Оно продлится до того момента, пока талые весенние воды не начнут поступать под лед, неся кислород.
Период глухозимья характеризуется, прежде всего тем, что активность рыбы резко снижается.
Быстрее всего «умирают» небольшие непроточные водоемы, и чем больше в них растительности, тем быстрее.
Однако, если поблизости нет другого водоема, а времени на ловлю мало, то не стоит бросать любимого занятия. Стоит приспособиться к конкретному водоему.
На что стоит обратить внимание. Во-первых, места кормления окуня, плотвы, пескаря и щуки в прудах зимой не совпадают с летними местами. Рыба не то что концентрируется в определенных точках, она остается активной в каких-то конкретных местах. Я раньше считал, что точки активности определяются или притоком воды из ручья, или подводным ключом, но затем понял, что это не так. Просто по совершенно непонятным причинам на водоеме есть точки, в которых рыба сохраняет активность всю зиму, а летом их покидает.
Как найти такие точки? Если водоем невелик, то одну из них можно обнаружить в течение двух-трех, часов, когда повезет. Но для этого нужно работать. Поиск заключается в том, что, делая лунки от глубины в двадцать сантиметров через каждый метр, ищется нижняя береговая бровка. В прудах, как правило, за этой бровкой начинается стол, переходящий в русло или яму. Наиболее перспективны лунки над бровкой или немного ближе к берегу. То есть тот уровень, где заканчивается прибрежная подводная растительность. Легче всего здесь обнаружить окуня, для этого нужно перемещаться по обнаруженному уровню вдоль берега, сверля лунки через каждые 3–4 метра. Если активный окунь есть, то достаточно десятка проводок мормышкой, чтобы вызвать хватку рыбы. Очень важно то, что мормышка должна быть микроскопической, на леске не толще 0,06 мм. На крючке – самый мелкий мотыль или репейник. Если окунь обнаружен, то здесь же на зорях весьма вероятны единичные поклевки плотвы. Здесь же можно попробовать поставить жерлицы на щуку. В качестве живца используются верховка или мелкий пескарь. Должен заметить, что поймать щуку на живца в закрытом небольшом водоеме сейчас настолько большая удача, что стоит учредить отдельную награду рыболову, например, «за щуку, пойманную в ванной».
Намного лучше обстоят дела на прудах и небольших «водохранилищах», которые образованы с помощью плотин на реках и ручьях. Зачастую такие водоемы оказываются весьма перспективными по нескольким причинам.
Во-первых, уровень воды в них не меняется в течение сезона, и рыба придерживается совершенно определенных мест. Зимние места стоянок меняются только в соответствии с концентрацией кислорода и с наличием естественного корма в данном месте.
Во-вторых, рыба сохраняет достаточную пищевую активность, что дает реальный шанс найти ее в течение рыбалки. Однажды приспособившись к нюансам ловли на таком водоеме, можно посещать его в течение всей зимы и всегда быть с более или менее достойным уловом.
В-третьих, с каждым разом вы будете тратить все меньше и меньше времени и сил на то, чтобы искать рыбу и подбирать оптимальный вариант ловли. При этом нужно иметь в виду, что с каждым днем клев становится все более «слабым», то есть все чаще придется менять леску на все более тонкую, оснастку на все более деликатную, а приманку на все более мелкую.
Стоит обратить внимание рыболовов на то, что в проточных прудах к середине зимы плотва, окунь, подлещик и даже карась переходят от питания мотылем к поискам каких-то специфических личинок, ракообразных и червей. В силу этого придется сменить поплавочные оснастки на безнасадочные приманки – мормышки, нимфы, чертики и даже блесны. Не секрет, что в закрытых водоемах с хорошим кислородным режимом лещ и даже карп соблазняются в глухозимье «балдой», блесной и даже живцом, то есть приманками, которые сразу же дают запас энергии на несколько дней. Кстати, крупная рыба в таких водоемах ведет себя практически одинаково, то есть старается ухватить кусок и неделю не искать корма. Причем кусок исключительно животного происхождения! Искать рыбу стоит как около границы подводной растительности, так и на глубинных столах и верхних бровках ям и русел.
Другое дело, если у вас есть возможность потратить на рыбалку два или три дня свободного времени. Стоит обратить внимание на большие водохранилища, в которых так или иначе идет водообмен, что позволяет поддерживать относительно низкую, но постоянную активность рыбы. В водохранилищах сейчас достаточно просто найти «живцового» окуня на глубине не более метра. Весьма затруднительно найти стоянку активной плотвы. Поиск плотвы на водохранилище сейчас может стать схожим с поиском стаи судака. То есть, если вы рассчитываете на ловлю этой рыбы, то нужно заведомо знать места ее кормежки. Или искать «бригадным» способом, что вряд ли целесообразно.
Большинство московских рыболовов переключается на ловлю подлещика. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что лучше искать свое место для ловли на «чистом», не засверленном месте в стороне от толпы рыболовов. Прежде чем прикармливать лунки, даже на хорошо известном месте, стоит с помощью эхолота посмотреть, на каком горизонте стоит рыба. Если рыба поднялась в полводы, то в придонных слоях клева не будет, прикормка не подействует. В таких случаях я лично или беру чертика, или перехожу на поиски окуня. Крупный окунь уже занял свои привычные зимние места с магической глубиной около пяти метров. Если на этой глубине прикормить несколько лунок, то вполне вероятно, что ближе к вечеру здесь же начнет крутиться и плотва. Клев на водохранилищах становится нестабильным и сильно зависящим от погоды, поэтому самыми перспективными становятся реки.
Лед на реках, даже с сильным течением, сейчас достиг хорошей толщины, но бдительность терять не стоит, поскольку промоины встречаются на каждой реке. К тому же, существует еще одна неприятность – наледь. Это слой воды на льду под коркой снега или наста.
На небольших реках рыба концентрируется в местах без течения и со слабым течением. Стрежня придерживается ерш, иногда крупная плотва и лещ. Наиболее перспективны на любой реке места на границе течения и стоячей воды. И неважно, где эта граница находится, на выходе из залива, за поворотом реки или непосредственно у берега. Лишь бы глубина была достаточной. На небольших реках глубина может быть около метра, а на больших реках три и более метров. Не знаю почему, но лично мне нравятся места с глубиной от двух до шести метров, если я настраиваюсь на ловлю плотвы или окуня. Тактика ловли на реках имеет ряд особенностей. Во-первых, тактика не так привязана к прикормке, как на водохранилище. Во-вторых, тактика строится исходя из того, что рыба перемещается.
Последняя особенность наиболее характерна для зарегулированных рек, таких как Волга.
Здесь наблюдаются не только сезонные изменения уровня воды и силы течения, но и суточные. Суточные изменения зимой не так заметны, как летом, но они есть.
Когда течение становится совсем слабым, крупная рыба начинает гулять по подводным глубинным столам и относительно хорошо реагирует на прикормку. Когда течение становится самым сильным, рыба перемещается к границе течения, заходит в глубокие заливы, но предпочитает стоять ближе к выходу из залива.
Самыми хорошие местами для поиска рыбы на реках, вне зависимости от силы течения, расположены за косами.
Очень хорошо, если от берега уходят несколько подводных кос, которые расположены на расстоянии десятка метров друг от друга. В зависимости от силы течения, рыба стоит или непосредственно на вершине косы, или за ней, на склоне. Особенно любит стоять на склоне косы плотва, здесь она концентрируется в большие стаи и весьма активна.
Хороши места, где берег резко обрывается в глубину и первая бровка находится на глубине 2–3 метра. Здесь плотва и окунь стоят точно на границе течения и стоячей воды.
Не стоит забывать, что на реках рыба может подняться и брать в полводы, причем весьма активно. Поэтому на реки я беру блесны, балансиры или нимфы и чертики.
Комментарии (0)