Лодка «Омега», продукт еще советской оборонной промышленности, служила нам честно и надежно много лет. Она без устали работала в любых условиях, будь то сибирские речные перекаты, степные озера украинского юго-востока, ерики и протоки волжских низов, беломорские ледяные просторы, спокойные воды Средней Полосы, да мало ли где... А сколько всякого приятного груза перебывало в ней: утки, гуси, раки, лысухи, разная куликовая мелочевка, не говоря уже о рыбе! Но всему приходит свой срок.
Вот и заслуженная наша трудяга в последнем охотничье-рыболовном вояже 2005 года дала понять, что пора ей на покой. Мы с отцом уважили просьбу ветерана. И затеяли купить новую лодку. Тоже, конечно, надувную. Но уже не резиновую, а из более передового и продвинутого ПВХ – чтоб полегче и обязательно размерами побольше. После глубокой разведки рынка – на московских выставках и в магазинах, в дебрях Интернета – подобрали то, что хотели. Но вот первый негатив: продавец предупреждает, что наш «Fishmaster FT 325», грузоподъемность которого более 225 кг, подлежит регистрации в ГИМС (Государственной инспекции маломерных судов). Мы особо не смутились: переживем, не впервой! Ведь абсурдность многих преобразований последних лет приняла настолько обвальный характер, что, остро реагируя на все это, можно стать олигофреном. Тем не менее хочу поделиться своим опытом приобретения, заметьте, всего лишь надувной лодки – не яхты, катера или гидроцикла, необходимость регистрации которых бесспорна.
Итак, в г. Москве маломерный флот регистрируют только на ул. Чаплыгина,15, где базируется ГИМС. Это структура МЧС. Осчастливливают граждан приемами только во вторник и четверг, с 10 до 17 часов. Телефон инспекции действует в режиме автоответчика, и дозвониться туда, чтобы получить какую-либо справку, бесполезно. Среди прочих документов для регистрации, зачем-то требуется и ваш ИНН. Все происходит в 2 этапа. Сначала сдаешь необходимые бумаги, а недели через две получаешь статус легитимного надувного судовладельца.
...Через 12 дней документ, солидно именуемый «Судовой билет маломерного судна», был готов. Из него сразу узнаю, что имею право плавания под (это на надувалке-то!) Государственным флагом РФ. Я тут же представил, как под развевающимся на ветру триколором, со спиннингами наперевес, куканами и патронташами крест-накрест на груди (матрос-партизан Железняк по пути на Одессу) на этой родной сестре кислородной подушки мы бороздим степные лиманы вдоль Казахстана...
Неспешно идя по залитому апрельским солнцем Чистопрудному бульвару, я снова достал билет: все ли я в нем прочитал? Оказалось, что нет. Теперь Achtung! Это должен знать каждый, кто захочет купить надувную лодку грузоподъемностью за 225 кг! Для таких судов строго означены условия плавания: высота волны – 0,5 м, удаление от берега – 1,0 км. Моя знакомая пошутила – чтоб случайно не превысить дистанцию, вбей колышек на берегу, привяжи к нему километровую веревку и плавай на здоровье.
Далее самое интересное. Раздел «Обязательные нормы снаряжения судна». Проникаюсь, что отныне, спустив на воду где-нибудь под Рязанью свой «усовершенствованный надувной матрас», с целью поимки обыкновенного русского окунька, я становлюсь нарушителем, если не буду иметь следующее: «электрофонарь – 1, спасательные жилеты – по количеству лиц на борту, огнетушитель (?!), черпак – 1, якорь 3 кг с якорным канатом 15 м, буксирно-швартовый канат 25 м, медицинская аптечка – 1, ремонтная аптечка – 1». Потом с глубоким чувством подумал о добрых дяденьках, которые все это г..., то есть добро, придумали – переживая за меня же глупого и несознательного. Стоит сказать, что «обязательные нормы снаряжения» стали для меня настоящим открытием. Иначе явно бы подумал о лодке, поднимающей до 225 кг, или же о двух небольших «надувалках» (отцу и себе), чтобы не связываться со всем этим – ну, вы меня снова поняли! Кстати, едва не забыл сказать, что на обоих бортах должны быть нанесены номера судна, причем в соответствии установленным критериям: высота шрифта 15–20 см, ширина – 15–20 мм, шрифт прямой, краска – несмываемая, середина номера должна располагаться... Трафарет к судовому билету не предлагают (очевидно, подразумевается, что те, у кого руки не кривые, сами изготовят).
Теперь прошу чуточку воображения. Усилий не потребуется. Представьте: вы в отпуске, в заветных угодьях, вокруг любимая дикая природа, небо синее, тишина, и вообще счастье, под днищем вода-слеза, там и сям щучий бой. Вы умело мечете воблер под стену тростника, где с громоподобным плеском взвилась пятнистая хищница, и сладострастно крутите рукоятку спиннинговой катушки. Лепота! Но тут из ближайшей протоки тихонько, на веселках (чтоб не спугнуть), выплывает катерок с бравыми инспекторами местной ГИМС. У них все мыслимые административные полномочия и нарядная форма с диковинными шевронами. Этакое водное ГАИ. С деланным равнодушием (но внутренне ликуя: попались столичные гуси!) и тяжеловесной, дающейся с трудом вежливостью хлопцы первым делом тщательно проверяют ваш судовой билет (без него, пополнившего и так «неслабый» пакет документов, сопровождающих нас с недавних пор на охотах-рыбалках, теперь по воде ни шагу – вы же не Святой Андрей). Затем ГИМСовцы переходят к сладенькому. По пунктам, в соответствии с указанными в судовом билете нормами. Понеслась! «Та-ак, а где аптечка медицинская? Э-э, да у вас и ремонтной аптечки нет! Ну, вы даете! У вас в Москве, что – все такие? Вы там по Москве-реке тоже без аптечек ходите? А спасжилеты где? Тоже нету? Бортовые номера, кстати, не соответствуют: не такие высота и ширина шрифта, да и не там номер нанесен. Как – вы и без огнетушителя? Короче, судовой билет мы задерживаем. Следуйте за нами, на штрафстоянку. Это километров 5 отсюда, вон за тем мысом. Мы вас там подождем. Там и протокол оформим. Дня через два мы его мировому судье в район переправим. С участковым. Это недалеко – километров 80. Съездите, заплатите штраф и отдыхайте дальше!» Представили? И все это с вами проделают на совершенно законных основаниях. Причем одинаково «обуют» как за несколько недостающих позиций, так и всего за одну, например, за отсутствие какой-то из аптечек. Или якорь окажется меньше 3 кг, а буксирный трос короче 25 м. Законно «обуют», слышите? При этом мимо вас и инспекторов, рыча и дымя полуубитым мотором, пролетит раздолбанная «казанка», переполненная обезумевшими от алкоголя местными ухарями, едва не падающими за борт. Но то ж местные, свои – им можно.
Теперь такая вещь. Каких бы размеров не была надувная лодка, в ней всегда случается дефицит свободного места. Особенно поздней осенью, когда она завалена чучелами, ружьями, рюкзаками и т.д. И вот, думай, куда приткнуть аптечки, бухту троса (да и вообще – может мне кто разъяснит, когда могут возникнуть условия буксирования надувной лодки или применения в ней огнетушителя, и как можно на плаву использовать ремонтную аптечку?). А какой мазохист напялит на себя, скажем, в августе и под Астраханью спасательный жилет? Отец сказал: «Нужно им было еще живую крысу вписать в обязательное снаряжение. Чтоб было, кому первой линять с тонущей надувной лодки».
...Количество чиновников в России с 2000 года увеличилось, если верить статистике, на 40%. Сейчас цифра управленцев претендует на рекорд для книги Гиннеса – их 1462000 человек, то есть один чиновник на 100 россиян (газета «Труд» от 13–19.04.2006 г.). Они – везде, по вертикали и горизонтали. Это уже сформировавшийся класс. Кроме того, в расплодившиеся подобно грызунам инспекции и иные административно-подавительные образования скопом ринулись еще непенсионные силовики из разных ведомств, полные сил, здоровья, организаторских талантов и нерастраченной на службе энергии. Ведь где еще можно быть всевластным разрешителем-запретителем, ни черта не делая или придумав всякий раз какой-нибудь новый бред-начинание, протащить его через Думу, навязать народу, да еще и снять за его реализацию (с того же народа!) деньги? Вспомните ОСАГО. Или выдачу водительских прав всего на 10 лет, разрешения на оружие – на 5 лет. А какие для господ чиновников удивительные новые перспективы открываются! Ведь сколько объектов и субъектов права можно покрыть администрированием! С маломерным флотом уже разобрались. Молодцы! Но сколько работы впереди! Ведь у населения на руках столько санок, детских колясок, радиоуправляемых авиамоделей, роликовых коньков, самокатов и – господи, прямо дух захватывает – велосипедов! Целина для регистраций, разрешений, техосмотров, и, разумеется, проплат за все это! А если еще подумать и об обязательном страховании всего этого. Срочно умолкаю, не то натолкну кое-кого на мысль.
Может, кто-то убедит меня, что в отчаянно предаваемом анафеме СССР мы были несвободны?! Что кто-то там нас давил? При этом вспомните, как еще до середины 80-х годов прошлого века купленное ружье просто вписывалось в охотбилет, своей же рукой. Как власти не было никакого дела до наших лодок, моторов, мопедов и т.п., и нас никто не прессовал за все это и еще за целую массу вещей. И как никого не волновали однажды выданные тебе водительские права. Теперь это кажется сном. При этом население было, не в пример нынешней ситуации, физически крепче и количеством больше. И никто средь бела дня не расстреливал людей на улице из автоматов.
Управленцы уже добились того, что многие наши мужики, затеявшие вдруг купить надувное судно, чтоб порыбачить на родной речке иль поплавать с семьей в выходной день, узнав о перспективе ее регистрации да причуяв возможные неприятности теперь еще и с ГИМС плюнут на это дело.
Здоровая физически и духовно, многочисленная часть общества – охотники, рыбаки, ценители дикой природы и свободы – это ли не сила? Ведь пока все мы молча делали то, что должны – учились, служили, работали, – из всех щелей повылезли ушлые герои новых времен, которые тихо, но сноровисто сцапали нашу, пусть не роскошную, но вполне нормальную и здоровую жизнь. Теперь мы играем по их правилам – кто бы и какими бы доводами на этот счет себя не утешал.
ОТ РЕДАКЦИИ
Проблема регистрации надувных весельных лодок уже два-три года волнует охотников и рыболовов. Хотя сами абсурдные правила регистрации были изобретены около пятнадцати лет назад, до последних лет инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) (подразделение МЧС) уважали себя и не требовали от владельцев подобных судов их регистрации. Мы согласны, что необходимо регистрировать и получать права на управление катером или гидроциклом. Они несут реальную опасность на воде, чего вряд ли можно сказать о надувных лодках. Однако инспекторы ГИМС недавно поняли, что резиновые лодки – это клондайк для проявления своей лжеактивности и коррупции. Если не урвать деньги с владельца лодки себе в карман, то перед начальством выслужиться. Удивительно, но для российского чиновника чем абсурднее закон, тем он быстрее бежит его выполнять.
Кроме того, многие владельцы лодок, которые приобрели их давно, вообще лишились возможности их зарегистрировать ввиду утраты чеков и поспортов на них. Раньше они были просто не нужны. А сейчас люди просто оказались лишены своей собственности.
Так как проблема приобретает все большую напряженность, мы от редакции обращаемся к Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергею Шойгу: «Уважаемый Сергей Кужугетович, регистрация надувных весельных лодок не несет никаких положительных моментов, кроме распространения коррупции среди ваших сотрудников и усиления социального напряжения. Мы Вас убедительно просим, примите, пожалуйста, участие в исправлении данной ситуации. Миллионы охотников и рыболовов будут Вам очень благодарны».
Комментарии (0)