Omnia mea mecum porto (все своё ношу с собой)

Изображение Omnia mea mecum porto (все своё ношу с собой)
Изображение Omnia mea mecum porto (все своё ношу с собой)

Наступило время охоты на копытных. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что простому охотнику более доступна загонная охота. Она объединяет в себе, как говорится, приятное с полезным: и охотничью страсть на номере, и приятное времяпрепровождение, и общение с товарищами, а если повезет, то и солидный во всех смыслах трофей.

Немаловажно в наше время и то, что финансовые расходы, в отличие от, например, охоты с вышки, можно разделить между всеми членами команды, что не
так накладно. Но вместе с тем коллективная охота накладывает и обязательства на каждого участника. И это не только ответственное отношение к выстрелу, от которого может зависеть успех всей охоты, но и подготовка каждого члена команды.

В этом году мне повезло поохотиться в одном из охотхозяйств на западе Московской области, где летом у членов нашего общества проходила отработка трудоучастия. У нас была лицензия на взрослого лося. Команду на эту охоту наш председатель составил из опытных и надежных людей. В ночь накануне охоты ударили первые небольшие заморозки, покрыв тонкой коркой льда воду в канавах и колеях. На следующий день первые два загона были неудачны.

В третий раз егеря расставили номера на разбитой, частично заболоченной дороге. Так как многие в команде были во-оружены нарезным оружием и их сектора обстрела были, естественно, весьма значительны, то самые дальние номера ушли на несколько километров. Естественно, что молодой бык вышел на один из последних номеров.

Передав по цепочке радостное «Дошел!» и дождавшись снятия с номеров, мы собрались вместе и, поздравив отличившегося стрелка, стали решать, как вытаскивать добычу. Один отчаянно смелый участник нашего коллектива решился подъехать на своем внедорожнике к месту событий, но, преодолев меньше половины пути, здраво рассудил, что лучше вытаскивать из болота несколько десятков килограммов мяса, чем полторы тонны железа, и остановился. Вот тут и пригодился простой набор, который я всегда стараюсь носить собой.

Этот набор посоветовал мне когда-то уважаемый в среде столичных охотников Эдвин Рудольфович Майер, многолетний председатель Общества охотников и рыболовов Центрального административного округа города Москвы. Когда-то, еще начинающим охотником, я пришел в Общество перед началом весенней охоты. Мы немного поговорили об охоте, а в конце разговора председатель задал мне вопрос – «Не хочет ли Шульгин (он часто называл людей только по фамилии и сам представлялся также) съездить на загонную охоту осенью?». Когда я с радостью согласился, он внес меня в какой-то свой список, и на этом мы распрощались.

Прошли весна и лето, подходила к концу осень, и я уже забыл о том предложении. Но вот в начале ноября у меня раздается телефонный звонок, и, представившись в своей манере, Эдвин Рудольфович спрашивает, нет ли желания съездить на загонную охоту на кабана в одно из подшефных обществу хозяйств? Конечно, желание съездить на охоту у охотника есть всегда, но нужно было решить домашние дела и отпроситься в пятницу пораньше с работы. Поэтому я попросил разрешения дать ответ чуть позже.

Следующим вечером я приехал в Общество с двумя целями – конечно, дать согласие на участие в охоте, а еще попросить совета в подготовке к моей первой коллективной охоте на копытных. Майер, как всегда лаконично и дружелюбно, объяснил свои принципы в отношении к данной охоте. Один из главных моментов – это ответственное отношение к выстрелу, ведь когда на стрелка выходит зверь, это не только большая удача, но и большая ответственность, и большая надежда для всех других участников охоты.

На мой вопрос, что важно иметь с собой на такой охоте, кроме, конечно, хорошо пристрелянного пулей ружья, он ответил, что в его рюкзаке на номере или в загоне всегда есть фонарик, термос, нож, топор, веревка, компас и желательно аптечка. Все остальное можно оставить в машине или на базе, а вот без этих вещей бывает очень трудно. Ведь часто случается, что крупный зверь добыт далеко от дороги, и чтобы дотащить его до машины, приходится разделывать прямо на месте, делать приспособления из подручных средств для переноски добычи, а тут без топора, ножа и веревки не обойдешься.

Эта работа, бывает, занимает много времени, и тащить добычу по буреломам и болотам порой приходится уже затемно, для чего и нужен хороший фонарик. Да и подранка найти он поможет. Если же тебе выпало идти в загон, да и просто, чтобы не плутать, естественно, нужен хороший компас. А согревается, конечно, каждый по-разному, но в лесу с оружием лучше чаем. Про аптечку можно сказать только одно – дай Бог не пригодится. Вот такой нехитрый набор.

Вот уже несколько лет нет с нами Эдвина Рудольфович Майера, однако данному им совету я стараюсь следовать всегда. Собрав такой комплект, приспособив для этого обычный солдатский вещмешок, я стараюсь не забывать его брать на охоту. Правда, иногда это вызывает недоумение и вопросы, зачем тащить за спиной, кроме ружья, еще и нелегкий мешок.

Ну ладно, там нож и, в конце концов, термос, а остальное могло бы и в машине полежать. И действительно, я охочусь в Московской области, где часто есть возможность выставлять и снимать номера прямо из машины и нет необходимости в разделки добычи на месте. Но случается и иначе.

В это раз пригодился почти весь набор, без дела остались только веревка и компас. Ножами и топором при свете фонариков мы быстро и дружно разделали добычу и, погрузив ее на заготовленные с помощью топора палки для переноски, двинулись к поджидавшей нас машине. Шагая под становящимся с каждым шагом все тяжелее грузом, я думал, как хорошо, что когда-то давно умный человек дал мне простой совет, и как было бы плохо, если бы я ему не последовал.