Зябкий морозный воздух, просачиваясь за воротник, заставлял вжимать голову в плечи и поеживаться. Рыбалка сегодня не идет, пройдено несколько километров речного берега, а поклевок почти нет, несколько небольших плотвиц в счет не идут. Испробован почти весь арсенал мормышек, способов проводки, но удачи нет.
Пора бы собираться домой. Но руки автоматически продолжают рыться в коробочке со снастями, оттягивая время прощания с рекой. Невзрачная, неказистая самодельная мормышка, подарок друга юности, с непропорционально большим крючком, уходит под воду. Ветер настойчиво дует, и кивок удочки неприятно реагирует на его порывы. Несколько ударов приманкой по дну и еле заметное покачивание с непрерывным подъемом почти до поверхности. Раз, другой, третий — зацеп. Видимо, подводная ветка или корневище прервали полет свинцового жучка.
Натягиваю леску и играю на ней, как на струне. Бывает, что такой нехитрый способ позволяет избавиться от зацепа. Неожиданно пошла слабина, и белый широкий бок мелькнул в лунке. Адреналин выплеснулся в кровь, вызывая испарину. Спешить не следует, но и медлить не стоит, нужно постараться заставить рыбу войти в лунку. Еще немного усилий и, вытянув губы, лещ показывается под водой. Как обычно, багорик лежит в рыбацком ящике и подать его некому. Опустив ладонь в воду, пытаюсь взять леща за голову, продавив жаберные крышки. Вскоре рыба оказывается на льду. Достойное завершение рыбалки.
Разворачиваюсь в сторону дома, но продолжаю проверять мормышкой незамерзшие лунки. Дрожь кивка выдает поклевку плотвы, и серебряная красавица ложится на островок снега. Как говорится, вечер перестал быть томным. Кажется, даже и небо посветлело. Пытаюсь анализировать ситуацию и тут же вспоминаю предысторию появления этой мормышки в моем арсенале.
Как-то при очередной встрече обменивались снастями, и дружище протянул мне эту самодельную мормышку. «Испытанное средство от бесклевья», — улыбаясь, сообщил он. Еще школьником я сам паял подобные «шедевры». Ничего особенного, жалкое подобие муравья, да еще и отверстие под крючок ушло мимо ушка крючка, скрытого свинцом — явный брак. Но под настойчивые убеждения, что все свои шедевры он выпускает специально именно такими, я осмеять подарок не осмелился. И вот сейчас он «выстрелил».
Конечно, рыба не стала клевать, как из пулемета, но клев явно оживился, и стало гораздо веселее. Присмотревшись к игре мормышки, заметил, что она немного заваливается набок, независимо от того, с насадкой она была или без нее. Это немного напоминало покачивание лодки при бортовой волне. И рыбе это нравилось. Часто она атаковала мормышку еще при свободном падении. Опускаясь в толще воды и продолжая покачиваться, она имела неоспоримое преимущество перед уже привычным вольфрамом.
При следующей встрече я уже специально попросил друга показать его самоделки. Форма тел мормышек была одинаковой, отличались они только величиной капелек свинца и размером крючка. Причем все крючки были из карповой серии, но небольшого размера. Именно для того, чтобы уверенно вываживать крупную рыбу.
Солидные карась, лещ, плотва и окунь частенько соблазнялись подсадкой в виде кусочка светлой пористой резины из водительского кресла старого автомобиля или комочком черной микропорки. На подсадку червя или мотыля у меня острее реагировали голавли, что нехарактерно для зимы, и окуни. Есть в арсенале друга и очень крупные, несколько напоминающие мини-джиг мормышки. Это специально для ловли карпа летом на боковой кивок. И трофеи под четыре-пять килограммов весом не редкость, лишь бы снасть выдержала.
В тех водоемах, где рыба ощущает сильный рыболовный прессинг, она более подозрительно относится к приманкам. Бойлы на дне, крупяные смеси порой не приманивают, а скорее настораживают придирчивую рыбу, поклевки редкие и часто происходит в ночное время, когда основная масса рыболовов спит или готовится к завтрашней рыбалке. Но часто даже сытая или осторожная рыба атакует мальков и «козявок», растаскивающих корм, а нам только это и нужно. Но, видимо, только вертикальная составляющая игры даже с горизонтальной проводкой менее привлекательна, чем с дополнительным поперечным колебанием. Зимой, кстати, как показала практика, такая игра не менее востребована.
Любой рыболов, мало-мальски знакомый с паяльником, может изготовить приманки в домашних условиях. Главное правило: не вдевать нихромовую проволочку в ушко крючка, а располагать ее рядом, ближе к краю тела. Чтобы избавиться от блеска свежего свинца, готовые изделия следует ненадолго опустить в йод. Разглядывая арсенал друга, я заметил, что некоторые мормышки украшены полупрозрачной коричневатой головкой. Как оказалось, это капелька эпоксидной смолы фиксирует не пропаянный, качающийся крючок. На прочности оснастки это не сказывается, но иногда становится дополнительным фактором, провоцирующим рыбу на поклевку.
Я не берусь утверждать, что это панацея от бесклевья, но то, что это дополнительный шанс — бесспорно. И, может, эта невзрачная капелька свинца однажды вернет и вам настроение в пасмурный день с плохим клевом…
Комментарии (0)