Заглянув в Правила охоты, мы не находим ответа на этот вопрос. Почти полтора десятка лет назад, когда Совет по охоте при Минприроды рассматривал новые Правила охоты, я подал в письменном виде предложения запретить при охоте на селезней стрельбу влет и указать на необходимость искусственного укрытия с закрытым верхом. Проигнорировали.
Все знают, что теперь, когда охоту с живой подсадной уткой открывают на срок не менее месяца, некоторые ухищряются извращать эту классическую русскую охоту. Приобретают утку сомнительных рабочих качеств, служащую пропуском в угодья. Делают подобие шалаша, воткнув несколько веток и в лучшем случае обтянув это сооружение маскировочной сеткой, и никакой крыши. Высаживают подсадную, манят духовым манком и стреляют по подлетающим селезням влет. Поскольку утки в это время частенько держатся парами, пытаются выбить из них селезней, что не всегда удается.
В полете не всегда селезень следует за уткой, птицы перестраиваются, а в неверном сумеречном освещении даже у разлетевшихся друг от друга птиц пол определить трудно.
Теперь о том, почему нельзя стрелять влет одиночных селезней. Охота с подсадной — это лишь завершающий этап традиционной русской охоты. Отбор подсадных по манным качествам, их содержание, кормление, разведение, выращивание утят, сложности сохранения уток в трудное зимнее время и их подготовка к весне — все это составные части такой охоты. И те, кто этим не занимался, не представляют всех трудностей, которые приходится испытывать заводчику подсадных.
Главная задача и утки, и охотника — посадить селезня на воду и обеспечить его нахождение в пределах верного выстрела. Если он облетает скрадок и подсадную и не подсаживается, значит, что-то не так. Или скрадок дырявый, или он просвечивает, так что охотник в нем, как в аквариуме, виден издалека, или подсадная неумело высажена и кажется селезню подозрительной, или же ему не по нраву ее голос. Посадить на воду — вот кульминация охоты с подсадной уткой. Если села пара, надо дождаться, когда селезень окажется на безопасном расстоянии от своей утки.
Были у нас охотники (и даже среди авторов газеты), которые сетовали, что стрельба из шалаша на воде неспортивна и надо дать селезню шанс. Некоторые, использующие шалаш с открытым верхом, встают, вспугивают селезня и лупят влет. Ничего себе! Такие ролики иногда выкладывают на охотничьих телеканалах. Некоторые охотники не дают селезню приводниться и стреляют на подлете. Иногда такое позволяет себе и группа охотников. А сколько при этом подранков! Не думайте, что улетевший после промаха селезень будет жив-здоров. В большинстве случаев это напрасно загубленные подранки, уж точно они не примут участия в размножении.
Надо вносить изменения в Правила охоты. Сейчас находятся люди, дискредитирующие классическую охоту с подсадной. А ее надо сохранить. Месячный срок, в который теперь она проводится, — большой шаг в этом направлении.
Огромную роль в этом сыграл Департамент охоты при Минприроды России, услышавший чаяния почитателей этой охоты. Будем надеяться!
Комментарии (1)
Александр Арапов
Ответ на вопрос, поставленный в заголовок статьи, находится в сфере этики охоты и эстетики именно весенней охоты, а эти категории чаще всего не регламентируются какими-либо правилами, а полностью зависят от воспитания человека и воспитания его как охотника. С этим всё плохо.
Ну, а те эстеты, которые брезгуют стрелять по сидячей птице это следующая крайность. И если принять во внимание "умение" большинства охотников стрелять влёт, то такая стрельба увеличивает неоправданно количество подранков, да и случайно убитых уток.
Так что весной-только по сидячему селезню!