Какие бы решения не принимались на самом высоком уровне, какие бы законы и инструкции не издавались, без непосредственной охраны, биотехнических и воспроизводственных мероприятий в угодьях, того, что ежедневно выполняют тысячи егерей по всей стране, сохранение и рациональное использование природных ресурсов невозможно.
В то же время, несмотря на важность этой работы, ее престиж весьма низок. Причем нередко даже наниматели — руководители охотхозяйств — недооценивают роль грамотного егеря, считая, что на эту должность можно брать почти кого угодно.
Объяснений этому более чем достаточно: сокращение сельского населения, кадровый голод, низкие зарплаты, искусственно сформированное негативное отношение в обществе к охоте… Тем удивительнее, когда узнаешь, что еще находятся молодые люди, которые осознанно выбирают специальность егеря и получают профильное образование.
Отмечу: речь идет не о покупке в рассрочку корочки заочных курсов какого-нибудь частного учебного заведения, а о полноценном очном обучении. Именно так готовят егерей и лесников в Могилевском государственном агролесотехническом колледже им. К.П. Орловского (Республика Беларусь), выпускники которого трудятся сегодня не только в Беларуси, но и в России, и в Казахстане.
Первое, на что обращаешь внимание, впервые переступив ворота колледжа, — это чистота и порядок на территории. А ведь здесь помимо учебных корпусов огромный мехдвор с гаражами, два общежития, клуб, музей под открытым небом, тир, учебная площадка под биотехнические сооружения и многое иное. Дисциплина вызывает уважение. Праздно гуляющих здесь нет. С раннего утра и до отбоя с учащимися постоянно находится кто-либо из взрослых. Все заняты делом. Но уникален колледж тем, что в качестве учебной лаборатории рядом находится зоосад площадью более 120 га.
В свое время Георгий Малиновский (директор колледжа с 1987 по 2021 год) так объяснял появление зоосада: «Мы ведь выпускаем в большую жизнь высокопрофессиональных лесников, егерей. Они у нас учатся не по книжке и компьютеру, а на живых примерах».
Без практических навыков обращения со зверями и птицами, знаний их повадок, специфики питания, особенностей поведения специалистом не стать. Работа в зоосаде — обязательный элемент обучающей программы колледжа.
Как рассказал директор колледжа Михаил Сосонко, на специальность «лесное хозяйство» поступают ребята мотивированные, до этого, как правило, принимавшие активное участие в работе школьных лесничеств, из семейных династий работников леса. Случайных людей здесь нет. Большинство из сельской местности, почти четверть — девочки. Конкурс - два человека на место.
Учебными планами предусмотрено изучение таких специальных предметов, как охрана и защита леса, деловые коммуникации, нормативно-правовая документация в лесном и охотничьем хозяйстве, основы охотоведения, биология охотничьих животных, организация и технология работ в егерском обходе, лесоэксплуатация с основами товароведения, производственное обучение и практика. За колледжем закреплено охотничье хозяйство, где учащиеся проводят биотехнические мероприятия, осваивают охотничьи премудрости. С учетом законодательных ограничений в сфере оборота охотничьего оружия учащиеся знакомятся с гладкоствольным и нарезным охотничьим оружием.
Ежегодно учебные программы подлежат корректировке (актуализации). При необходимости программы практик согласовываются с организациями — заказчиками кадров.
Здесь следует отметить, что в Беларуси все выпускники получают распределение, а формирование учебных групп происходит на основе предварительных заявок предприятий. Например, уже сейчас в колледже знают, что через два года в определенном лесхозе будет вакансия егеря, и они подготовят для них специалиста.
По окончании обучения выпускники с квалификацией «егерь» готовы грамотно осуществлять охрану диких животных, вести их подкормку, учет запасов кормов, контроль над их использованием. Они должны уметь выявлять места обитания «краснокнижников», обеспечивать их учет и охрану, организовывать и проводить индивидуальные и коллективные охоты, следить за исполнением природоохранного законодательства, проверять товарные, бухгалтерские и иные документы, относящиеся к заготовке, переработке и сбыту продукции охоты, проводить разъяснительную работу среди охотников и местного населения по вопросам охотничьего законодательства, наконец, осуществлять взаимодействие с другими контролирующими органами.
Как видим, спектр изучаемых дисциплин широк. Он охватывает все актуальные направления, и, самое главное, учащиеся получают необходимые практические навыки в условиях, максимально близких к тем, в которых им предстоит работать. Можно ли это заменить заочным в несколько месяцев курсом, сомневаюсь.
И все же следует признать, что спрос на профессионально подготовленных егерей сегодня невелик. Объективно, охотничье хозяйство, как и лесное, нуждается в специалистах. Но выстроенная система управления и навязанный стереотип, что охота — это плохо, продолжают работать на деградацию как охотхозяйств, так и биоразнообразия в целом. А ведь на законодательном уровне за государством закреплено право собственности на вольноживущие виды охотничьих животных.
Обязанность по их сохранению и преумножению в закрепленных охотничьих угодьях возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. То есть егеря фактически выполняют государственные функции, но относятся к ним зачастую как к разнорабочим самой низкой квалификации. Да, отдельные примеры, когда руководитель какого-либо охотхозяйства действительно понимает и ценит егерский состав, привести можно, они есть, но это скорее редкость, чем правило.
Ожидать, что в ближайшее время ситуация с подготовкой профессиональных кадров для охотничьего хозяйства коренным образом изменится, не приходится. В итоге грамотные, с профильным образованием егеря становятся штучными специалистами.
Когда-то, без сомнения, охотничье хозяйство возродится и займет достойное место в экономике страны, но пока только от руководителей охотхозяйств зависит, будут ли востребованы те, кто действительно предан лесу и болеет за сохранение дикого животного мира, т.е. егеря.
Комментарии (0)