В той части истории российского оружейного конструирования, что посвящена охотничьему оружию, тульское ружье — курковка — занимает особое место. С гладкоствольных ружей, оснащенных внешними курками на подкладных досках, началась эпоха промышленного производства охотничьего оружия Российской империи.
Знаменитая линейка ружей ТОЗ, начавшая свою историю с базовой конструкторской схемы, созданной в 1902 году тульским инженером С.А. Зыбиным, стала альфой и омегой для всех поколений российских и советских охотников. Модель ТОЗ-Б — отправная точка ее развития, ТОЗ-66 — финальная.
Говоря об особенностях устройства модели ТОЗ-66, для начала следует обратиться к ее конструкции и сравнить базовые параметры с моделями более ранней разработки.
Ствольный блок холоднокованый, сборка осуществлялась посредством осаживания стволов в казенную муфту и пропайкой по всей площади соприкосновения с применением соединительной планки. Дульные сужения стволов выполнялись в стандартных профилях: правый ствол — получок, левый — полный чок. Ствольные каналы и патронники хромировались, внешние поверхности стволов и других металлических деталей покрывались воронением. В качестве боеприпасов модель использовала патроны калибра 12/70 мм, оснащенные всей доступной гаммой поражающих элементов: дробью, картечью, подкалиберными пулями. В области казенного среза ствольный блок оснащался механическим эжектором, выдвигавшим стреляные гильзы на высоту металлической юбки. В верхней части располагалась проушина — часть верхнего узла запирания.
Калибр 12-й — одна из фишек этого ружья. Собственно, это и было его основной идеей — вернуть курковку но уже в ставшем популярным 12-м калибре. Напомним: основная масса курковых тозок была выполнена в 16-м калибре, что в 70-х годах прошлого века уже считалось анахронизмом. Но, к сожалению, проект не взлетел, наши охотники уже распробовали бескурковые ружья, а кроме того, напор вертикалок был в самом пике. Можно сказать, проект был мертворожденным, и это показала практика.
Конечно, и сегодня есть охотники, которые любят и хотят курковку, но все же их немного, большинство предпочитают более современные конструкции.
Длина ствольного блока варьировалась в диапазоне 710–725 мм, хотя чаще всего составляла 720 мм. Ограниченно и малыми партиями производилась модификация ТОЗ-66, оснащенная стволами длиной 510 мм.
Прицельные приспособления были представлены мелкой мушкой из бронзы, установленной на дульном срезе, и прицельной планкой. В качестве последней использовалась поверхность соединительной планки ствольного блока. Для удобства прицеливания ее профиль выполнялся в форме сегмента круга. По всей длине планка оснащалась антибликовым рифлением.
Механизм запирания ТОЗ-66 был представлен верхним и нижним узлами. Верхнее запирание осуществлялось с помощью проушины, установленной на казенном срезе ствольного блока, и сквозным болтом Гринера, расположенным в верхней части ствольной коробки. Нижний узел был представлен двумя мощными крюками — элементами ствольного блока. Передний опирался на поперечный шарнир ресивера, задний фиксировался подпружиненной планкой Перде. Отпирающая защелка размещалась в задней части ствольной коробки.
Ударно-спусковой механизм куркового типа. Два массивных курка внешнего расположения размещались на подкладных замочных досках. Плоские двуперые боевые пружины взводились вручную. Бойки были разобщены с курками и оснащены механизмом отбоя. Система предохранения отсутствовала, поскольку взведение тугих курков требовало существенного усилия, делавшего самопроизвольный выстрел невозможным.
Ложа состояла из приклада и отъемного цевья. Фиксация относительно ствольного блока осуществлялась с помощью плоской защелки, утопленной в его тело. Приклад классической английской формы, с прямым гребнем. В зависимости от партии изготовления приклад мог выполняться с полупистолетной рукоятью, прямой шейкой или изогнутой удлиненной рукоятью типа «принц Уэльский».
Модель ТОЗ-66 могла производиться в валовом исполнении: без украшений, металлических деталей и в березовой ложе, покрытой водоотталкивающим лаком. Улучшенный вариант предполагал наличие деревянных деталей из массива бука и простых украшений ствольной коробки, нанесенных с помощью штихеля. Штучные экземпляры имели ореховые ложи и художественные орнаменты на металлических поверхностях, которые наносились вручную.
Если сравнивать модель ТОЗ-66 с остальными представителями линейки тульских курковок, с ТОЗ-Б, ТОЗ-БМ и ТОЗ-63, то различия будут практически незаметны. По сути, утверждение о развитии серии этих ружей неправомерно, поскольку изначальная конструкторская схема С.А. Зыбина осталась неизменной на протяжении 1902 — 1974 года.
ТОЗ-Б, производившаяся в Туле с 1902 по 1957 год, была модернизирована и получила обозначение ТОЗ-БМ, от которой отличалась лишь заявленным ресурсом стволов. ТОЗ-БМ «превратилась» в ТОЗ-63 после того, как ствольные каналы и патронники стали покрываться защитным слоем хрома. Все модели ружей-курковок данной серии производились в калибрах 16/70 и 20/70 мм. Количество ТОЗ-Б в 12-м калибре было небольшим и представляло собой редкое исключение на общем фоне. Видимые изменения проявлялись лишь в виде клейм с названием модели.
Так для чего же понадобилось дополнять имеющийся спектр курковых ружей еще одной версией, практически идентичной предыдущим? Объяснением этому может служить стремление запустить в производство универсальное охотничье ружье, которое было бы эффективным в обширной сфере промысловых охот. Напомним, что проблему промыслового охотничьего оружия советское правительство стремилось решить в числе наиважнейших сразу после своего окончательного утверждения у власти. Послевоенная эпоха лишь добавила ей остроты, поскольку экспорт пушнины и промышленная заготовка дичи были существенными статьями дохода СССР.
Производимые до 1968 года курковки универсальными считаться не могли. Калибры, в которых они производились, были недостаточно мощны для зверовых охот, что существенно снижало функционал оружия. ТОЗ-66, запущенная в производство в 1968 году, должна была решить именно проблему универсальности применения. Основным отличием этой модели среди всей серии тульских курковых ружей были массивный, толстостенный ствольный блок в калибре 12/70 и тяжелая ствольная колодка, рассчитанная на применение патронов большей мощности.
Для сравнения следует отметить, что остальные модели ТОЗ производились с использованием единого типоразмера ствольных заготовок и ствольных коробок для 16-го и 20-го калибров. И если блоки стволов все же различались показателями диаметра каналов, то коробки были полностью идентичными. Модель в 12-м калибре на их основе создать было невозможно без существенного снижения прочностных характеристик. Именно поэтому разработка ТОЗ-66 относительно предшественников действительно представляла собой новую модель, несмотря на то что создавалась по хорошо известной конструкторской схеме.
Тем не менее ее создание потребовало проведения самостоятельных работ, связанных с расчетами, проектированием и формированием отдельного пакета техдокументации. Этим обстоятельством и объясняются высокий рабочий ресурс стволов модели и устойчивость узлов запирания по отношению к возникновению шата. Перед создателями не ставилась задача адаптации новых требований к имеющимся форм-факторам ружейных деталей. Их главной целью было окончательное решение проблемы, и поэтому модель ТОЗ-66 получилась крепкой, надежной, основательной и фундаментальной. Кстати, именно поэтому данные ружья используются на охотах до сих пор, а популярность их продолжает расти.
Рассматривая историю модели, завершившей серию тульских курковок, осталось лишь выяснить, почему было решено пойти в этом направлении, почему именно курковка? Ответ прост. В процессе создания универсального ружья требования конструктивной простоты, а следовательно, и низкой себестоимости были крайне важны. Поэтому, вместо того чтобы проводить исследования, которые неизвестно чем завершатся, и создавать более совершенные модели, которым еще предстояло себя зарекомендовать, тульские инженеры выбрали проторенный путь, по которому шли с 1902 года.
Здесь следует отметить, что финал пути был вполне закономерен. Курковая схема, несмотря на всю свою простоту и надежность, была архаичной. Тройное запирание требовало высокой квалификации мастеров и ручной подгонки деталей, что не способствовало снижению себестоимости единицы. Тугие курки часто служили причиной сквозного пробития капсюлей, а усилие, которым сопровождалось их взведение, было чрезмерно высоким. Кроме того, внешнее расположение курков, цеплявшихся за одежду и снаряжение, нравилось далеко не всем владельцам.
В 1974 году славный путь тульской курковки подошел к концу. Снятие с производства модели ТОЗ-66 закрыло страницу летописи истории Тульского оружейного завода, посвященную ружьям с курками внешнего расположения. Тем не менее это оружие продолжает оставаться частью нашей истории, вещественным символом классических русских охот и желанным образцом для каждой частной коллекции.
Комментарии (2)
Александр Арапов
Почему-то автор не помянул незлым тихим словом курковое МЦ-9, с определённого момента производимого на ТОЗ.
Почему-то экстрактор, который лишь выдвигал стреляные гильзы, автор назвал эжектором.
На мой взгляд, именно отсутствие надёжного предохранителя, запиравшего и шептало, и курок значительно укоротило век курковок. Необходимость такого предохранителя была весьма актуальной, хотя и не простой задачей.
Александр Арапов
А вот что писал о последней курковке ТОЗ в "О и Ох. Х-во" за 2012 г. в 4 номере охотовед А. Блюм. "Очередная модель неумирающей курковки появилась уже в 1974 г. под маркировкой ТОЗ-54. Конструктивно совершенно сходная с предыдущими моделями, она имела изменённый внешний вид. " Курки имели модный в то время угловатый дизайн. "Некоторые партии этих ружей имели маркировку ТОЗ-50. ТОЗ-54 не долго находились в производстве, и после прекращения его выпуска ТОЗ вообще не изготавливал курковые ружья"