Нормативные правовые акты регламентирующие регистрацию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
- Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №339).
- Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №340).
Согласно этим приказам, порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС России, существенно отличается от того, который устанавливал ранее приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500.
Итак, вспомним, что есть в НПА про маломерные суда.
Маломерное судно - это судно, длина которого не более 20 метров, количество пассажиров – не более 12 человек.
Согласно правилам от 2015 года., государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат те маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг или если мощность установленного двигателя (лодочного мотора) свыше 8 кВт (9.9л.с.).
Как самому узнать массу вашего судна с мотором?
Тут мы и увидим первые подводные камни...
Для начала загляните в ГОСТ Р ИСО-8666-2012. Согласно данному документу, при вычислении этого параметра, учитывается вес НЕ фактически стоящего лодочного мотора, а вес наиболее тяжелого мотора максимальной мощности, допустимой для вашего судна.
Подчеркну еще раз, НЕ ФАКТИЧЕСКИ СТОЯЩЕГО У ВАС МОТОРА, а вес максимально разрешенного мотора для Вашей лодки, который указывается в документах на лодку!
МАССА ЛОДКИ РАВНА: массе лодки по документам + максимальный вес мотора, указанный в документах на лодку.
Если суммарный вес более 200 кг, регистрировать маломерное судно нужно. Если менее 200 кг - не нужно.
Давайте рассмотрим некоторые примеры по правилам регистрации, чтобы еще раз понять и закрепить информацию, указанную выше.
Вариант 1:
Допустим, есть надувная ПВХ лодка Титан-480 фирмы Посейдон. Она имеет снаряжённую массу 110 кг. Раньше можно было использовать эту лодку с мотором на 9.9 лошадиных сил без регистрации в ГИМС, так как общий вес лодки с мотором не превышал 200кг. Вот ведь была радость! Но радовались не долго...
Теперь нужно учитывать вес подвесного мотора на транец максимальной мощности, который указан производителем Вашей любимой лодки.
Для данной лодки максимальная мощность двигателя указанная производителем лодки - 50л.с. Открыв каталог 4х-тактных моторов мощностью 50л.с., мы увидим без исключения, что это однозначно 100+ кг веса.
В свою очередь, суммарная масса лодки и мотора превысит 200кг и такую лодку нужно теперь регистрировать в ГИМС.
Вариант 2:
Народная и знаменитая Казанка-М, масса данной лодки в снаряженном состоянии равна 145кг. Если вы ставили на нее мотор мощностью до 8 киловатт (10.88 л.с.), то суммарный вес лодки и мотора не превышал 200 кг. Именно поэтому, ранее, лодку можно было не регистрировать.
Но тут мы встречаем следующие подводные камни...
Заглянув в документы на лодку, мы увидим, что производитель одобрил вешать максимальный мотор мощностью в 25 л.с.
Читайте материал "Снегоход: что нужно знать до и после покупки"
Опять открываем каталоги моторов и видим, что моторы в 25 лошадок весят более 60 кг, а значит, что общий вес Казанки и максимально разрешенного мотора превысит те самые 200 кг.
Значит, данную Казанку надо регистрировать даже если вы поставите на нее мотор в 8 киловатт (10.88 л.с.) лошадиных сил и менее. Что называется, приплыли...
Основные отличия действующих правил ГИМС от ранее действовавших
По вопросам регистрации маломерных судов
Ранее: все процессы, связанные с регистрацией маломерных судов осуществлялись по ПМЖ того человека, на кого оно было оформлено, или по месту нахождения судна.
Сейчас: регистрация будет проходить по адресу регистрации собственника судна в любом подразделении ГИМС МЧС России на территории РФ.
Номера маломерных судов
Ранее: специальный номер регистрации включал в себя 7 знаков, среди которых было 3 буквы и 4 цифры. Судовладельцы наносили его на оба борта, с некоторыми особенностями.
Располагаться он должен был на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня, и обязательно – в одну строчку. В высоту буквы должны были быть не менее 150 мм, в ширину – 100 мм, а толщина линий -15-20 мм.
Когда конструктивные особенности судна не позволяли хозяину нанести номер в соответствии с правилами, то размеры и место нанесения регистрационного номера определял орган регистрации.
Сейчас: Номер должен быть нанесен на обоих бортах. Он наносится одной строкой так, чтобы середина номера находилась на расстоянии 1/4 длины корпуса судна от форштевня.
В соответствии с новыми Правилам 2017 года высота цифр и букв остается прежней – 15 см, но так как по длине номер получается в два раза больше, чем прежде, то на многие суда (особенно на лодки ПВХ), он физически не помещается.
Поэтому Правилами предусмотрено разрешение наносить номера меньшего размера, который физически возможно разместить на борту с учетом конструктивных особенностей судна.
В таких случаях размеры и место нанесения номера определяются органом регистрации, о чём делается запись в судовом билете и реестре маломерных судов.
Сроки предоставления государственной услуги по процессу регистрации маломерных судов
Ранее: все маломерные суда проходили процесс регистрации, либо получали отказ в получении этой процедуры - в течение 3-х рабочих дней с того момента, как соответствующий орган государственной власти получал весь необходимый пакет документов.
Сейчас: срок предоставления государственной услуги со дня приема документов заявителя до получения результата государственной услуги - не более 3 рабочих дней.
При обнаружении в документах заявителя оснований для приостановления предоставления государственной услуги срок предоставления государственной услуги может быть продлен на 30 рабочих дней.
Сейчас: введена государственная пошлина, за исключением (снятие с учета) из реестра маломерных судов - 1600 рублей. За судовой билет - 200 рублей.
Итак, в данной статье мы разобрались, какие маломерные суда подлежат регистрации, а какие нет. Поэтому, при покупке лодки обязательно учитывайте вес лодки и максимальный разрешенный вес мотора для этой лодки.
Если суммарный вес менее 200 кг - регистрации маломерное судно не подлежит, если более - регистрировать нужно.
Но не нужно путать регистрацию маломерного судна и Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС.
Вопрос: нужно ли удостоверение на право управления маломерным судном с весом, с учетом максимально разрешенного веса подвесного мотора, не более 200 кг, при наличии на лодке подвесного мотора до 8 киловатт включительно???
Ответ: В соответствии с п.1.1 приказа МЧС РФ №262 от 27.05.2014 "Правил аттестации на право управления...", зарегистрированным в Минюсте 20 августа 2014 года № 33667, подразделения ГИМС аттестуют только граждан на управление маломерными судами, если они используются в некоммерческих целях и если они ПОДЛЕЖАТ РЕГИСТРАЦИИ В РЕЕСТРЕ маломерных судов.
Из ФЗ РФ от 23 апреля 2012 года №36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные......в части понятия маломерного судна", следует, что не подлежат госрегистрации суда массой до 200 кг включительно, с учетом веса максимально разрешенного подвесного мотора и с мощностью двигателя, в случае установки, до 8 киловатт включительно.
Поэтому, удостоверение на право управления маломеркой нужно на тех маломерных судах, которые подлежат госрегистрации.
Комментарии (38)
Дмитрий Астахов
Интересная статья. Только Я балдею. Этож для кого писано.? У меня как охотника лодка АКВА 320-вес-47 кг. ну мотор для неё-счас 3.5 лс.-10 кг. можно и до 6 ти-вес 27.кг. И что?? Ну не ерунда?? Ни коим образом сей комплект не превысит 200 кг. А нам кажут -РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ- и при этом не упомянают- типа права получить. "А на хх-я козе сей БАЯН??"
Дмитрий Астахов
Вообще то нормальная статья. Честно-по прочтению сразу в инет. Там тоже самое и главное- мощьность мотора с какой начинается получение прав. . Вот честно-даже не ведал-типа до 10 лс.не надо.Типа-лодку не регистрируем и права не к чем. А оказывается до 5 л.с.. Ну придется немного изменить хотелки и купить до 5 л.с. . Наверное автор прав- немного нас "надули"..
7 ответов
Михаил Сёмин
Рад, что материал оказался полезен.
Верёвкин Сергей
Казанка "м" выпускалась в СССР и рассчитана на советские лодочные моторы. Суммарный вес лодки и мотора по тем временам ( смотри инструкции ) не превышает 200 кг.и под такой вес заводом изготовителем не рассчитана, как современные, тем более импортные моторы. Так, что казанка "м" регистрации не подлежит.
Дмитрий Астахов
Я понимаю.Сам такой.Но вот потом инспекторам доказывай-типа "Я не Я и хата не моя". Все едино состригут свои купоны... Насчет казанок- вооще проблема даже для меня. Такое крепкое судно-а не регистрируется.. Ну видимо кому то это дело надоело-и он решил замахнуться на всю "ширину Вашего кармана"
Михаил Сёмин
Характеристики моторной лодки "Казанка-М"
Длина наибольшая, мм 4630
Ширина наибольшая, мм 1600
Высота борта на миделе, мм 680
Угол килеватости днища на транце 4°
Масса с оборудованием и снабжением, кг 145
Грузоподъемность, кг 400
Пассажировместимость, чел 4
Допустимая мощность ПМ, л.с. 25 (!!!!!!!!!!!!!!!!)
Дмитрий Малинников
Не нужно доказывать, нужно написать письмо в ГИМС (даже по электронке) и получить официальный ответ, как это сделал я по своей лодке НЕМАН2 (130кг). Мне было отвечено, что масса лодки 130кг, допустимая мощность ПЛМ (Вихрь 30) масса 45.5кг ит тго 175,5кг, а значит регистрации не подлежит. Прислали ПДФ официального бланка с подписью и печатью начальника ГИМС Архангельской области. Остаётся просто распечатать и возить с собой для полного спокойствия...
Дмитрий Астахов
Тезка-понял. Если гора не идет к Магомеду -значит он идет в горе.- Восточная мудрость.Спасибо. Но честно- у меня пока АКВА 320 слк. и мотор на 3.5 л.с.(сейчас-денег нема на что то лучшее) Типа так потихонечку.. Но понял Вашу мудрость. Может и попользуюсь. Удачи.
Papko Vladimir
Дима, советую посмотреть ветку "Регистрация и технический осмотр на лодку" форума rusfushing.ru.
Там это все уже давно обсосано, в частности противоречие требований ГИМСа федеральному закону № 36.
Недавно один из участников форума схлестнулся с инспекторами по этому вопросу, дело пошло в суд, ждем решения.
Сами слова про вес максимально допустимого мотора должны настораживать, так как это понятие не определено, поскольку не указан производитель, а таковых достаточно много, включая гаражных умельцев, делающих моторы своими руками.
Владимир Бобров
Хочу поправить автора, а именно : 8 кВт равно 10,88 л.с., а не 9,9. Ещё не точно указана сумма госпошлины, которая составляет 1600, а 200 цена судового билета. Что касается последнего абзаца данной статьи, могу дополнить, что удостоверение судоводителя действительно нужно при управлении маломерным судном с мотором более 5 л.с., но административная ответственность наступает лишь при управлении лодкой под мотором более 10,88 л.с. без соответвующего удостоверения.
Petr Smirnov
На Руси, стричь тупых и трусливых баранов, всегда было делом праведным и богоугодным...
Анатолий Попов
Для чего и существует армия чиновников - из любого логического вывода, принять не логическое решение.
Покупать лодку без возможности установки мотора и устанавливать мотор самостоятельно, обойдется значительно дешевле и без геморойно. Установить транец на лодку - пару часов, с двумя перекурами и ящиком пива.
Александр Клыпин
"Если у Вас мотор мощностью более 3,68 киловатт, т.е. более 5 л.с., то иметь удостоверение на право управления судном нужно!"
CтИснясь спросить,а где про это написано,что-НУЖНО?))Что-то искал,не нашел...Статья 16 КВВТ РФ гласит совсем другие цифры..Там четко прописано-до 8 киловатт,включительно!!!!! Или есть еще какой-то закон? Если есть,просветите??
23 ответа
Дмитрий Астахов
Честно-надо копаться в инете. Там ссылки на всякие письма. МЧС , Кодексы водного транспорта. и прочая. Пока надыбил вот это.
Согласно письму МЧС РФ от 4 февраля 2015 г. N 29/1-3-153 под массой маломерного судна следует понимать массу укомплектованного судна (вес оборудованного корпуса + вес самого тяжёлого мотора, который теоретически, по паспорту, можно установить на эту лодку). Багаж и экипаж не учитываются.
Александр Клыпин
А зачем копаться? Я вам привел статью,номер, из кодекса внутреннего водного транспорта РФ, которого мы (владельцы маломерных судов) и придерживаемся. У меня, лодка ПВХ 3 м 60 см, весом 53 кг (по паспорту), двигатель 9.9 весом 36 кг. С чего вдруг, автор этой статьи говорит, что мне нужно иметь удостоверение на право управления судном?! Можете почитать вот здесь http://rulaws.ru/kvvt-rf/Glava-IV/Statya-16/
Дмитрий Астахов
Он видать из ЭТИХ. Инспекторов. Кто хочет Вас обуть на предмет-отсутствия черпака, кошки-якоря-спас-жилета- и движка не той мощи. . Ну ребята все эти из серии УХ.....
Вот и думается-нас предупреждают. . Но мы все крепки. и на развод не соглашаемся.
Михаил Сёмин
Александр, я отталкивался от Приказа №423 Министерства по чрезвычайным ситуациям. Этот документ гласит, что аттестация водителей, а также выдача им удостоверений, дающих право управлять судном (самоходным, внутреннего плавания) происходит только в том случае, если мощность подвесного мотора превышает 3,68 киловатта...
Но займусь анализом всех текущих и свежих документов на данный момент, возможно, найдем истину.
Александр Клыпин
Но согласитесь, в нашей стране,мы все-таки живем по федеральным законам, который я вам и привел. Который,если я не ошибаюсь, редактировался в 2016 году.
"Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "
Просто, на многих форумах водномоторников, этот вопрос уже настолько избит. А так,как говорится, Гугл в помощь!
А К
Затронутый вами вопрос похоже уж слишком "избит".)
Обратите наконец внимание Александр, что вы ведете с Михаилом речь о несколько разных вещах.
Александр Клыпин
Что не так-то?! Я четко обозначил свой вопрос по последнему абзацу этой статьи. Вам не понятны законы РФ? Так я привел сюда один из них, по поводу прав на управление маломерным судном, с мощностью двигателя до 8 ватт и более.. Какие вопросы? Потому и "избита"эта тема, каждый раз выплывает эта строка про 3,68 ватт и все, "понеслось"..
А К
Аттестация и регистрация, хотя и взаимосвязанные в данном случае, но несколько разные вещи, как мне кажется, и регламентируются разными бумагами.
Приведенная вами статья 16 КВВТ вопросов аттестации и условий для наличия удостоверений сама по себе не раскрывает. Я об этом лишь. Впрочем и приказ 423, приведенный Михаилом уже не действует, как я понимаю.
Александр Клыпин
Может сделать проще, позвоните в местный ГИМС и все проясните. Я кстати,сделал это буквально час назад (знаете ли, опять засомневался, мало ли, в нашей стране законы иной раз как дышло) и мне там ответили так же, как я и писал выше, но только упомянули регламент МЧС, но суть не изменилась. И еще добавили: "Да не читайте вы этот интернет.." (дословно! :D:D ) На этом, я думаю вопрос исчерпан.
А К
По мне, так их приказы шибко от "интернета" не отличаются.)
Попросите их в следующий раз разъяснить свой приказ 502 во взаимосвязи с КВВТ и приказом 262.
У меня лично увязать их в логическую цепочку не получилось пока.
Жара может так влияет, хто знает...)))
Михаил Сёмин
Вы же сами говорили, Александр, что мы должны жить по федеральным законам. И вся суть наших с Вами комментариев - докопаться до истины, при этом точно знать документы (действующие), регламентирующие данный вопрос. Мне лично важна сама суть и точные знания данного вопроса, право на управление маломерным судном я имею.
Я уже "закинул удочки" по данной тематике, жду внятного и обоснованного ответа, о чем поделюсь с читателями.
Дмитрий Астахов
Ну вынуждаете занять весь подиум. . Ну -честно- Вы сюда пришли не из форточки??.
По инету.
Ясен пень- там же - в инете- можно получить всю
информацию -без напряга.
Типа мы Вам поможем-разьясним??.
Вы что первокласник-??
Все должны сами понимать..
Не...-- давай- разьясняй.
Честно-не серьезно. Взрослый мужик-и такой опломб..
Не понимаю? .
А тут понимать нечего. Трясти надо.
Александр Клыпин
Вы сомневаетесь в компетенции сотрудников ГИМС?))) Ну, я даже и не знаю что вам и сказать.
Александр Клыпин
Я нашел этот регламент.. Только покопаться надо..
А К
Не мне лично, а для всех разъясните пожалуйста: как Вам сотрудники ГИМС рекомендуют понимать пункты 1 и 8 правил пользования МС (пр.502) и как эти пункты увязать с КВВТ и с приказом 262?
Пусть компетентные сотрудники подскажут всем нам, что мы в документах упускаем из виду? Или не "догоняем" по простому говоря?
Михаил Сёмин
Я Вас ни о чем не просил. Разберусь самостоятельно, но прежде хочу услышать мнение сотрудников ГИМС с ССЫЛКАМИ на НПА регулирующие данный вопрос. И им я задал вопрос самостоятельно, по крайней мере, без посыла от Вас. Данный посыл мне дал Александр Клыпин. Когда изучу внимательно тему, то либо опровергну, либо подтвержу слова Александра.
Михаил Сёмин
Разговор по телефону с ГИМС - это хорошо, но не все сотрудники компетентны и держат руку на пульсе, к сожалению. Но Я Ваш посыл принял, завтра, надеюсь, прольем свет на нашу дискуссию во благо всех заинтересованных.
А К
Поскольку меня вопрос прав на управление МС заинтересовал, попытался разобраться и вот как я это вижу:
- Регистрации, как в статье и было написано, НЕ подлежит всё, что изложено в п.1.1 ст.16 КВВТ РФ, а именно:
"1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно (10.88 л.с.), спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.";
Здесь всё чётко и ясно!
Вот с правами на управление МС, ввиду особых талантов авторов приказов МЧС писать сугубо для себя любимого, сложнее оказалось. Для меня во всяком случае. Тем не менее, я вижу это так:
- В соответствии с п.1 ч.1 приказа МЧС РФ №502 от 29.06.2005, п.1.1 приказа МЧС РФ №262 от 27.05.2014, права на управление МС, используемых для охоты рыбалки, НЕ требуются для владельцев всех моторных лодок (относящихся как я понимаю к судам смешанного (река-море) плавания), не подлежащих регистрации в ГИМС в соответствии с п.1.1 ст.16 КВВТ РФ, а также для физических лиц, которым принадлежат гребные лодки грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарки - менее 150 килограммов и надувные безмоторные суда - менее 225 килограммов, эксплуатируемые во внутренних водах.
Что нам скажут сотрудники ГИМС, подождём.
Михаил Сёмин
Александр, добрый день! Вы проделали большую работу, обобщив НПА по данной теме. И Ваши выводы, как и информация от Александра Клыпина, актуальна и верна. Несколько опередили моё сообщение. Вот, что сообщили мне в ГИМС и Вы с Александром подтвердили...
Итак, итоги:
Вопрос: нужно ли удостоверение на право управления маломерным судном с весом, с учетом максимально разрешенного веса подвесного мотора, не более 200 кг, при наличии на лодке подвесного мотора до 8 киловатт включительно???
Ответ: В соответствии с п.1.1 приказа МЧС РФ №262 от 27.05.2014 "Правил аттестации на право управления...", зарегистрированным в Минюсте 20 августа 2014 года № 33667, подразделения ГИМС аттестуют только граждан на управление маломерными судами, если они используются в некоммерческих целях и если они ПОДЛЕЖАТ РЕГИСТРАЦИИ в РЕЕСТРЕ маломерных судов.
Из ФЗ РФ от 23 апреля 2012 года №36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные......в части понятия маломерного судна", следует, что не подлежат госрегистрации суда массой до 200кг включительно и с мощностью двигателя, в случае установки, до 8 киловатт включительно.
Поэтому, удостоверение на право управления маломеркой нужно на тех маломерных судах, которые подлежат госрегистрации.
В статье зачеркивать не буду, а сразу внесу исправления, чтобы не путать народ.
Спасибо Александру К. и Александру Клыпину, что помогли разобраться в данном вопросе и пролить свет на запутанные НПА Гимса. С учетом изменившихся законов, на счет наличия прав на мотор более 5 л.с. и не более 8 киловатт - был не прав.
Александр Клыпин
Спасибо, Михаил. Когда человек заинтересован в том, чтобы разобраться и прояснить спорный вопрос, вызывает только уважение.
А К
Спасибо и Вам за тему. Я как-то раньше и не задумывался об этом.
Но приказы в МЧС могли бы и доступнее изложить. Хотя бы терминологию к общему знаменателю привели.
Михаил Сёмин
Полностью согласен. У меня много друзей, кто постоянно ездит в Астраханскую со своими лодками, моторами. И для всех, без исключения, данный вопрос был окутан туманом. Кто-то что-то слышал про 200 кг, но не более... Теперь, более-менее, разобрались.
Отдельный вопрос остался, ответственность (коап) и штрафы...)))
А К
Да тут и теперь по-моему все ясно стало: для тех кому положено иметь права - аж цельных 100 рублей за факт нарушения.)))
ст.11.8.1 специально для регистрируемых маломерок, как я понимаю.
Александр Стефанович
К счастью , производители, которые дорожат клиентом, довольно быстро реагируют на чудачества наших законотворцев. Так появились, например, моторы 9.8 и 9.9 л.с. То же было и с лодками. У меня лодка весом в 30 кг допускает установку мотора до 10 л.с. Стоит 9.8.
Что касается прав, то это выбор каждого. Я отучился в свое время прямо -таки с удовольствием в МОМРТШ, очень было интересно, даже жалел, что курсы такие короткие.
Александр Клыпин
Выше, ответ Михаилу Семину.