Каждому, кто увлечен охотой, знакома старинная концепция «королевского выстрела», или кipplauf. В переводе с немецкого языка это слово означает «переломить ствол». Аристократическая традиция старой Европы, подразумевающая охоту с однозарядными ружьями, предписывает поражать животных одним точным выстрелом в центр убойной зоны.
КОРОЛЕВСКАЯ ОХОТА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Изначально подобная необходимость была обусловлена техническими возможностями изготовителей оружия и уровнем производственных технологий. Охотничьи ружья были в основном однозарядными и одноствольными, а процесс перезаряжания занимал длительное время. В таких обстоятельствах у охотника не было возможности совершить быстрый повторный выстрел, чтобы добрать подранка, поэтому тот самый единственный заряд должен был уложить зверя наверняка, не давая ему шанса уйти или напасть на охотника.
Спустя века, после того как на замену черному пороху пришли мощные бездымные нитропороха, а раздельное заряжание оружия с дула сменилось использованием унитарного патрона, традиция «королевского выстрела» осталась неизменной. Многим это может показаться странным. Для чего разрабатывать однозарядное оружие и уж тем более зачем его приобретать, если каталоги фирм-производителей предлагают огромное количество магазинных карабинов — полуавтоматических, «болтовых» и «прямоходов»? Кому нужен киплауф сегодня?
Ответить на этот вопрос несложно. Дело в том, что любая традиция (в нашем случае охотничья) архаична и, если угодно, иррациональна. Теоретически будет более правильным отказаться от однозарядного оружия в пользу «магазинок» хотя бы по той причине, что наличие 5–10 зарядов значительно повышает шансы охотника на добычу. Вместе с тем следует задуматься о том, что представляет собой охотничий выход на пленэр в наши дни.
Является ли он способом выживания? Нет.
Следует ли расценивать его как источник добычи пищи и материалов для изготовления одежды, хотя бы дополнительный? Нет, конечно.
Связана ли охота с охраной жилища и домашнего скота от хищников, а посевов — от потравы копытными? В девяноста случаях из ста ответ будет отрицательным.
Тогда что же такое охота для современных людей, большую часть времени проводящих в тесноте городской застройки? Правильный ответ: единение с природой, возвращение (пуcть даже кратковременное) в те условия, которые еще несколько поколений назад были для человека естественными.
Охота — это не «застрелить и съесть», а обнаружить след, пройти по нему, поймать ветер и осторожно скрадывать добычу, а в финале, если все предварительные операции выполнены правильно, прицелиться и нажать спусковой крючок. Один раз. Дать зверю честный шанс спастись, если его первобытные инстинкты окажутся сильнее охотничьего опыта человека. И это будет честно, правильно. И в этом традиция, овеществленным символом которой является оружие типа киплауф.
КИПЛАУФ ИЖЕВСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Стремясь сохранить старинную охотничью традицию, производственный коллектив Ижевского механического завода предлагает вниманию отечественных и зарубежных охотников собственную оригинальную разработку под названием Baikal МР-121 «Лис». По своему устройству данная модель относится к нарезным однозарядным карабинам переломного типа. Источником вдохновения для оружейников из Удмуртии послужила хорошо известная модель нарезного карабина МР-18МН, созданная несколько десятилетий назад для промысловиков и охотников-любителей.
В концепции киплауфа современной разработки гармонично сочетаются: 1) старинная охотничья традиция европейской аристократии; 2) простота устройства и утилитарность, характерные для советской школы оружейного конструирования; 3) ряд современных конструкторских и технических решений, призванных повысить функционал оружия, не нарушая каноничности его исполнения.
Карабин МР-121 «Лис» комплектуется толстостенным стволом, по конфигурации близким к категории полуматчевых. В основе технологии обработки ствольных заготовок используется метод радиального обжатия (холодной ковки), осуществляемого на ротационном ковочном оборудовании.
Такой подход надежно зарекомендовал себя на протяжении более чем полувека при изготовлении стволов всех существующих классов и типов — как нарезных, так и гладкоствольных. Радиальное обжатие повышает плотность металла, не создавая при этом триггерных зон и поверхностного натяжения, неизбежно возникающих в процессе ковки «горячей». После применения данного метода на выходе получаются стволы, обладающие значительным запасом механической прочности, способные выдерживать высокое давление пороховых газов и невосприимчивые по отношению к поллютантам: пороховой копоти, нагару, конденсату.
Ствольный канал и патронник карабина обработаны хромовым покрытием, нанесенным методом электролиза. Формально считается, что наличие хрома в стволе снижает кучность боя. Однако если учесть, что диаметр убойной зоны копытного (кабана, оленя, косули) составляет 250–300 мм, кучности боя для ее надежного поражения у «Лиса» более чем достаточно.
Приведенный к нормальному бою карабин даже с открытого прицела вполне способен уложить пулю в габарит, равный 2 МОА на дистанции 100 метров. Согласно заявлению производителя, ствол «Лиса» вывешен относительно цевья по всей его длине.
Внешняя поверхность ствола обработана методом ковки с применением оправки-дорна. В результате дорнирования на поверхности сформированы спиралевидные ребра жесткости, повышающие механическую прочность элемента и придающие ему привлекательный внешний вид.
Длина стволов у всех модификаций МР-121 фиксированная, ее показатель составляет 600 мм. Спектр калибров применяемого боеприпаса, хотя и не дотягивает своей обширностью до западных аналогов, весьма обширен. В его перечень входят наиболее распространенные в условиях российских охот позиции: .222 Rem, .223 Rem, 5,6x39, 7,62x39, .243 Win, .270 Win, .308 Win, 7,62x54 R, .30-06 Sprg. К всеобщему удивлению, в список типично охотничьих калибров были включены пистолетные: 9х18 мм ПМ и 9х19 mm Para. На одну лицензию можно приобрести винтовку с несколькими стволами разных калибров.
Беглого взгляда на перечень применяемых боеприпасов достаточно, чтобы понять: кредо «Лиса» — универсальность. Им можно добывать и мелких и крупных животных.
При этом наличие пистолетных калибров недвусмысленно говорит о том, что разработчик позиционирует свое оружие как универсальное, пригодное для охоты и спортивного применения (скажем, в варминтинге). Маломощный пистолетный патрон непригоден на охоте, но его низкая стоимость дает возможность стрелять часто и помногу, используя карабин для формирования навыков целевой стрельбы или для поддержания стрелковой формы.
На дульном срезе ствола смонтирован резьбовой участок длиной 15 мм с шагом резьбы 1 мм. Он предназначен для установки сменного дульного тормоза-компенсатора цилиндрической формы, входящего в комплект поставки карабина. В том случае, если компенсатор не используется, резьба закрывается стальной муфтой.
Безусловно, вопрос применения дульных устройств целиком и полностью относится к сфере личных приоритетов стрелка. Однако в том случае, если компенсатор снят, при стрельбе необходимо использовать наушники или беруши. Короткий ствол карабина формирует резкий звук выстрела, способный травмировать незащищенный слуховой аппарат.
Соединение ствола со ствольной муфтой выполнено «горячим» способом. Ствольная муфта удлинена с целью повышения безопасности использования карабина и сохранению гармонии его дизайна.
Штатные прицельные приспособления представлены мушкой и прорезным целиком, размещенными на основаниях. Мушка обладает функцией вертикальной регулировки, целик регулируется по горизонтали. На поверхности ствольной муфты в казенной части установлена планка Пикатинни, предназначенная для крепления оптических и коллиматорных прицелов.
Удаление стреляных гильз осуществляется с помощью механического экстрактора, размещенного на казенном срезе. В момент открытия ствола гильза выдвигается из патронника на 12–14 мм, после чего удаляется вручную.
Система нижнего запирания представлена классическим сочетанием двух мощных подствольных крюков. Передний опирается на поперечный шарнир колодки, задний фиксируется подпружиненной планкой Перде. Защелка отпирания выполнена по аналогии с предшественником «Лиса» — МР-18МН. Она размещена вдоль задней ветви спусковой скобы и отогнута от ее плоскости для удобства воздействия. Расположение и конфигурация защелки обеспечивают одинаково комфортное интуитивное нажатие как открытой рукой, так и в перчатке.
Колодка карабина представляет собой цельнофрезерованный моноблок, изготовленный из оружейной стали той же марки, что и ствол. Детали ударно-спускового механизма заключены в ее внутреннем пространстве.
По своей конструкции УСМ относится к курковому типу с внутренним расположением курка. Особенность устройства данного узла в случае с МР-121 заключается в верхнем расположении шептала. Оно находится над курком. Такое решение обеспечивает более надежное по сравнению с разработками предыдущих лет зацепление курка и шептала.
Боевая пружина витая, цилиндрической формы. Ее сжатие и постанов курка на шептало осуществляются в момент отпирания ствола и его опускания вниз. На колодке в передней части расположена тяга взводителя, приводимая в движение массой опускающегося ствола.
Курок и боек разобщены. Конструкция УСМ предусматривает возможность безударного спуска курка. Для этого необходимо извлечь патрон из патронника, закрыть ствол. При выключенном предохранителе следует выжать вверх рычаг запирания, одновременно мягко нажимая на спуск.
Ход спускового крючка по-винтовочному длинный и довольно мягкий, без провалов и срывов. Согласно проведенным владельцами замерам, усилие на спуске варьируется в пределах 1500–1900 г в состоянии карабина «из коробки». Впрочем, многим удается довести этот показатель до 900–1000 г за счет «допиливания» УСМ — шлифовки поверхностей курка и уменьшения витков боевой пружины. О том, что курок встал на шептало, стрелка информирует рельефный указатель взведения, размещенный на тыльном скате колодки.
Простой механический предохранитель выполнен по аналогии с гладкоствольными ружьями ижмеховского производства. Он представляет собой двухпозиционную кнопку цилиндрической формы, размещенную в основании задней ветви спусковой скобы. Ее нажатие блокирует ход спускового крючка. Кроме того, конструкция УСМ не допускает возможности случайного накола капсюля при недокрытом стволе или срыва курка с шептала под воздействием ударных нагрузок, при падении и т.д.
Карабин «Лис» оснащен классической двухэлементной ложей, изготовленной из древесины кавказского ореха. Изящное тонкое цевье оканчивается небольшой эффектной розеткой. Его соединение со стволом осуществляется с помощью ствольного крюка и плоской стальной защелки, утопленной в массив дерева. Зоны хвата цевья и шейки приклада покрыты мелкой рельефной насечкой противоскольжения, нанесенной с помощью лазера.
Приклад выполняется в классических европейских стилях: с прямым гребнем, «Монте-Карло» или «кабанья спинка», дополняемая рельефной «баварской щекой». Удлиненная шейка приклада типа «Принц Уэльский» имеет плавный изгиб и выемки по обеим сторонам, предназначенные для размещения основания большого пальца стреляющей руки. На окончании приклада установлен комбинированный затыльник. Его тело изготовлено из мягкой резины, а верхняя часть содержит твердую эбонитовую вставку, облегчающую скольжение приклада по одежде при вскидке. Масса карабина составляет примерно 3200–3300 г. Полная длина модели 1010 мм.
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ «ЛИСА»
Основным достоинством МР-121 является сочетание простоты его конструкции и относительно низкая цена. Верхний ценовой порог едва достигает 40 000 рублей, средняя же стоимость варьируется в пределах 36 000–39 000 рублей. Модель представлена в довольно широком спектре калибров, дающих возможность выбрать профиль охоты.
В числе неоспоримых достоинств киплауфа следует назвать наличие интегрированной планки Пикатинни и твердой вставки затыльника-амортизатора. Дизайн модели в целом соответствует классическим традициям европейской охоты. При создании карабина использованы только два материала: ореховая древесина и оружейная сталь.
При всех достоинствах недостатки у системы тоже есть, и их немало. Главное, на что жалуются в форумах и блогах эксплуатанты, — это некачественная подгонка дерева к железу. Перепады поверхностей по высоте соседствуют со щелями. Защелки цевья утапливаются в массив слишком глубоко, и в перспективе это может стать причиной появления сколов на выступающих кромках деревянных деталей.
Тот факт, что ствол вывешен относительно цевья, никогда нельзя принимать на веру. Простая операция с прогонкой листа бумаги между поверхностями стали и дерева часто свидетельствует о том, что заявления производителя действительности не соответствуют. При выборе карабина чрезвычайно важно обращать внимание на соосность прицельных приспособлений. Некоторые владельцы жаловались, что планка Пикатинни смещена от линии прицеливания влево на 11 часов.
В сухом остатке карабин Baikal МР-121 «Лис» представляет собой неплохое и элегантное оружие в категории «ствол за свои деньги». В большинстве случаев владельцу придется столкнуться с необходимостью самоличного «допиливания» приобретенного экземпляра, и в целом при выборе необходимо проявлять внимательность.
Однако после нехитрой доводки покупатель получает недорогое и надежное оружие, отличающееся элегантным дизайном, компактностью и хорошим балансом.
Комментарии (2)
Александр Арапов
Ох, уж эти сказочники! Ох, уж эти оружейные обозреватели! Столько места занять описанием ружья из 70-х годов, хоть как его ни называй, и чем ни обвешивай.
Интересно, ребята-конструкторы из ИЖмеха имеют представление, что создали, ни много ни мало, аж киплауф.
Кстати, в русской охотничьей традиции королевский выстрел это совсем иное, чем описываемый здесь киплауф. Ничего не имею против одностволок, сам использую, сейчас не так часто, ИЖ-К 32 калибра, да и ИЖ-18 для своего времени довольно приличное ружьё, то же самое и нарезное ИЖ-18. Но здесь всё притянуто за уши. Вся эта философия выстрела описанная автором, не иначе-от лукавого. А истина лежит на поверхности: выстрел из нарезного оружия, особенно по крупному зверю, это всегда ответственность. И несмотря на возможный "киплауф", необходимо предусмотреть возможность быстрого второго выстрела, что в какой-то мере обеспечивает эжектор, но его как не было, так и нет! И это в "современном-то" ружье. Так в чём новизна этого клона ИЖ-18? Планка пикатинни тоже не признак новизны. Ну, а недостатки этого ружья автор помянул и они хронические для современных МР.
А как ласкает слух словечко "допиливание"!
Юрий Александров
Ляпов предостаточно, чего только стоит "рамка Пёрде", позор для автора и редакции