Далеко не всем удается добыть свой желанный летний трофей, необходим опыт, а также знание повадок зверя в тот или иной период года. На охоту на кабана лучше всего отправляться с опытным напарником.
Рассмотрим основные виды охоты на кабана летом.
С ВЫШКИ В ЛЕСУ
Летом прикормочные площадки кабан посещает неохотно, т.к. в данное время он получил необходимый доступ к пище, скрытой в зимнее время под толщей снега. Поэтому правильным будет оснастить прикормочную площадку дополнительно купалкой — ямой с водой вперемешку с машинным маслом, отработкой или другими нефтепродуктами. Летом кабана одолевают всевозможные насекомые. Клещи, комары, мошка, слепни, мухи не дают ему спокойной жизни, а в купалке он защищает свое тело с помощью запаха и грязи.
Принимает кабан такие ванны регулярно. Необходимо вычислить время его прихода с помощью фотоловушки, после чего дождаться и добыть. Способ практически стопроцентный. При охоте с вышки минимизируется риск добычи мамки, т.к. стрельба происходит, как правило, не далее 50–70 метров, времени достаточно, чтобы определить половозрастную принадлежность животного, а значит, и подранок бывает редко, и поросята мелкие не останутся без матери.
Стрелять с вышки можно как из нарезного оружия, так и из гладкоствольного. Использование ночных и тепловизионных приборов увеличивает шансы добычи и сокращает количество подранков в темное время суток, когда кабаны наиболее часто посещают прикормочные площадки.
С ЛАБАЗА НА КРОМКЕ ЛЕСА
С наступлением лета кабан стабильно посещает кормовые поля: вначале с зерновыми, позже с кукурузой и подсолнухом. Присутствие кабана в таких местах вычисляется легко: следы, борозды захода от леса вглубь полей, сорванные колоски зерновых культур, вытоптанные участки поля и потери на земле при жевании колосков. В таких местах охотнику необходимо найти участок поля, который обычно примыкает к кромке леса, с наибольшим числом следов, троп, утоптанных участков, сплевок.
По правилам охоты сегодня даже ночью можно охотиться с земли, то есть дожидаться зверя в местах его постоянного прохода из леса на поле. Чтобы охватить больший участок поля, а также обезопасить себя, охотники устанавливают или строят на крайних деревьях подобие простейшей вышки, где оборудуют удобную стрелковую позицию — лабаз.
Как и охота с вышки в лесу, охота с лабаза эффективна и безопасна. При этом стрелять уже можно на средние дистанции (100–150 метров), а значит, применение нарезного карабина предпочтительнее. Обзорность на поле уже хуже, и времени на подготовку к выстрелу часто не хватает, так как кабан быстро забегает в поле и скрывается за уже выросшими хлебами. Часто можно увидеть, как самка выходит из леса на край поля, прислушивается, принюхивается к возможной опасности. В такие моменты ее легко спутать с секачом или подсвинком (мелких поросят часто не видать), что в охотничьих хозяйствах и среди охотников крайне не приветствуется. Через несколько секунд (а бывает, и минут) мамка командует стаду заходить на кормежку. И вот тут охотнику открывается простор для наблюдения; кабаны разных полов, размеров и возрастов заходят на поле и начинают жировать, чавкая и повизгивая.
Крупные особи гоняют мелких, мамка — всех остальных. Вот они совсем рядом, их видно невооруженным глазом, без приборов ночного видения, и в эти минуты дыхание охотника замирает, слышен только учащенный пульс, писк комаров да возня кабаньего стада. Секач выходит обычно позже. Много раз я замечал, что в лесу при движении на поле его не слышно, но он обязательно перед выходом хрустнет сухой веткой или шумно втянет воздух. Если ему что-то не нравится, он может простоять на кромке леса, не показываясь на глаза, тридцать и более минут, а потом и вовсе уйти, громко пфукнув.
НА КАБАНА С ПОДХОДА
Как подходить к кабанам? Как подходить ночью? А если нет ветра? Эти вопросы возникают часто именно летом, т.к. погоду предугадать нелегко, а сухая трава на поле или скошенная культура, например убранная пшеница, сильно хрустят под ногами. Именно охоте с подхода нужно учиться, пробовать подходы без оружия. Если на вышках и лабазах многое решают удача и случай, то в охоте с подхода важны опыт и мастерство.
Подходить можно как на убранном поле, так и на несжатом, как на поле с травой, где кабан мышкует или роет личинок майского жука, так и в лесу. При подходе днем мы видим зверя глазами, а ночью он то появится, то пропадет в траве, овражке или за кустами. Ночная охота, по моему мнению, самая эмоциональная, но и самая опасная, я уже не говорю про добор подранка.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ПОДХОДЕ
1. Подходить нужно против ветра. Даже если вам кажется, что ветра нет, движение воздуха все равно есть, главное, чтоб это движение было от кабана к охотнику, а не наоборот. Даже если для этого нужно перемещаться на другой край поля и начинать подход снова, это необходимо сделать. Как только кабан учует посторонний запах в дикой природе, он сразу убежит в лес, а чувство обоняния у него развито идеально. Раньше так и говорили, что кабан видит носом. Сколько неудачных подходов было у меня и моих друзей — не сосчитать! Наверное, 90 %, не меньше. Движение воздуха хорошо проверять перед самим подходом, после обнаружения зверя или до охоты, с помощью сигареты или спички (понятно, что вдалеке от места с пасущимися кабанами дым все равно потянет в какую-то сторону). Идеальной же будет ветреная погода, а если с дождем, то еще лучше.
2. Подходить нужно максимально осторожно и тихо, ступать аккуратно в междурядье, по меже, по пашне, по дороге, по траве, чтобы было минимум сухих растений под ногами и посторонних предметов. Если подход ночной, то необходимо постоянно наблюдать за зверем: тянет голову кверху — «нюхает опасность», значит, не нужно торопиться, пусть успокоится и снова начнет жировать, только после этого начинаем снова подходить. Порой, кабаны обнаруживали меня с 200 метров по шуму или по запаху, срывались и убегали в лес. Хотя, надо отметить, были случаи, когда я подходил обычным шагом на 40 метров к зверю, и он даже не смотрел в мою сторону. В лесу ночной подход крайне сложен и опасен: деревья, ветки не дадут нормально скрасть кабана. Торопиться при подходе не нужно, кабаны долго ужинают, да и если убежали без выстрела, то через день снова выйдут, не надо отчаиваться.
3. Подходить к зверю необходимо, используя естественную маскировку: деревья, кусты, высокую траву, бугор, овраг, пригорок и т.п. Особенно в лунную ночь. Вообще охота при луне крайне неэффективна, все звери в это время очень осторожны. Однажды в лунную ночь я с высокого бугра наблюдал подход своего друга к семье кабанов, отчетливо видел, что тень охотника в тот момент расходилась в несколько сторон, и местами ее длина достигала нескольких метров. А как только кабаны видят движение тени охотника, они убегают. Друг в итоге удачно подошел к кабанам, но это было с третьей попытки, так как опытные животные словно чуяли, что он приближается, и начинали смещаться дальше по полю. Поэтому подходить в безветрие хорошо по периметру поля, прячась за тени деревьев, а не напрямую, как многие делают, увидев в поле животное.
При охоте с подхода идеальным оружием будет карабин, а необходимым атрибутом — разного вида упоры. Подход отнимает много сил, прицелиться с рук весьма сложно, а вот трипод или монопод дают возможность сократить колебания карабина и сделать точный выстрел. Использование ночных и тепловизионных прицелов со встроенным дальномером значительно упрощает определение расстояния до зверя в темное время.
С целью донести свои мысли и умозаключения до читателя опишу одну из своих охот с подхода, происходившую в начале августа прошлого года.
Итак, 18:00. Жара +28 °C. У нас с друзьями три лицензии на взрослое животное. Заполнили необходимые документы, провели инструктаж и за приятными охотничьими беседами скоротали время, пока тряслись на уазике до поля. Место охоты для организаторов стандартное, для нас новое. Убранное поле пшеницы, светит луна, ветер едва чувствуется.
Охотовед зажег у машины спичку и сразу затушил. Дым показал направление ветра. Отметили, запомнили. От машины отошли метров на 150 и решили понаблюдать, дождаться густых сумерек. С помощью тепловизионной техники процесс наблюдения и выслеживания упрощен и интересен. Наблюдения в тепловизионные монокуляры за час не выявили никаких «теплых объектов», и мы решили прогуляться без опаски по убранному полю. Первое поле мы прошли за час, второе — еще за 40 минут. Яркая луна, как будто специально, поднималась все выше и выше, освещала нас и поле с такой силой, что в 23:00 на 250 метрах я увидел мышкующую лисицу без всяких приборов.
— Алексей, по-моему, сюда никто не выйдет! — сказал мой напарник, охотовед со стажем Иваныч.
Стоит отметить, что хозяйство, куда мы были приглашены, нам сразу понравилось. В ведении охотничьего хозяйства нам учиться, учиться и еще раз учиться. Охотовед лично сопровождал меня всю дорогу, говоря мне, как себя вести в тот или иной момент. Мне такая организация охоты была крайне непривычна, потому что я привык полагаться на свои силы и методы, либо на мнение и опыт моего друга, который много лет назад привел меня в ночную охоту, и все же я слушал, все, что говорил мне сопровождающий. Охотовед оказался грамотным охотником, и даже по тому недлительному общению на полях и в дороге я понимал, что передо мной истинный профессионал.
Перебравшись на маленькое поле скошенной пшеницы, мы буквально сразу увидели в 400 метрах от нас стадо кабанов, которое возникло словно из ниоткуда. Поле окружал лес и две посадки: ровный прямоугольник 800 на 600 метров. Луна светила, как прожектор, а ветра все не было; сухие стебли впивались в сапоги, и казалось, что шум от наших шагов слышен на другом конце поля.
— Давай дойдем до них по краю поля. Тень от деревьев будет скрывать наши тени от луны, силуэты будут размываться на фоне леса, как думаешь?
Впервые за всю охоту этот строгий человек спросил моего мнения. Я видел, что он просчитывает идеальный вариант подхода к долгожданному трофею и волнуется не меньше, чем я.
— Я думаю точно так же, только предлагаю сойти с поля и идти травой, чтобы не хрустеть, таким образом, мы сможем дойти до места выхода кабанов на это поле и уже оттуда произвести прицельный выстрел или подойти еще ближе.
В глазах моего сопровождающего что-то изменилось, и он, ничего не говоря, сошел первым с убранного поля.
Подходили мы долго, тихо и осторожно. В очередной раз промерив дистанцию, мы поняли, что находимся на расстоянии уверенного выстрела, а предполагаемая добыча — двухлетние кабанчики, все одного размера.
Установив треногу, я прицелился по крайнему справа кабану, так как разглядел в нем все признаки самца: горб повыше, сам короткий, но сбитый. Четкий выстрел в шею разорвал тишину, и зверь, мгновенно подломившись в ногах, рухнул на месте как подкошенный.
Добычей стал, как я и думал, упитанный секачик. Пока заполняли документы, шкурили зверя, не заметили, как пролетело время, домой вернулись в четыре утра. Как же приятно было общаться с грамотным человеком и охотником! За время, проведенное с ним, я много узнал об его отношении к организации охоты, о негативных случаях в процессе его работы, после чего понял, почему он организовал охоту в угодьях именно таким образом. Чтобы свести к минимуму всевозможные риски, он практикует два вида охоты в хозяйстве: либо с вышки на прикормочной площадке, либо на поле с подхода, но только в сопровождении егеря или охотоведа.
Отличная охота получилась! И запомнилась она мне именно организацией и контролем самого процесса — от инструктажа до разделки добытого трофея.
Комментарии (0)