Главное сделано: мы успели до полной темноты построить укрытие — возвести два односкатных шалаша напротив друг друга с перекинутым между ними легким навесом. Под ним со-орудили нодью. Дождь практически не заливал с трудом разведенный огонь, хотя отдельные капли все же просачивались сквозь плотный каркас и лапник навеса, но бессильно шипели, умирая в пламени.
Итак, мы переоделись в сухое, развесили мокрую одежду на просушку и занялись приготовлением ужина. Об этих двух важнейших элементах выживания в мокром и холодном осеннем лесу — о сменной одежде и рационе питания — мы, если будет возможность, поговорим позже, а пока уляжемся на развернутые коврики, которые сейчас теплее и мягче любой перины, и поведем дружескую беседу под звуки дождя и костра.
У нас есть время расслабиться и подумать, как мы докатились до жизни такой. Шутка шуткой, но мы заблудились, а это может стать одной из основных причин неплановой мокрой ночевки в охотничьем рейде.
В пасмурную, дождливую погоду заблудиться можно в любом равнинном ландшафте, не имеющем очевидных ориентиров: в степи, в камышах и тростнике, в речных и озерных протоках, а уж заплутать в лесу, в тайге, как говорится, сам Бог велел. Правда, в современном мире, наполненном всевозможными техническими достижениями, попасть в такую ситуацию возможно разве что по причине собственного легкомыслия и неподготовленности. Или по невнимательности, что с нами не раз и случалось.
Мы уже говорили о том, что дальний охотничий рейд без топорика в рюкзаке — это несерьезно. Так вот, еще одно упущение при подготовке к походу — отсутствие карты, компаса и навигатора, именно этих трех предметов в их совокупности. Давайте по порядку.
Самое банальное знание карты местности — важная предосторожность, помогающая при любых обстоятельствах минимизировать риск заблудиться надолго и всерьез. Совершеннейшее легкомыслие — уходить в рейд, не изучив карту-километровку, а еще лучше — военную пятисотметровку. Ну, во-первых, это просто интересно знать, куда вы идете и где что находится: речки, ручьи и болота, урочища и лесные массивы, поляны и вырубки, населенные пункты и дороги, да и в конце концов границы тех угодий, в которые у вас есть путевка или лицензия. Изучение топографии местности вообще увлекательнейшее занятие.
А во-вторых… Предположим, вы поняли, что заплутали, и смогли определить стороны света. А дальше что? Допустим, вы знаете, что вам надо на восток, но что там, прямо по линии следования? Может, топь? Или река с неизвестными бродами? Обычная карта — старая добрая километровка — позволяет охватить взглядом сразу все подробности ландшафта на огромной площади и моментально наметить путь на километры вперед. Поэтому карта должна быть не просто в зрительной памяти, но и в кармане. Кстати, очень полезно перед выходом в незнакомые угодья еще и спутниковую карту изучить в максимальном разрешении (если, конечно, удастся такую найти).
Однажды осенью 2013 года на закате солнца я, не зная деталей местности и не имея (по халатности) распечаток спутниковой карты, вышел из тайги почти к самой охотничьей базе и… уперся в колоссальнейший вывал леса. Ничего более грандиозного я раньше не видел. Знал, где база, слышал ее, видел по навигатору, что до нее триста с чем-то метров, но не мог пройти. Вывал был такой дремучий, плотный и обширный, что я совершенно выбился из сил и уже готовился искать под стволами местечко для ночевки, чтобы отдохнуть и восстановиться. Но меня вдруг накрыла сильнейшая злость на самого себя, и на этой злости я полез поверх завала, рискуя сломать и ноги, и шею, и вышел-таки к базе.
А потом, уже дома, открыл спутниковую карту в Яндексе и — пожалуйста, вот он, тот самый грандиозный завал. Эх, кабы раньше посмотреть!
Компас — вещь абсолютно безотказная в походе, служившая нам всем верой и правдой задолго до появления навигаторов, но ведь в лесу, где нет возможности взять предельно четкий азимут по какому-нибудь очевидному ориентиру, с компасом можно идти только «по направлению».
Не далее как пару лет назад на уже известном нам участке местности мой друг выходил к автомобилю из болотистой, невероятно дремучей и путаной поймы маленькой речушки. По компасу. Причем знал, что обязательно придет к заброшенной грунтовой дороге, протянувшейся почти параллельно пойме. Вот только не учел, что на дороге есть несколько развилок, похожих друг на друга, как близнецы.
К дороге он выбрался, но, даже видя выглянувшее к тому времени солнце и держа в руках компас, не смог понять, где очутился: справа или слева от автомобиля. Оказалось, вышел он вообще далеко — даже рация не брала. Теперь представьте себя на его месте: под ногами дорога, но куда по ней идти? Разумеется, мой друг знал, что если пойдет вправо, то, даже не найдя машину, к ночи выйдет к кордону, но это же не вариант!
В общем, очень долго ожидая друга у машины, я услышал только третий его выстрел и дал ответный сигнал. Он потом объяснял, что пытался сориентироваться по следам на дороге: если есть след протектора машины, значит, мы тут проезжали и идти нужно влево. Но лесная, малоезженая, поросшая плотной короткой травкой колея никакой информации на сей счет не сохранила.
Это я к тому, что выйти в лесу на нужную точку по одному только компасу, не зная местности и не видя карты, почти невозможно. Разве что кружить не будешь.
Навигатор... Ходить без него по лесу надо уметь обязательно, но не пользоваться им в лесу сегодня, когда XXI век на дворе, уже невозможно. Только ни в коем случае не забывайте, что навигатор не панацея и очень даже может подвести, хоть и крайне редко, но, как говорится, метко. Приведу два примера.
Мой друг, толковый и опытный охотник-лесовик, без навигатора не ходит. Но однажды он допустил небрежность в обращении с этим приборчиком — выставил слишком мелкий масштаб — и на несколько часов закрутился на небольшом участке леса. Проблема было в том, что курсор на таком масштабе почти не двигался и закрывал собою трек, который сам же рисовал. Друг шел час, второй в нужном направлении… Что за ерунда?! Давно на развилку дорог должен был выйти, а лес все тот же. Увеличил масштаб — мать честная! Трек такой, как будто паук паутину наплел — круг на круге! Это та самая невнимательность, о которой я в самом начале упомянул.
У меня же навигатор однажды просто глюканул. Прибор вдруг совершенно непостижимым образом перепутал север с югом и повел меня прямиком в болота, а не на дорогу. Может, и не в гаджете было дело, а какой-то сбой произошел в невероятно тонкой системе наземных станций и спутников. Но как бы там ни было, а я пошлепал, как зомби, по данному мне умной машинкой целеуказанию, и, если б не напарник, только бы меня и видели. В отличие от меня, он местность знал и спустя какое-то время удивился, что она понижается: мощный коренной лес постепенно сменялся хилым, низинно-болотным. Напарник спохватился, достал из кармана компас… и много чего интересного я о себе узнал. А заодно и о GPS.
Если с вами случились все беды, которые только могли случиться (не видно солнца, размокла карта, потерян компас, «умер» навигатор), ориентируйтесь по ветру. Осенью ветры у нас, как правило, северные (ощутимо холодные) или северо-западные (помягче, более влажные). Если присмотреться, то видно направление движения даже сплошной и ровной облачности. Вот по направлению ее движения и ориентируйтесь.
Комментарии (7)
Дмитрий
Борис, спасибо за статью! То,о чём Вы пишите должен знать каждый охотник, собирающейся в лес. Это просто как охотминимум.
А вот на что я недавно наткнулся в Интернете. Оказывается, уже достаточно давно появились навигаторы,на которые помимо карт, можно устанавливать совместимые с картой снимки из космоса. Сервис называется
BIRDSEYE
(глаз птицы) С учётом того, что уже стали появляться весьма качественные снимки из космоса, эта технология может оказаться весьма интересной. Уже пишу Дедушке Морозу письмо привести мне под новый год такую штуку. По результатам тестов обязательно отпишусь.
1 ответ
Борис Соколов
Это будет интереснейшая и ценная информация.
Дмитрий Сызранов
Если не по своей тайге бродить - то без компаса с картой нечего и соваться. Бывало и по своим местам, которые знаешь вдоль и поперёк, крутанёшься как в первые зашедший.
Перед заходом на местность - карту просмотри на наличие рек , дорог и ЛЭП хотя бы в десятикилометровой зоне неспешного дневного хода, что бы знать заранее куда тебя вынесет.
Ветер как ориентир - весьма не надёжный товарищ. Бывает за сутки он пару-тройку раз сменится
Хорошо как лес разбит по кварталам (местами в тайге ещё сохранились квартальные столбики и вполне просматриваемые просеки) хотя уже с 1990-х годов лесоустроители кварталки не били. Столбики стоят на пересечении квартальных просек и сориентированы по сторонам света и по номерам кварталов можно понять где Север, а где Юг. Квартала били 1х2.....2х4....4х8 км.
И самое главное - какой бы ни был навороченный навигатор, но компас в рюкзачёк положить НАДО - лямки не оторвёт, а в случае посадки батареи, глюка, непредвиденного "вдругпрониклавода"- пригодится.
1 ответ
Александр Арапов
Согласен и полностью присоединяясь! А, если ещё вспомнить забытый приём хождения по азимуту, то, можно довольно точно выходить к намеченной на карте точке. Есть, только одно "но"... Компас должен быть компасом, а не сувенром, совмещённый с ножем, лопатой и прочими полезными вещами, даже швейцарскими часами. И необязательно это должен быть жидкостный шедевр или геодезическая буссоль. Вся фишка компаса в его простое и надёжности. Я, например, пользуюсь обычным туристическим компасом, который приобрёл в далёком 1977 г в таежном
посёлке Пелым и ни разу он не подвел меня, а только выручал! По устройству прост, но имеет визир и зеркало для того, чтобы точно считать угол с картуши и взять ориентир на местности. Если выходишь по просеке на кромку чистого болота, то по компасу выходишь на эту просеку на другом берегу болота с точностью 10 метров влево или вправо!
Гена Мартынюк
В любом учебнике Военной Топографии данные вопросы рассмотрены полнейшим образом, посему не буду повторяться.
Касаемо навигаторов, хочу отметить, что тут не все так просто. Одна из основных проблем большенства современных навигаторов связана с замерзанием батарей (быстро разряжается) и экранов (темные пятна). Посему использовать их в зимних условиях рекомендую в "горячем" режиме: достал из под куртки, сориетировался, компасом сверил направление, перевел в спящий режим, убрал под куртку. Время горячего старта современных навигационных чипов не более 2 минут.
Вторую проблему вы испытаете в мокром лесу или в горах. Переотраженный сигнал от спутника в лесу и горах непредсказуем, навигатор долго ориентируется или вообще не решает задачу. Посему ценной в нем остается лишь карта. Чем больше видно неба, особенно к югу, тем больше ваши шансы на успех.
Третья проблема - актуальность карт. Лидерами тут выступают всякие гугл и яндекс, космоснимки и бердай. Основной недостаток- зависимость от интернета, а значит сигнала сотовой сети. Решается достаточно просто, но долго- район предполагаемых путешествий заблаговременно рассмотрите на навигаторе в том разрешении снимков, какое вам необходимо. Повторюсь ВЕСЬ РАЙОН в ОДНОМ разрешении, которое полезно укрупнить после просмотра для панарамы. Карты сохранятся в кэш и будут доступны и без интернета.
Самое главное помните: навигатор без карты лишь лишний вес у вас в рюкзаке. Посему бумажная карта и компас места не займут, а в связке даже с пустым навигатором, всегда помогут.
Кстати, батарейкой навигатора элементарно разводить костер, не редко в них присутствует фонарь. Покупая навигатор СРАЗУ озаботтесь второй батареей к нему (полезно поглядеть на ебэе или алиэкспресс). В последующем это спасет много нервов.
В заключении хочется пожелать всем счастливого пути и не сбиваться с курса.
Пользователь удалён
" В любом учебнике Военной...." , а еще говорят: "Военные достали карты - сейчас дорогу спрашивать будут":))
Нет, ребята! Без хорошей предварительной подготовки, тренировки на небольших маршрутах, полевой практики, заниматься эспедициями - дохлый номер. Ни карта, ни компас, ни навигатор не помогут.
1 ответ
Иван Ларионов
Подтверждаю, как топограф-геодезист создающий эти самые карты и векторные в том числе.