Это будет самый быстрый и верный пример того, как якобы легендарное происхождение ножа натягивают на какие-то слесарные поделки из рессор и дамских сталей из гвоздей, подков, отслуживших зубных брекетов и ненужных гаечных ключей. А потом мы пройдемся по самым неполживым байкам о якутских ножах, которые разделим на две группы: самые обычные сетевые байки и байки со ссылкой на каких-то серьезных авторов. И затем немного копнем историю, но лишь до такой степени, чтобы материал не стал «душным». Самую важную часть статьи «Что не так с «якутскими» ножами по две тысячи рублей на выставках и на интернет-витринах всех этих потомственных кузнецов?» мы решили поместить в начало.
Идея, как скомпоновать материал, у меня возникла после разговора с другом. Тот на выставке сказал: «Ты обращал внимание, что «якут» и янагиба очень похожи? У них одна сторона клинка плоская, а вторая — со сформированным спуском. Но у «якутов» именно спуск соприкасается с массивом материала, а плоская сторона контактирует с отрезаемым куском, а у янагибы наоборот».
Мысль в целом интересная, хоть и поверхностная. Я взял один из «якутов» на какой-то витрине в виде стола под скатертью с множеством ножей на них, чтобы в задумчивости наглядно повертеть перед глазами предмет. Присмотревшись к «якуту», я тут же захотел вымыть руки и выпить чего-то крепкого. Линзы на левом спуске не было: ровный спуск, дол на правой стороне был проточен какой-то болгаркой или фрезой (нужно отметить, довольно ровно), клинок в профиль по всей длине был практически одинаковой ширины (от режущей кромки до обуха), и лишь ближе к кончику его форма резко сужалась — ну чуть ли не «финка НКВД». И даже все это можно было бы простить, если бы не то, что нож был сведен в миллиметр! Да, я определил на глаз эту величину, так что может не миллиметр, а 0,9–1,1 мм. Я совсем отбился от народа и даже подумать не мог, что в 2022 году в столицу на выставку могут привезти такое. Придется немного наделать каракулей в фоторедакторе.
Посмотрите на рисунок 3. Это «якут», который мне встретился на выставке. Пожалуй, я даже слишком хорошо его нарисовал, и это сечение не отражает всех бед того клинка.
Рисунок 2 — то же самое сечение, но я убрал из него дол, чтобы он не отвлекал внимание. Осталась лишь глыба, клин с односторонней заточкой. Режущая кромка лишь с правой стороны. И сразу за режущей кромкой толщина этого клина, равная 0,9–1,1 мм.
Рисунок 1 — это один из «правильных якутов». Да, один из, так как существует слишком много людей, которые однажды заполучили хороший нож от какого-то выдающегося якутского кузнеца и считают, что именно у них настоящий якутский нож, а остальные заблуждаются.
Якутский нож любят среди всего прочего и за то, что им хорошо строгать хоть дерево, хоть мороженую рыбу — линза норовит «вынырнуть» из дерева или рыбы. Рукоять каплевидной формы позволяет при небольшой сноровке контролировать эту «кривизну» и направление ножа. Если понимать, насколько сильно нож «косит» при стружке, то можно делать тонкую, хорошую стружку, не вгрызаясь глубоко в дерево. Или в рыбу.
Постарайтесь представить себе траекторию реза ножей, сечение клинков которых представлены на первой и третьей картинке. Нож на рисунке 3 будет вгрызаться в материал, как любой толстосведенный «тактик», «лагерник» или почти любой другой нож, который позиционируют и как нож, и мачете, и топор. Дол сыграет свою роль, лишь когда клинок будет погружен в материал на ⅔ ширины. Он будет раскалывать материал, а режущая кромка пойдет еще больше вглубь, так как на ноже нет линзы как таковой. Режущая кромка пойдёт туда, куда смотрит. Думаю, клинок, схематически изображенный на первом рисунке, не стоит описывать, так как он будет вести себя противоположно. Правильная линза дает очень маленький угол клина; это сравнимо с полным углом заточки около 20 %. Здесь мы можем вспомнить янагибу из вступления, которая могла показаться неуместной. Это простая, но иногда неочевидная геометрия.
Если у ножа лишь один спуск, то легко поддерживать полный угол заточки около 200 и даже 180. В то время как средний полный угол ножей с двумя спусками и двумя режущими кромками в среднем колеблется между 36-40º. Нож на рисунке 3 не только без линзы, но и имеет «обычный» угол заточки. Это не мелочь. Да, его можно попытаться исправить. Сделать подобие линзы, убрать подвод к режущей кромке. Сделать максимально похожим на нож на рисунке 1. Но зачем покупать нож, который потом нужно исправлять? К тому же мастер просто не понимает концепцию якутского ножа. А значит, он не проверял, как сталь и режим ее термообработки, которые он выбрал, поведут себя, сделай он «правильного якута». Например, можно встретить в Сети мнение, что простые стали лучше подходят для «якутов»: при очень холодной температуре сталь будто получает какие-то дополнительные свойства и становится лучше. Но в то же время 440с, казалось бы простая и понятная железка, для «правильного якута» не подходит. Грубо говоря, это должны быть такие сталь и термообработка, чтобы нож можно было заточить на 200 и он бы держал заточку, т.е. не крошился и не заминался.
На Западе в свое время был модным особый строй клинка на тактических ножах — Chisel grind. Это тоже был односторонний спуск, точился он только с одной стороны, а с другой его можно было лишь подправлять мусатом без фанатизма — снимать заусенец. И тоже многие полюбили такой гринд из-за этой геометрической хитрости с углом заточки: при довольно толстом клине 4, а то и 5 мм можно было получить заточку 200, которая «режет как лазер».
ЯКУТСКИЙ НОЖ НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ ЯКУТСКИЙ. А МОЖЕТ, ДАЖЕ И НЕ НОЖ ВОВСЕ
Как и в материале про финку НКВД, можно найти корни ножа, которые покажут, что его происхождение совсем иное, нежели то, о котором мы знаем. То же самое и с якутским ножом. Дело в том, что у эвенкийских племен было небольшое копье — так называемая пальма. И по строю клинка она просто брат-близнец якутского ножа: с одной стороны дол, с другой — линза.
ТОЧИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРАВИТЬ
Очень много копий (а может, даже эвенкийских пальм) было сломано по вопросу заточки. С какой стороны точить? Как и куда нажимать, какую силу прилагать? Отчасти вопросы эти можно понять, потому что многие путают правку и заточку. Сделать асимметричный нож намного проще, чем добиться правильной симметричной геометрии. Когда кузнец прокует как нужно «лодочку», он затем снимет лишний металл на шлифленте или каким-то другим абразивным методом. После нескольких десятков минут за гриндером нож сильно преображается:
Хорошо видны металлического цвета «поля» вокруг прокованного черного дола. Именно по этим «полям» и нужно точить. Точильный камень (брусок, шлифлента — кто чем хочет, тем и точит) должен касаться обоих «полей». Да, точнее было бы назвать это «прямой спуск с долом посреди него». Соответственно, усилие нужно прилагать больше к ближайшей к режущей кромке части спуска, а со стороны обуха — минимальное. Часть прямого спуска у обуха должна служить лишь направляющей для бруска, ее не нужно стачивать. После заточки нужно снять заусенец со стороны линзообразного спуска. И это все. Разумеется, небольшой слой металла будет снят с плоского спуска, и дол станет несколько меньше. Однако производители говорят, что дол никогда не исчезнет, это просто немыслимый ресурс, который не сточить даже при частой заточке. Предполагаю, что имеются в виду обычные рабочие условия, а любой блогер, снимая видео «Точу якутский нож 10 часов», в конце концов заставит дол исчезнуть.
Править нож мусатом или бруском нужно со стороны спуска без дола. На якутских интернет-форумах владельцы ножей утверждают, что правку можно делать даже обычным камнем. Вспоминая разных именитых кузнецов-традиционалистов, обладатели ножей говорят, как тот или иной мастер либо вшивал в ножны кусок такой же стали, из которой сделан нож, либо давал его отдельно на шнуре. Этим куском металла и нужно было править клинок со все той же стороны без дола. Некоторые охотники просто упоминают, что править нож нужно обухом другого ножа.
Править нож нужно на охоте (в тундре). А точить его нужно дома, в тепле.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Снова напрашивается параллель с «финкой НКВД». «Потомственные мастера» повторяют предмет, не понимая его сути, в то время как исходник является как раз-таки хорошим, рабочим, надежным предметом. С «якутами» часто случается то же самое. Делать «якута» с ненулевым сведением — верх этого непонимания. Делать рукоять в каких-то узорах и усложнениях и не каплевидной формы в сечении — тоже непонимание, так как контролю клинка уделено должное внимание в конструкции ножа с оглядкой на геометрию клина (выше мы описывали это).
Это обманчивая простота, когда на первый взгляд рукоять кажется обычной деревяшкой и даже просто заготовкой для будущей рукояти. На самом деле материал, из которого она сделана, тоже выбран не случайно, это корень березы или даже кап какого-либо дерева. Он «теплый» на ощупь, легко отмывается от жира и крови, слабо скользит в руке при загрязнении. И такое же непонимание встречается в конструкции ножен современных «якутов». Нож в ножнах держится за счет плотного прилегания рукояти к кожаному устью, а в деревянном тубусе клинок практически ничего не касается. Там так много пространства, что в ножны можно вложить даже клинок в крови и жире, а тщательно вычистить его можно позже, дома.
Хороших «якутов» сейчас много, но в то же время много и повторений внешней формы с ошибками в конструктиве. Будьте внимательны при выборе, и вам обязательно повезет взять рабочий нож, а не напоминающий «якута» и проданный благодаря раздутой легендарности.
Комментарии (0)