Зыбучий песок

Изображение Зыбучий песок
Изображение Зыбучий песок

Я как и большинство, почему то считал, что зыбучие пески-это где то вообще в пустынях и не про нас. И вот один раз нарвался! Причем серьёзно попал. Это был один из немногих по настоящему опасных случаев.

Ситуация такая: Песчаный берег реки. Вот этот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нас трое и нам надо сплавляться. Но ветер встречный и приходиться тащить лодки бечевой вдоль берега.

Изображение
 

Вот здесь это и случилось:

Изображение
 

Иду по кромке воды, тащу эти две лодки на бечеве. Если бы шел не останавливаясь, то ничего бы не заметил даже. Но веревка в этом месте запуталась и я остановился распутать. Песок под ногами плотный, но блестит от воды.
И вдруг вокруг моих ступней начинают бить прямо из песка множество фонтанчиков водяных. И одновременно с этим, песок под ногами стремительно разжижается и течёт. За какой то десяток секунд я уже погрузился по колено, пока соображал в какую сторону метнуться.
Ихтиолог и напарница стоят в 10 метрах от меня и не понимают. Я начал рыпаться, рваться из ловушки, но как только ноги пришли в движение фонтанчики вокруг меня забили с большей силой, вода из под песка вытиснилась и на её место вниз пошел песок вместе со мной.
Я оказался уже погруженным по бедра. А мокрый песок это не болотная трясина - в нем не побарахтаешься. Я понял, что попался всерьёз и продолжаю погружаться.

Тут я уже на полном серьёзе заорал своим товарищам: «Тону!» и упал на брюхо, хоть и жалко было бинокля, сигарет и полевой записной книжки, что лежала в нагрудном кармане. Но это не помогло, возможно надо было падать на спину. Но на спину падать уж больно страшно.

Мои товарищи бросились меня спасать. Ихтиолог отчаянным броском ринулся мне помогать и ... тут же стал тонуть рядом со мной, а напарница увязла лишь одной ногой. Кажется, я её выталкивал и орал, что бы толкнула нам лодку.
Лодка груженая и по песку её к нам не очень то и толкнёшь. Но она худо-бедно справилась.
Самое удивительное, что всё это происходило не в воде, а на берегу, и практически на сухом месте. Только 3-4 см прозрачной воды было над песком. И лодка тоже стояла полностью на твёрдом грунте.

За это время ихтиолог уже погрузился по середину бедра, а я барахтаясь лёжа в тяжеленной жиже успел освободить одну ногу и стал её закидывать в лодку.
Но тут товарища стало ещё быстрее засасывать, его охватила паника и с криком «вот где оказывается моя могила!» он вцепился мне в ногу, которую я уже почти занёс в безопасную лодку… Я сорвался и мы продолжили барахтание вместе… Второй раз у меня опять почти получилось, но меня опять хватают за ногу и вот тут и меня охватила паника… Я, такая неблагодарная скотина, лягнул этой схваченной ногой своего спасителя и разбил ему лицо. Мне до сих пор стыдно за содеянное.

От неожиданности такого хамского обращения с сотрудниками, он выпустил мою ногу, и мне наконец-то удалось ввалиться в лодку. Оперевшись на её бортовой баллон, я схватил его под мышки и стал тащить к себе. С тем же успехом я мог бы пытаться вытащить замытое дерево со дна реки…

И вдруг… всё кончилось!
Фонтанчики разом перестали бить из-под земли. Вода, которая тонким слоем покрывала место нашего барахтания, схлынула в реку. Песок перестал блестеть и на глазах стал спрессововаться, быстро высох и будто бы окаменел.

Я сижу как дурак в лодке, посреди песчаного пляжа. Рядом, почти по пояс в грунте, стоит зацементированный напарник. А напарница, невдалеке, продолжает безуспешные попытки попасть в нас верёвочной петлёй…

Всё это длилось наверное минуты три. Но наши мучения продолжались ещё долго.
Я спокойно вышел из лодки на плотнейший песок. Голова напарника упирается мне в пупок. Он вообще не может двинуть ногами, его буквально зацементировало!

Тащили мы его вдвоём , помню, очень долго. Минут наверное более двадцати, если не больше - так он крепко влип.
С большим трудом ему удалось немного расшататься, хотя бы настолько, что бы вынуть ногу из болотного сапога! Выдернули его из сапог!

И тут песок схлопывается вокруг пустых сапог, плющит их, и наружу торчат только лишь тесёмочки от голенищ. Босиком он начинает крадучись двигаться подальше от реки к коренному берегу. Мы тоже пошли аккуратненько на цыпочках рядом.

В общем, в этот день мы уже не стали продолжать наш путь. Сушились, выковыривали из разных мест мокрый песок, стирали одежду, и переживали событие лечась спиртом.

Всё было позади и мы уже со смехом вспоминали случившееся.
(Это наша спасительница)

[img=18226

Правда потом была великая проблема достать захороненные сапоги. Стальной миской мы откапывали по чайной ложке большую яму вокруг сапог, буквально соскабливая грунт тонким слоем. настолько он стал плотным. А ведь был жижей, которая нас чуть не поглотила.
И всё это было в 200 км от ближайшего жилья, и на реке за месяц не встретили ни одной лодки! Даже сейчас страшновато вспоминать.

Потом мы продолжили выбираться в цивилизацию, но тащить лодки по опасной кромке было очень неуютно, надо сказать. И вывезти нас было некому. Обычная моторка по этой реке не может пройти.

Хорошо, что за нами выслали вот такую технику, а то бы мы осторожными шажками выбирались до самой зимы.

Изображение
 

Этой штуке ничего не страшно! Ей вообще «по барабану» - что вода, что песок.

Изображение
 

Потом мы пытались понять природу этого процесса и даже ставили эксперименты. Но уже очень осторожно и страховали друг друга. И всё равно было страшно.
Вот примерно начало процесса погружения, только фонтанчики низкие совсем. Чем больше топаешь- тем активнее погружаешься.
Обратите внимание - вокруг песок сухой. И то место куда проваливается девушка тоже минуту назад было сухим.

Изображение
 
Изображение
 
Изображение
 


А вот что остаётся на месте этой линзы зыбучего песка, когда из под нас схлынула вода.

Изображение
 

Очень странно, что раньше я не встретил в литературе ничего подобного о таких явлениях. К сожалению, пришлось учиться на собственном опыте и испытать на своей шкуре.

Зато после этого я смог разгадать загадку, над которой ломал голову с прошлого года!
За год до этого события, случилось мне найти у кромки берега два оленьих трупа.
Вернее нашла их Чернуха, и очень этому обрадовалась.

Изображение
 

Вроде бы ничего особенного - ну плавают два обглоданных оленя у берега.

Изображение
 

Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они не плавали, а СТОЯЛИ в воде на прибрежном мелководье. Вернее стояли их ноги, а сами они давно упали, вывернув суставы, и орланы успели счистить с их костей всё мясо.

Изображение
 

Их ноги по самые колени были погружены в дно.
А я стоял рядом и никак не мог понять. Ведь олень- вездеход тундры! Почему их широкие копыта погрузились в такое плотное дно, а я стою как на асфальте?
И только после того как сам угодил в такую ловушку, я понял в чем было дело. Они зашли в воду охладить больные копыта и попали на вот такую же линзу зыбучего песка. А после того как погрузились, вода сошла в реку, дно схватилось как цемент в тазике, и они оказались в смертельных тисках…

Тогда мне стало понятно почему в тундре так часто находят почти целых доисторических животных. Они просто тонут целиком в этой няше. И из-за своего веса не могут вовремя вырваться.

Страшная смрть - быть замурованным на воле.