Всю свою охотоведческую и научную жизнь Олег Семенович посвятил проблемам искусственного дичеразведения с конечной целью выпуска выращенных птиц в природу для насыщения охотничьих угодий дичью и спасения редких и исчезающих видов.
В 1951 году он поступил в Московский пушно-меховой институт, который позже был расформирован и переведен в Иркутск. Но 5-й курс, на котором он учился, был передан Московской ветеринарной академии, ее Олег Семенович закончил с отличием в 1956 году по специальности биолог-охотовед. И сразу же по распределению он начал работать охотоведом в Дубненском охотничьем хозяйстве МООиР. На следующий год туда поступило 500 фазанов от румынских охотников. В хозяйстве содержались также кряквы и куропатки. Так началось увлечение разведением пернатой дичи, которое стало делом всей жизни Олега Семеновича.
Окончив аспирантуру при кафедре зоологии и дарвинизма Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева под руководством профессора Б.А. Кузнецова, он продолжил заниматься проблемами дичеразведения. В 1971 году по приглашению П.Б. Юргенсона Габузов был принят в штат недавно созданной ЦНИЛ Главохоты РСФСР на должность старшего научного сотрудника в отдел воспроизводства охотничье-промысловой фауны, биотехнии и дичеразведения.
В 1973 году в ЦНИЛ, территориально размещавшейся в Лосином острове, по его инициативе, создана научная группа по дичеразведению, на основе которой летом 1977 года создан отдел дичеразведения, а затем и опытный дичепитомник — биостанция.
В 1976 году О.С. Габузов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Сравнительное размножение домашних японских и обыкновенных перепелов».
Будучи бессменным заведующим отделом дичеразведения, Олег Семенович сумел привлечь к интересной работе не только сотрудников отдела, но и специалистов из других научных учреждений и питомников, в том числе и из союзных республик.
В отделе работало около 15 сотрудников (из них 5 кандидатов наук), но ежегодно здесь проходили стажировку примерно столько же человек, включая студентов-дипломников и аспирантов.
Когда служебный автобус привозил утром сотрудников на площадь перед администрацией, их встречал громкоголосый хор гусей и казарок. На биостанции токовали глухари и тетерева, громко перекликались фазаны и кеклики, в вольерах жили дикуши и дрофы, отдельную вольеру занимали элитные подсадные утки.
Я познакомился с Олегом Семеновичем в 1978 году, будучи студентом 4 курса биофака МГУ. В то время областью моих научных интересов была биоакустика, наука о голосах животных. Будучи страстным охотником, я хотел работать на стыке биоакустики и охотничьего хозяйства. Мой научный руководитель Александр Васильевич Тихонов и познакомил меня с Габузовым и ЦНИЛом, и Олег Семенович поддержал мое научное направление. Я был один из первых выпускников кафедры зоологии позвоночных биофака МГУ того выпуска, на кого пришел запрос по распределению на работу. Естественно, из Главохоты РСФСР. Думаю, Олегу Семеновичу сделать это было непросто, но он добился моего вызова, за что я ему был всегда благодарен.
Он был очень добрым человеком, с большим чувством юмора, с искренней заботой о сотрудниках. Помогал в экспериментах, в подготовке научных статей и докладов на конференциях. Организовывал курсы повышения квалификации, где с лекциями и практическими занятиями выступали все сотрудники отдела, выезды в питомники по всей стране, созывал семинары и совещания по дичеразведению. Если надо было ехать на охоту для сбора морфологического и поведенческого материала, он никогда не отказывал, выписывая командировку на полевые работы.
Отделом дичеразведения разработаны и выпущены в печать десятки методических рекомендаций по проектированию дичеферм, содержанию, кормлению, разведению, выращиванию молодняка и по подготовке к выпуску в угодья охотничьих и редких птиц. Это сейчас многие охотничьи хозяйства и зоопитомники успешно разводят многие виды птиц, выпускают их под ружье и на одичание, используя эти методики. А тогда, в 80-х, это было настоящим прорывом в отечественном охотоведении. И сделано это было в рекордно короткие сроки благодаря неуемной энергии и инициативе заведующего отделом.
В 1992 году О.С. Габузов защитил докторскую диссертацию по теме «Основы искусственного дичеразведения» и через четыре месяца стал директором ЦНИЛ. А через два года его избрали действительным членом Российской академии естественных наук.
Известные события в стране повлияли и на науку. Переход на хозрасчет и самофинансирование больно ударил по ученым. Первые годы еще удавалось заключать договора с охотхозяйствами и держаться на плаву. Постепенно государственное финансирование научных программ, в том числе и дичеразведения, сошло на нет. Содержание питомника стало убыточным. Пришлось расстаться с его многими пернатыми обитателями.
В 1996 году, несмотря на переизбрание, Олег Семенович покинул пост директора ЦНИЛ и был приглашен на профессорскую должность кафедры зоологии, экологии и охраны природы Московской ветеринарной академии (МВА). Здесь он читал лекции по зоологии, экологии и зоокультуре. В 2003 году он смог завершить и издать свой объемный труд «Зоокультура». В МВА он проработал практически до самой своей кончины.
Его заслуги были высоко оценены, он был неоднократно награжден медалями ВДНХ и Росохотрыболовсоюза. Для многих из нас он был учителем с большой буквы. Будем всегда помнить этого замечательного человека!
Комментарии (0)