Я уже неоднократно поднимал эту тему в различных СМИ. Теперь после проведения большого «Трофейного охотничьего форума «Урал 2024» в Екатеринбурге попробую еще раз привести свои доводы в пользу принятия такого решения.
Мировая практика показывает, что развитие трофейной и коммерческой охоты приносило и приносит исключительную пользу охотничьему хозяйству и охотничьему сообществу. Известных примеров множество, а если коротко, то где трофейная охота развивается, там растет качество и количество поголовья диких животных со всеми вытекающими последствиями. Оно и понятно. Ведь трофейная охота — это бизнес, успешность которого напрямую зависит от численности и благополучия охотничьих животных. А серьезный бизнес никогда не будет работать себе во вред. Нравится нам или нет, но трофейная охота существует, признана и достойно оценена во всем мире, по крайней мере, еще лет сто назад.
В СССР трофейная охота никогда не пользовалась особенной популярностью. Почти формальное участие СССР в СIС и добытые в 60-х и 70-х годах высокие места на международных трофейных выставках не отражали реального состояния вещей.
Вопросы трофейной охоты всегда являлись для россиян чем-то относящимся к другому измерению, чуждому и наносному. В период перестройки с 1989 года, а потом и после крушения Союза, в лихих девяностых, и без того не слишком популярное у наших охотников направление в охоте — трофейное дело — и в государственных, и в общественных охотничьих организациях захирело окончательно.
Правда, некоторые предприниматели, воспользовавшись моментом, успели нажить состояния в этом правовом вакууме. Произошло изъятие из природы нашей страны наибольшего количества лучших трофеев, каких именно, куда и в каком количестве — этого мы, вероятно, никогда уже не узнаем, т.к. никакого регулирования, централизованного учета и контроля не существовало. Природа безвозвратно потеряла часть генофонда, государство и охотничья отрасль — денежные средства, а мы все вместе — частицу российской охотничьей истории.
Только в 1996 году в России появилась первая общественная организация, объединяющая трофейных охотников, — Московский охотничий клуб «Сафари». Были предприняты регулярные и последовательные попытки, используя охотничью периодику и личный потенциал членов клуба, вновь привлечь внимание руководящих органов и охотничьей общественности к этой теме. С 2000 года клуб «Сафари» стал издавать первую в России Книгу охотничьих трофеев. А в 2001 году при нашем участии в соответствии с Распоряжением правительства РФ впервые была проведена Международная выставка «Природа, охота и охотничьи трофеи». В пресс-релизе той первой выставки было сказано, что она послужит возрождению российского охотничьего хозяйства.
К сожалению, и сегодня отношение к охоте вообще, особенно к ее трофейной составляющей, мало в чем изменилось. Выходит так, что трофейная охота у нас в стране реально существует, но официально не признана: такого понятия до сих пор нет ни в одном официальном документе. Отсутствие правового регулирования в этой части по-прежнему дает возможность стихийного, а то и варварского подхода к организации охоты за трофеями на территории нашей страны. И это в то время, когда в мире существует несколько мощных организаций, озабоченных проблемами трофейного дела, проводятся международные конференции, форумы по проблемам трофейной охоты и т.п. В России также на региональном уровне есть отдельные попытки проведения подобных мероприятий. Но все они до сих пор не имели государственной поддержки.
Более того, противники трофейной охоты в России, в том числе и среди охотников, биологов и охотоведов, активно противодействуют ее развитию, потопляя в дискуссиях решение о ее легализации. Суть трофейной охоты для них примитивно сводится к тотальному уничтожению самцов с самыми мощными рогами, клыками, черепами. Не вдаваясь в подробности, скажу только, что и международный опыт, и опыт нашего клуба «Сафари» говорит об обратном. После того как мы занялись последовательной регистрацией охотничьих трофеев, оказалось, что самые выдающие экземпляры-чемпионы добываются в наши дни. Причем неудивительно, что отличные трофеи происходят из тех мест, где занимаются активным ведением охотничьего хозяйства, где численность животных даже больше, чем в отдельных охраняемых природных территориях (заповедниках и прочее).
Вот и получается, что правильная охота, как это ни странно на первый взгляд, — это самый эффективный и к тому же единственный самоокупаемый способ охраны животного мира. Отсюда вывод: трофейную охоту надо не запрещать, а регулировать. Для этого, конечно, придется пройти долгий и унылый путь бюрократических согласований и внесения изменений в современное законодательство. Предстоит большая работа, но цель оправдывает средства.
Что же конкретно? Прежде всего в ФЗ 209 от 24.07.2009 надо ввести понятие и дать определение трофейной охоты и охотничьего трофея. Я предложил бы следующее.
Трофейная охота — охота с целью добычи экземпляров охотничьих животных с выдающимися трофейными качествами, охотничьих трофеев.
Охотничий трофей — часть тела охотничьего животного, остающаяся практически неизменной после разделки и переработки туши (тушки) животного, подлежащая последующему измерению и оценке в соответствие с международными правилами.
И еще. Трофейная охота проводится в тех охотничьих хозяйствах, где достигнут высокий уровень численности охотничьих животных и организован систематический учет трофейных экземпляров. Отстрел, добыча трофеев ведутся по специальным лицензиям (разрешениям) на трофейную охоту.
Горячие головы сторонников трофейной охоты предлагают решать вопрос более радикально и сразу ввести обязательное измерение и регистрацию всех добытых трофеев. Это, конечно, перебор.
Развитие трофейной охоты при условии ее регулирования надо не насаждать, а стимулировать, предлагая тем пользователям, которые берутся за ее развитие и организацию, различные льготы и преимущества, но при условии, что они сумеют доказать свою состоятельность в этом вопросе.
Для этого в соответствующих подзаконных актах, инструкциях, приказах, и прежде всего в правилах охоты, следует определить порядок организации трофейной охоты в России, как то: обозначить требования к хозяйствам, которые будут допущены к организации трофейной охоты, перечень предоставляемых услуг и, может быть, даже минимальные цены на трофеи. Ведь охота в современных условиях имеет затратный механизм и возмездный характер. Действительно, трофейные экземпляры имеют особенную ценность для развития и поддержания популяций диких животных, а потому их изъятие должно быть научно обоснованным, регулируемым и подконтрольным.
Другим важнейшим шагом к цивилизованному регулированию трофейной охоты должно стать нормативное разделение лицензий (разрешений) на трофейные и обычные, для любительской охоты. Причем с таким порядком пользования, чтобы (и это очень важно) по обычной лицензии было совершенно невозможно отстрелять трофейное животное. Такой нормативный документ фактически легализует трофейную охоту как одно из направлений охотпользования, придаст ей государственную значимость.
Стоимость добычи трофейных животных, безусловно, должна быть намного выше молодняка и самок, т.к. именно они являются носителями основной части видового генофонда. Именно так все и происходит сегодня, но, увы, на черном рынке трофейной охоты в России. И нигде в мире престижные трофеи, стоимость которых на международном рынке исчисляется тысячами, а порой и десятками тысяч долларов, не попадают к своим владельцам «мимо» государственной казны и «мимо» отрасли. И тут мы действительно перегнали даже слаборазвитые африканские и азиатские страны.
Отдельному регулированию подлежат сезоны, сроки (продолжительность) и нормы отстрела во время охоты по трофейным лицензиям, что позволит полнее регулировать этот процесс в целом. И это главный предмет стимулирования охотничьих хозяйств к занятию трофейным делом. Прежде всего сюда попадает вся охота на реву, во время гона и т.п. Причем как в смысле ее разрешения, так и в смысле ограничения. Например, охота на самцов косули в летний период сейчас открывается во всех охотничьих хозяйствах, что позволяет желающим добыть пару-тройку козликов «на мясо», не слишком считаясь с их трофейными качествами. А надо, чтобы такая охота открывалась только там, где была соответствующая подготовка, где занимаются разведением косули «на трофей» и т.д.
Отдельно необходимо продумать и законодательно определить порядок и систему государственного контроля: пломбы, специальные метки вплоть до фотофиксации трофея и координат его добычи по GPS специальным контролирующим лицом, уполномоченным государством в особенно важных (дорогих) случаях.
Ну и любая система регулирования, конечно, мертва без серьезного контроля и наказания за ее нарушение (достаточно высокие штрафы или уголовное преследование).
Но важнее всего — разъяснительная работа, чтобы убедить, доказать, достучаться до всех охотоведов и охотников, показав им пользу и личную выгоду от такой работы. Предстоит объяснить, что трофейная охота — это не самоцель, не просто отстрел животного, чтобы заполучить большой и красивый трофей. Это специальная форма охоты на взрослых животных, и только тех, которые достигли стадии между продуктивным и постпродуктивным возрастом, оставили свои гены во многих поколениях, и только тогда могут быть изъяты без всякого вреда, но даже с пользой для популяции, поскольку их отстрел освобождает жизненное пространство для последующих поколений. Только при таком понимании и исполнении трофейная охота становится важным инструментом управления и приносит значительную прибыль длительное время.
Особо я бы отметил еще одно важнейшее условие — государственные гарантии. Важно, чтобы государство гарантировало охотничьему хозяйству предоставление положенного количества трофейных лицензий в лучшие для охоты сроки на долгие годы. Трофейное направление, как никакое другое в охотничьем хозяйстве, создается на протяжении десятков лет, а значит, для его благополучного развития необходимы государственные гарантии целостности хозяйства на десятилетия вплоть до возможной передачи его по наследству. А также привилегии подобно тем, что предоставляются сегодня фермерским хозяйствам в сельскохозяйственной сфере. Что, впрочем, опять же имеет отношение ко всем охотничьим хозяйствам в равной степени.
В качестве первого шага на пути решения этой многотрудной задачи я бы предложил внести изменение в существующее законодательство с целью предоставить органу государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства — Депохоты МПР РФ право регулирования вопросов трофейной охоты в России, а затем создание рабочей группы по организации специализированного, постоянно действующего органа — совета по трофейной охоте. С привлечением в дальнейшем членов этого совета к решению большинства вышеобозначенных задач: обучение, сертификация, контроль и т.д.
И необходимо также активно предпринимать конкретные шаги по измерению, учету и систематизации достижений трофейных охотников на территории России.
По какой из существующих методик измерять наши охотничьи трофеи? Горячие головы выступают с предложением отказаться от международного опыта и разработать свою собственную, отечественную систему оценки. Выглядит патриотично, но неразумно. Во-первых, международными охотничьими организациями уже накоплен богатый опыт в этом направлении, и отрицать это глупо. А во-вторых, изобретая свою новую систему, мы лишаемся возможности сравнивать полученные результаты с мировыми рекордами, выпадаем из базы данных международного сообщества.
В настоящее время есть две самые распространенные системы измерения — CIC и SCI. Для измерения российских трофеев можно разработать и добавить к ним дополнительные критерии, но обязательно сохранить основные параметры измерений. Трудные времена пройдут, а итоги нашей работы останутся!
Надо ли измерять все охотничьи трофеи в обязательном порядке? Думаю, нет. Российские охотники могут это делать по желанию и получать в установленном порядке соответствующие призы и награды, а охотничьи хозяйства тем самым поднимать свой рейтинг. А вот иностранные охотники, пожелавшие вывезти свои трофеи, должны измерить их обязательно. Ни один трофей больше не должен покинуть территорию России без измерения и регистрации.
Чтобы результаты измерений не пропали со временем, необходимо организовать системный учет и накопительную регистрацию трофеев, добытых на территории нашей страны. Надо сказать, такого еще не было в истории России.
С 2009 года по инициативе Московского клуба «Сафари» начато издание специальной «Книги регистрации российских охотничьих трофеев» (КРРОТ). В это издание включаются охотничьи трофеи, добытые на территории современной РФ. Таким образом, «Книга регистрации российских охотничьих трофеев» является первой попыткой систематизированно объединить в одном национальном летописном издании выдающиеся охотничьи трофеи разных видов диких животных, добытых в разное время российскими охотниками и охотниками других стран на территории Российской Федерации.
И в то же время факт издания Книги сделал знаменательный шаг навстречу развитию охотничьего трофейного бизнеса. Кроме зоологических видов, в книге выделено несколько трофейных категорий охотничьих животных. Один и тот же, с точки зрения зоологии, зверь стал считаться разным в зависимости от ареалов обитания. А это для охотников за трофеями — новые поездки, путешествия, а для отечественного охотничьего хозяйства — заработок.
Ведение такого издания в дальнейшем на протяжении ряда лет позволит обнаружить динамику развития процесса. И, возможно, хотя бы частично, позволит восстановить информацию об охотничьих трофеях так бездарно утраченных нашей страной в прошлые годы. И в этом вопросе не лишней была бы государственная поддержка наряду с участием всех общественных охотничьих объединений.
Сложно, хлопотно? Да! Но, как я уже сказал выше, цель оправдывает средства. А наша главная задача в этом случае — цивилизованный подход к решению насущной, реальной на сегодня проблемы трофейной охоты в России, сбережение природных ресурсов, приумножение численности и качества популяций охотничьих животных, приобретение должного уважения в мировом охотничьем сообществе. Ведь нельзя забывать, что охотничьи трофеи — национальное достояние, за которое мы несем ответственность перед будущими поколениями и перед мировым сообществом.
Вероятно, понадобятся десятилетия и смена нескольких поколений, чтобы в России, как когда-то в Европе или в Америке среднестатистический охотник прошел путь эволюции и превратился в цивилизованного участника взаимоотношений с природой, заботящегося о ее сохранении и возобновлении. Но, как говорит известная мудрость, дорогу осилит идущий.
Комментарии (0)