Изображение Лисы и барсуки: ритуал захоронения сородичей. Правда или миф?
Изображение Лисы и барсуки: ритуал захоронения сородичей. Правда или миф?

Лисы и барсуки: ритуал захоронения сородичей. Правда или миф?

В Великобритании о лисах знают все. Или почти все. Лиса - животное с особенным прошлым на Туманном Альбионе, и как нигде подвержено исследовательcкой работе над ней. Барсуки встречаются гораздо реже, но интерес к ним тоже особенный

Читайте также наш материал, вышедший ранее - Охота на лис в Британии от XVI до XXI века. Исторический экскурс

Лисы известны тем, что выкапывают трупы, например, домашних животных, похороненных на участках за домом или в лесу. Иногда дело доходит до кладбищ. В случае сильного голода. Однако есть несколько интересных сообщений о том, что лисы, в редких случаях, закапывают тела своих мертвых сородичей. И это поднимает вопрос о том, действительно ли они хоронят мертвых членов своей семьи. 

Это, конечно, не та область, которая подверглась какому-либо серьезному научному изучению, поэтому все, что у нас есть, это свидетельские показания и гипотезы.

Лисьи бои

Мы знаем, что лисы иногда убивают других лисиц, а в редких случаях они могут даже съесть их тела, хотя обычно это происходит только в очень суровых условиях. Драки среди лис обычны, но смертельные бои случаются редко. Одно исследование трупов лис, проведенное Бристольским университетом, показало, что только около 5% умерли в результате схваток с другими лисами, в основном, зимой, в разгар сезона размножения. 

Несколько сообщений о драках лис со смертельным исходом заканчиваются тем, что тушу либо оставили там, где она погибла, либо дальнейшая судьба ее была неизвестна. В некоторых случаях тела, предположительно, утаскивают победители в драке. Было и одно сообщение о том, что лиса тащила через поле бездыханное тело другой лисы, но свидетель не видел, что случилось с тушей впоследствии. 

Изображение Фото: Wildlifeonline.me.uk
Фото: Wildlifeonline.me.uk 

Биолог из Оксфордского университета Дэвид Макдональд описал пример очевидной игры, в которой одна лиса тащила тело другой (совершенно здоровой) особи по земле, как бы пытаясь поставить ее на ноги. Он писал, что встречал лисиц, закапывающих тела детенышей, и здоровых лис, перемещающих по местности тела мертвых сородичей, но опять-таки сведения настолько скудны, что сделать какие-либо твердые выводы невозможно.

Один пример появился в январском выпуске журнала BBC Wildlife Magazine за 2006 год. Читатель написал, как он наблюдал за лисятами, играющими в его саду, когда вдруг появилась лисица с мертвым детенышем во рту; она положила детеныша, вырыла яму и зарыла его. К сожалению, мы не знаем родства детёныша с лисицей, но детоубийство у лис относительно хорошо известно. А возможно даже, что это был не ее собственный детеныш. 

Изображение Фото: Wildlifeonline.me.uk
Фото: Wildlifeonline.me.uk 

Точно так же смотритель зоопарка и фотограф-любитель Кэти Хостад сфотографировала взрослую лису, несущую тело мертвого детеныша, в заповеднике Топхилл-Лоу в Йоркшире в мае 2014 года. К сожалению, лисица исчезла вместе с детенышем, и мы не знаем ее судьбу. 

В отчете издания также есть сообщение, что мертвая лиса, которую похоронили в своем саду некие фермеры в июле 2012 года, была впоследствии кем-то выкопана и унесена, а впоследствии заменена телом мертвого детеныша! 

Также хорошо известно, что лисы прячут излишки пищи, и, учитывая их привычку питаться падалью, в том числе, другими лисами, кажется вполне вероятным, что лисьи захоронения представляют собой некие тайники-холодильники. Лисы постоянно прячут свои запасы, при этом легко обкрадывают тайники, сделанные другими лисами. 

Изображение Фото: Wildlifeonline.me.uk
Фото: Wildlifeonline.me.uk 

По мере того, как их детеныши растут, взрослые лисы начинают закапывать еду в землю, чтобы детеныши могли ее найти, как средство обучения. При этом предметом обучения может стать даже мертвое тело детеныша из соседней группы.

Похоронные ритуалы барсука

В 1994 году биолог из Университета Сассекса Тим Роупер опубликовал короткую статью в Journal of Zoology, где он обобщил ответы, полученные им на запрос информации о барсуках, которых видели таскающими за собой других барсуков.

Роупер получил четыре отчета об их поведении: в одном сообщении барсук пытался оттащить недавно убитого человека от края дороги в лес; во второй описана барсучиха, несущая в нору тело одного из своих детенышей, недавно убитого собакой; третья рассказывала о барсуке, который тащил через поле тело другого барсука; четвертый описывал, как он нашел тело мертвого барсука, застрявшее у входа в нору. 

Изображение Фото: Wildlifeonline.me.uk
Фото: Wildlifeonline.me.uk 

Эрнест Нил и Крис Чизман в своей монографии 1996 года «Барсуки» рассказали о нескольких событиях:

«Точно установлено, что барсуки могут оттаскивать тело своего мертвеца на некоторое расстояние от норы. Ученые наблюдали, как один барсук с трудом перетаскивал другого через дорогу. Несмотря на то, что ему мешали проезжающие машины, барсук упорствовал, и в конце концов, оттащил тело на приличное расстояние, где его и нашли на следующее утро. Есть также отчет о барсуке, сбитым машиной, и который две ночи подряд был покрыт листьями, предположительно натасканными барсуками. Для этого листья нужно было собрать и оттащить на некоторое расстояние от рощицы, где они находились»

На сегодняшний день в литературе известны сообщения, которые, если принять их за чистую монету, предполагают почти похоронное поведение барсуков над трупами сородичей. Особенно интересный и подробный отчет, сделанный Брайаном Визи-Фицджеральдом в его книге 1942 года «Деревенские хроники». Автор описал событие с самкой барсука, произошедшие однажды июньским вечером недалеко от его дома:

«… внезапно она подняла голову к небу и издала крик — первый настоящий звук, который я когда-либо слышал от барсука. Это был странный крик, наполовину всхлип, наполовину вой, пронзительный для такого зверя»

Автор описал, что в ночной тишине ее вопль был настолько жутким, что волосы на затылке встали дыбом. Барсучиха быстро переместилась к соседнему заброшенному кроличьему логову, где копала чуть более часа, прежде чем вернуться обратно к себе. Вскоре после этого она снова появилась, понюхала воздух и взволнованно направилась к сделанной новой норе, где возобновила копание. Потом к ней присоединился откуда-то пришедший самец барсука. А то, что произошло дальше, было невероятно захватывающим:

«Сначала самка резким вскидыванием головы вверх и быстрым движением вниз, пока нос не коснулся земли, издала тонкий, музыкальный, свистящий звук, как будто ветер резко выдули через ноздри. Звук длился — возможно, это был скорее писк, чем звук — ровно столько, сколько понадобилось голове, чтобы совершить описанное движение. В то же время она двинулась вперед двумя маленькими отрывистыми шажками, и шерсть на ее спине очень быстро взъерошились. В тот момент, когда она остановилась и замерла, почти касаясь носом земли, самец, стоявший точно напротив нее, проделал то же самое. Я не смог различить какую-либо разницу между звуками, издаваемыми самцом и самкой, в то время как выполняемые движения были совершенно одинаковыми в обоих случаях. Когда каждое животное подходило к концу акта, другое начинало заново, пока, наконец, их носы не соприкоснулись»

Затем, по словам автора, барсуки ушли. Через час они снова появились, волоча мертвое тело более крупного старого барсука. Они были, по-видимому, настолько поглощены этим моментом, что два громких чихания автора не вызвали никакой реакции. Парочка оттащила труп в кроличью нору, где они и закопали тело. Когда захоронение было завершено, дальнейших ритуалов не последовало, а барсуки исчезли в том же направлении, откуда пришли. 

Автор осмотрел захоронение и отметил, что вход в нору засыпан землей и утрамбован, а через день или около того он выкопал землю и нашел тело старого беломордого барсука, неуклюже забитого в нору.

Похороны или нет?

Почему животные могут предпочитать хоронить своих мертвецов? У людей погребение имеет глубокое психологическое, а у религиозных людей - духовное значение. Некоторые психологи утверждают, что удаление тела из поля зрения способствует эмоциональному исцелению. Конечно, поведение барсуков в рассказе Визи-Фицджеральда можно интерпретировать как проявление горя или скорби со стороны барсуков, хотя данные о существовании психологических понятий, таких как горе, у животных настолько скудны, что трудно провести параллели. Однако мы знаем, что и барсуки, и лисы — разумные социальные млекопитающие, поэтому не следует сбрасывать со счетов такие точки зрения.

Наиболее очевидной причиной для захоронения трупа является тот факт, что оно будет выделять неприятные запахи и, возможно, привлечет нежелательное внимание (со стороны хищников, «паразитов» или насекомых) или будет способствовать распространению болезней по мере разложения. Захоронение также замедляет скорость разложения; следовательно, несколько видов, включая лисиц, используют его в качестве стратегии хранения пищи.

Изображение Фото: Wildlifeonline.me.uk
Фото: Wildlifeonline.me.uk 

С технической точки зрения, несмотря на то, что разлагающиеся тела время от времени вызывают обеспокоенность общественного здравоохранения, если труп не имеет инфекционного заболевания или не привлекает переносчиков болезней - разложение не представляет серьезной угрозы, поскольку микроорганизмы, участвующие в процессе гниения, не являются патогенными. 

Тем не менее, одного только запаха, вызванного, в основном, кадаверином и путресцином, вырабатываемыми микробами при разложении тел животных, достаточно, чтобы оправдать погребение, особенно если разложение происходит в пределах логова/поселения. Будучи млекопитающими, очень чувствительными к обонянию, и лисы, и барсуки должны иметь веские причины убирать мертвые тела со своей территории. 

Ученые придерживаются мнения, что лисы хоронят других лисиц для затаивания потенциальных запасов еды. Барсуки также едят падаль, в том числе других барсуков, но, как известно, они не прячут пищу, поэтому маловероятно, что сообщения о захоронении представляют собой хранение пищи. Также стоит помнить, что мы очень мало наблюдаем за жизнью этих двух видов, особенно за барсуками, которые проводят большую часть своей жизни под землей. Лисицы используют норы только для выращивания детенышей и, очень редко, прячутся там в ненастную погоду. 

Проведение большей части своего времени на поверхности означает, что вероятность лисиц умереть вне норы выше, чем у барсуков, и большинство лис, вероятно, никогда не сталкиваются с необходимостью удалять мертвую особь из своей норы. Мы знаем, что смертность лисят может быть высокой, но предполагается, что своих мертвых детенышей поедают сами лисицы, либо другие детеныши. 

Эти поведенческие различия могут привести к выводу, что барсуки более склонны хоронить или, по крайней мере, убирать своих мертвецов, чем лисы.

Что еще почитать