз по-разному реагирует на расцветки наших приманок. Но оказывается, и это не все: рыба различает форму предмета, то есть квадрат отличает от треугольника, а куб от пирамиды. Отсюда напрашивается вывод, что успех в рыбной ловле приходит тогда, когда рыболов постоянно разнообразит цвет, форму и размер приманок, выбирая наиболее привлекательные на данном участке водоема, при различной его освещенности и прозрачности и в разное время года. При этом не следует забывать: чтобы не спугнуть рыбу, предметы снаряжения (лодка, поводок, подсачек, грузило и поплавок) должны непременно сливаться цветом с окружающим фоном.
ТАК ЧТО ЖЕ ВИДИТ РЫБА ЗИМОЙ?
Как обстоит дело с освещением водоема зимой, когда толстая броня льда наглухо закрывает его от света? Что видит рыба зимой? Попробуем разобраться.
Зимой, как в другое время года, со зрением все в порядке: рыба прекрасно различает цвета, их оттенки, форму и размер рыболовной обманки. Сквозь толщу льда дневной свет также хорошо проникает в водоем. Единственное, что свет поступает более приглушенный и рассеянный. Поэтому все выше названное в равной степени относится не только к летней, но и к зимней рыбалке. В ясные и солнечные дни лучше обстоит дело с рыбной ловлей на больших глубинах, где четкость изображения ухудшается из-за недостатка света. В средних и верхних слоях водоема и на мелководье лучше рыбачить в неяркие дни с умеренным освещением, поскольку при хорошем солнечном освещении рыба не очень резко, но видит все происходящее на льду, чему она не очень рада. Кроме того, не надо забывать, что она еще и слышит.
Может быть, покажется удивительным, но темные цвета рыба видит лучше, чем светлые, поэтому мормышка, окрашенная в серый или матово-черный цвет, как правило, более уловиста, чем белая. Однако любопытную рыбу привлекают и более яркие цвета – светло-зеленый или бирюзово-голубой. Так что не грех попытать счастья в ловле и на приманки сочных расцветок – довольно часто везет.
А как рыба относится к светящимся предметам? Каково отношение рыбы, например, к светящимся приманкам и искусственному свету? В зимнее время, когда рыба и в самом деле ощущает недостаток освещенности, костер, разведенный на берегу водоема, делает рыбалку более разнообразной: естественный свет костра или полноликой луны привлекает плотву, налимов, сомов, ершей, бычков, в чем я, собственно, не раз убеждался на личном опыте. Приведу пример. Сразу после ледостава, а также в глухозимье большой интерес к спиннинговой снасти проявляют налимы. Их привлекает не только постукивание снасти по грунту, от чего поднимаются клубы мути, но и явное волочение снасти. Это создает впечатление кормящейся на дне рыбки. А если на крючке подцеплена животная наживка – кусочек плотвички, окушка или любой другой рыбы, то успех обеспечен.
Но соблазнительнее всего для налима – это ершик, корюшка или деликатесная ряпушка. Днем налима взять практически невозможно. А ночью, обладая прекрасным зрением и обонянием, налим выходит на охоту. Сетчатка глаз налима снабжена значительно большим количеством рецепторов, чем у многих других рыб, что и обеспечивает хищнику удачную охоту. Прочесывая просторы придонного слоя, он вволю отъедается зазевавшейся рыбешкой. Используя всевозможные камни, ямки и коряжки, он незаметно подбирается к добыче. Зимой многие рыбы скатываются в ямы, тихоструйные откосы, под перекаты и гряды. Изловить их можно также на прирусловых участках, на выходе из узкого пролива в широкий залив.
А мелкая рыбешка затихает под берегом, на откосах, возле травы. Визиты хищников к местам скопления легкой добычи учащаются и становятся регулярными. Именно в этих, давно изведанных местах рыболовы и поджидают выход своего будущего трофея. Зная, что ночных охотников прельщает ровный свет, я в сумерках развожу костер. Неприветливая тьма сразу же озаряется сполохами огня. Притаившаяся под берегом мелочишка теперь видна лучше, и налимы, карпы, жерехи, сомы и судаки, радуясь этому, смело выходят на «тропу войны». Вот тут-то и подбрасываю снасть с соблазнительной животной насадкой. И если удается поймать хоть одного охотника, значит, он здесь не одинок. Требуха выловленного трофея также идет в ход. В зону лова, веером под откос, подбрасываю привлекательную прикормку из той же требухи и мелкой порубленной рыбки. И успех рыбалки обеспечен.
Однако раз на раз не приходится. Следовательно, не только освещенность водоема, естественный свет луны или костра и зрение рыбы играют роль в успешной рыбной ловле в тусклые зимние дни и в темные ночи. Многое зависит и от готовности к рыбалке рыболова: от подбора снастей, выбора методов, способов и техники лова.
Как утверждают специалисты, исследования показали, что такую рыбу, как килька, кефаль, сайра, действительно завораживает свет и она направляется к источникам подводного освещения, чему рыбаки несказанно рады. В настоящее время электрический свет используют в промысловой ловле на Каспии и у Курильских островов. Кроме того, как известно, проводились опыты тусклым зимним днем в местах скопления рыбы. Во льду прорубали лунку и на дно водоема опускали электролампу с рефлектором. Затем ловили на мормышку с подсадкой мотыля в соседней лунке, а также в лунке, вырубленной в стороне от источника света. Оказалось, что на этот раз количество поклевок вблизи лампы было значительно меньше, чем вдали от нее. Аналогичные опыты производились при ловле судака и налима ночью, они также не дали большого эффекта. Однако только ли искусственный свет тому причина? Эти опыты, думаю, нельзя считать чистыми.
Скопление большого числа наблюдателей на льду, черные тени, скрежет бура, скрип снега под ногами, разговоры, которые разносятся эхом далеко по водоему, могли просто спугнуть рыбу. Поэтому вопрос о влиянии искусственного света на успех рыбной ловли пока остается открытым. И только наблюдения, знания, умения и опыт рыболова могут принести положительный результат при ловле не только с естественным, но и с искусственным освещением, с мощным фонариком например.
А что касается реакции рыбы на светящиеся приманки, то и здесь раз на раз не приходится. Эксперименты, проводимые рыболовами-спортсменами в темное глухозимье, показали хорошие результаты лова рыбы светящимися приманками.
Однако имеют ли такие приманки преимущества перед остальными, не было выявлено, поскольку улов обыкновенными приманками на сей раз был таким же удачным. По крайней мере, меня светящиеся приманки не раз выручали при ловле и на глубинах, и на мелководье. Особый интерес и азарт доставляет поимка в дни зимней оттепели и в перволедье щучки или сижга. В последние не очень морозные зимы, а также к концу зимы с затяжными оттепелями, возле полыньи скапливается мелочишка, вслед за ней к промоинам выходят крупные хищники.
Теперь хватки охотника на светящиеся приманки надо ждать под самым льдом. А лучше все же сиговых поискать в нижних слоях воды, где он занят поисками рачков на илистом дне либо в средних нишах глубоководной луды. В этом случае я использую светящиеся приманки, и, как правило, они приносят хороший результат. А поскольку крупный окунь, озерная форель и сиг обживают одни и те же ниши, то вполне возможно стать обладателем приличного трофея.
Хороший вариант лова, когда нижняя блесна играет роль подблестка, поднимающего рыбу. А в 20 см выше на коротком поводке «трепыхается» серебристая мормышка «капелька», «ромбик», «овсинка», «клопик» с крючками № 4 или 5, наживленными кисточкой мотылей, опарышем или хвостиком из шерстяных красных ниток. Рыба атакует мормышку, но частенько подсекается блесной. На поводке можно привязать «мушку» или серебристый крючок с разноцветными кембриками.
Хороший результат дает универсальная блесна «сиговка». В отличие от других зимних блесен, на «сиговку» различная рыба попадается и на паузе, и на подъеме. Помимо светящихся приманок, смекалистые рыболовы в перволедье отлавливают сиговых обычной поплавочной удочкой, завлекая благородную рыбу аппетитной икрой ряпушки. А после распаления льда на крючок насаживается икра лососевых рыб, подкрашенная пищевыми красителями.
Так что разнообразные эксперименты на тему «Что видит рыба и как притупить ее бдительность» и по сей день продолжают ставить неутомимые любители-рыболовы. И надо сказать, иногда получают довольно хорошие результаты.
Комментарии (0)