Изображение За горбачами-разбойниками
Изображение За горбачами-разбойниками

За горбачами-разбойниками

Заметно короче стали дни, прохладнее ночи, а в низины чаще опускаются седые туманы. Уж совсем недалеко время, когда наступят ненастные дни, польются осенние серые дожди. Такая мрачная погодная перспектива может расстроить кого угодно, но только не заядлого рыболова.

Ибо истинный любитель рыбной ловли знает: именно в начале осени наступает благодатное время охоты за хищной рыбой. У хищников в эту пору начинается осенний жор, который продолжается вплоть до ледостава.

Однако не будем пытаться объять необъятное – обсуждать ловлю хищника вообще, а поговорим на конкретную тему – об охоте на полосатого разбойника окуня. Во-первых, окунь – наиболее распространенная хищная рыба наших водоемов. А во-вторых, его можно ловить самым разнообразными снастями, в том числе и поплавочной удочкой.

У ПОДВОДНОГО ОВРАГА

Самые волнующие воспоминания о крупных горбачах в начале осени связаны у меня с рыбалкой на Шатурских озерах. Помнится, приехал на озеро Заморное, выплыл на лодке к своим привычным местам половить плотву. И тут невольно обратил внимание на удивительную картину: поверхность воды вокруг будто закипает, сплошные всплески на довольно большом участке сопровождаются характерным шумом. Я пригляделся и понял: это окуни, собравшись в стаю, охотились за мелочью. При этом стая не стояла на месте, а медленно двигалась в определенном направлении.

Оценив обстановку, я отказался от намерения ловить плотву, решил переключиться на окуня. Быстро размотал удочку, нацепил на крючок извивающегося червя и забросил подальше от лодки, в сторону жирующей стаи. Учитывая, что окунь гулял у самой поверхности, спуск установил небольшой, всего около метра, хотя глубина там была не менее пяти метров. Однако ожидаемых поклевок не последовало.

Но все же очень хотелось поймать полосатого разбойника. Рыбацкое чутье подсказывало: если окунь сейчас жирует, то не может быть, чтобы он не клевал. Только надо сменить тактику ловли и найти подходящее место.

И тут я вспомнил, что вдоль искусственной дамбы, пересекающей озеро, пролегает своего рода овраг, вырытый земснарядом для углубления водоема. А ведь известно, как любит этот полосатый хищник прогуливаться у подводных бровок, у резких переходов мели в глубину. Вот и решил подплыть к тому подводному оврагу, половить у самой его границы, где мель обрывается и резко начинается глубина.

Заякорил лодку так, что задний груз лег на дно на глубине чуть более метра, а передний – на глубине более четырех метров. Настроил удочку, с помощью глубомера установил спуск с таким расчетом, чтобы наживка находилась примерно в 20–30 сантиметрах от дна. Насадил красного червя и забросил. Взялся настраивать вторую удочку. Но не успел это сделать, как поплавок чуть дрогнул и резко ушел под воду. Быстро подсек. Удилище согнулось, рука почувствовала приятную живую тяжесть. Добычей оказался окунь граммов на четыреста. Началась увлекательная, редкая по результативности рыбалка.

Душа радовалась тому, что догадался приплыть сюда, к этому подводному обрыву. Ближе к полудню клев ослаб, но я был доволен: к этому времени уже поймал около шести килограммов крупных окуней. И невольно задался вопросом: почему окунь полностью игнорировал червяка, когда я забрасывал его в жирующую стаю? И почему он жадно хватал эту же приманку здесь, у подводного оврага?

Видимо, в первом случае внимание хищника было сосредоточено только на рыбьей мелочи, ему было не до червя. А тут, у стены подводного оврага, выбора у него не было и он хватал червя. Возможно, есть тут и какие-то другие причины.

НЕПОГОДА – НЕ ПОМЕХА

Как это ни странно, но не раз я убеждался, что окунь лучше ловится в ненастную погоду: в дождь, слякоть, холод, сильный ветер. Выходит, такая непогода способствует активности хищника, поэтому он более жадно хватает наживку с крючком. В подтверждение сказанному хочется привести типичный пример.

Случилось это опять же на озере Заморном под Шатурой. Как обычно, приехал сюда с ночной электричкой, рассвета дожидался на рыболовной базе. Но вот не повезло: с самого рассвета шел дождь, дул резкий ветер. Пришлось отсиживаться на базе в ожидании улучшения погоды. Лишь около восьми часов утра дождь ослаб, хотя совсем не прекратился. Но ветер еще более усилился, гнал по озеру огромные свинцовые волны.

Долго колебался: выплывать в такую непогоду или нет? И все-таки не выдержал, выплыл. Идти пришлось против ветра. Налегая на весла, медленно приближался к заветному месту – упомянутому выше обрыву подводного оврага. Добрался, заякорился. Настроил удочки, забросил. Поплавки бешено заплясали на крутой волне. Ну, думаю, ни черта тут не заметишь поклевку. Да и какая рыба клюет в такую погоду? Решил для себя: посижу немного, чтобы душу успокоить, и уйду.

Но, как оказалось, замечать поклевку вовсе и не требовалось. Потому что мечущийся на волнах поплавок просто вдруг исчезал из виду. Сначала мне показалось, что поплавок захлестнуло и накрыло волной. Но нет, не видно его секунду, вторую, третью… На всякий случай подсек. Удилище согнулось в дугу, леска натянулась как струна, заходила кругами, рассекая волны.

Стараясь гасить удилищем мощные рывки, я все ближе подтягивал к лодке рыбу. Полосатый горбач весом в 700 граммов (взвесил дома) затрепыхался в сетке подсачека. После такого убедительного начала уже не замечал ни моросящего дождя, ни пронизывающего ветра. Поклевки были редкими, но попадался только крупный окунь. И каждый раз после исчезновения поплавка под воду не надо было спешить с подсечкой, так как поклевки были верными и надежными, без срывов.

Впервые в тот сентябрьский день привез я из Шатуры таких крупных окуней. И еще раз убедился: непогода для хищного окуня – не помеха. А скорее даже наоборот. Ведь сколько раз, бывает, рыбачишь почти в идеальных условиях: тепло, солнечно, тихо. А клева нет. И, напротив, в дождливую ветреную погоду рыба ловится более успешно. Видимо, в оценке погоды у хищника, в том числе и окуня, есть свое мнение и свое отношение. Попробуй тут угадай окуневые пристрастия.

Вот еще подобный пример. На этот раз рыбачил у восточного берега озера Муромского. Был настроен ловить подлещика и плотву. С утра подлещик то и дело «выкладывал» поплавок, садок постепенно пополнялся рыбой. Но ближе к полудню вдруг поднялся резкий восточный ветер. Хорошо, что я находился недалеко от берега, быстро снялся с якорей и подплыл на своей надувной лодке к самому берегу, где из воды выступала плотная стена камыша. Она надежно защищала от порывов ветра.

Изображение Фото: Зайкина Олега.
Фото: Зайкина Олега. 

Заякорил лодку так, что она носом уткнулась в эти камыши. Передо мной предстала просто жуткая картина: по всему озеру гуляли огромные волны с белым гребнем. Озеро словно кипело. А здесь, у густого камыша, было относительно тихо и спокойно. Да и расположенный неподалеку от берега лес заметно гасил порывы ветра.

О рыбалке я уже не думал, решил просто переждать здесь буйство стихии, чтобы затем спокойно выплыть на берег и собраться домой. Но от нечего делать все же насадил на крючок мотыля, забросил. Глубина – около полутора метров. На крючок другой удочки насадил манную кашу в надежде поймать подлещика или плотву.

Поклевка последовала на удочку с мотылем. Вытащил некрупного окуня. Потом – еще и еще. Клевал только окунь. В запасе у меня были и черви, поэтому на крючок второй удочки вместо манки насадил червя. Закинул удочку, но спуск оказался слишком большой, и поэтому поплавок вместо привычного вертикального положения просто лежал на воде. Хотел было отрегулировать спуск как следует, но не успел этого сделать – поплавок вдруг дернулся в сторону, затем встал вертикально и тут же исчез под водой. Я подсек, почувствовал приличное сопротивление рыбы. Вытащил окуня примерно на 300 граммов.

После этого уже не стал менять спуск, а лишь насадил свежего червя и вновь забросил. Поплавок свободно лежал на воде. Но недолго. Опять он чуть качнулся, затем резко принял вертикальное положение и стремительно нырнул под воду. Подсек, вытащил очередного «полосатого». Я одновременно и радовался, и удивлялся. Радовался тому, что неожиданно для себя вдруг начал ловить довольно приличных окуней. А удивлялся странной ловле: окунь почему-то хватал наживку только со дна. Удивительным было и то, что окунь в непогоду собрался именно в затишье у густых камышей. Как будто тоже решил спрятаться здесь от буйства ветра и волн.

Как бы там ни было, но я, увлеченный такой странной и неожиданной рыбалкой, уже не обращал внимания на непогоду, а наблюдал только за поплавками. Понятно, что и на второй удочке установил такой же спуск, чтобы поплавок лежал на воде. И тоже насаживал только червя. Для интереса пробовал ловить с меньшим спуском, когда поплавок стоял вертикально. Но в таком случае поклевки были реже, да и попадался окунь помельче. А со дня брал довольно «товарный» окунь.

Так, неожиданно для себя, я обловился тогда окунями. И опять был немало удивлен тем, как жадно и уверенно хватал «полосатый» наживку в такую явную с человеческой точки зрения непогоду.

В более позднюю осеннюю пору, ближе к ледоставу, клев окуня на червя ослабевает, зато он жадно начинает хватать малька. В этом я неоднократно убеждался опять же на озере Заморном. С мальками тут проблем нет, их всегда можно заготовить на мелководных участках водоема с водной растительностью. Опустишь малявочник в «окошко» среди водорослей, подождешь минуту-две, затем быстро поднимаешь его. Несколько мелких рыбешек снимешь с сетки, опустишь в канну с водой.

Поклевки окуня на малька особенно красивы и решительны. Поплавок в таких случаях обычно резко уходит под воду и не появляется. С подсечкой спешить необязательно, окунь заглатывает малька надежно, сходов почти не бывает.

Что еще почитать