В сотый раз, набив свои автомобили необходимым снаряжением, мы отправляемся на рыбалку за «летним тайменем».
Маршрут предполагает 800 км по грунтовым дорогам и 70 км сплава по таежной реке на гребных лодках.
Продолжительность путешествия — пять полных дней.
Группа — два человека.
Добравшись на лебедках до заветной реки, понимаем, что людей в этих местах не было уже давно.
А это значит, у нас есть все шансы добыть сильную красноперую рыбу тайменя.
Сейчас уже не осталось на карте мест, где бы не ступала нога рыболова.
И хотя многие рыбаки «гнут линию», что они являются первопроходцами то на одной таежной реке, то на другой, я в это уже не верю.
Если невозможно добраться до воды на машине, мы летим вертолетом, если и вертолет не в силах забросить нас далеко-далеко, мы идем пешком.
У меня есть товарищ, так вот он, чтобы добраться до верховья уникальной дальневосточной реки, сначала летел вертолетом, а потом шел по непролазным перевалам в полной загрузке с лодкой девять дней вверх, к истокам. И дошел! И спустился сплавом, и в этом году собрался покорять другую реку…
Да я и сам из этих «отмороженных», которые любят усложнять свои рыболовные путешествия. Поэтому когда мне говорят, что мы были там, где еще никто не бывал, я лишь улыбаюсь в ответ и одобрительно киваю головой. Возможно, вы просто не знаете о том, что люди уже не раз побывали здесь ранее…
Сплав, как обычно, начался рано утром, на второй день после прибытия на реку. Пройдя пару километров, мы уперлись в речной завал из наносных бревен и упавших в воду деревьев. Многие рыболовы называют речные завалы заломами. Я не знаю, кто и когда назвал это «неприятное сооружение» на реке заломом, однако это слово не совсем применимо в данном случае. Потому что «заломить» можно руки у человека, а реку можно только «завалить». Ну да ладно, это не столь важно.
Примерно час мы не торопясь пробивались через завал, стараясь не проколоть на острых, как пики, лиственных сучках лодки. Аккуратно, как в фильме про тайного агента, перебирались легкой поступью с одного бревна на другое. Возможности выбраться и обойти завал по берегу река нам тоже не оставила.
Но была бы задача! Завал мы все же победили. Река вынесла наши лодки на длинную и узкую каменистую косу, на которой мы остановились перевести дух.
Пользуясь небольшой передышкой, я решил вскипятить чайник и принялся собирать мелкие ветки, которых на косе было достаточно. Андрей, вооружившись спиннингом, начал пробрасывать участок реки у косы. На первых же забросах блесну атаковал некрупный ленок. Отпустив пойманного ленка, Андрей продолжил броски. Но поклевок не было.
Вскоре закипел чайник, и я позвал Андрея к столу. Обсудив дальнейшие планы по сплаву, я начал готовить спиннинг к лову, а Андрей, заменив блесну проверенным воблером, направился к реке и продолжил рыбалку на том же участке.
— Е-е-е-сть! — громко крикнул мой соратник по рыбалке.
Я, бросив начатое дело, схватил фотоаппарат и помчался к Андрею. Было понятно, что на крючках воблера «сидит» не кто иной, как сам хозяин таежных рек — таймень.
Рыба эта достаточно сильная, и сразу определить ее размеры удается не всегда. Но по работе фрикциона было понятно, что таймешонок не менее десяти килограммов. Упорства тайменю не занимать, а поэтому «поднять хищника с глубины» не так уж и просто.
Осложняло процесс вываживания сильное течение. Таймень наотрез отказывался уходить со струи и упорно давил к противоположному берегу. И все же через несколько минут противостояния красноперый борец начал сдаваться. Сначала он вышел с течения под наш берег, ну а вскоре и вовсе оказался на мелководье.
Глотнув воздуха, хищник рванул обратно в глубину, вывинтив в воздухе небольшую свечку. Но как бы рьяно он ни бил головой, стальные крючки крепко держали речного красавца. Поборовшись еще немного, Андрей с победными криками вытащил тайменя на каменистый берег. Аккуратно сняв сурового борца с крючков и замерив его вес, мы, сделав пару снимков, отпустили беднягу домой. Его вес составил почти 15 килограммов.
Воодушевившись таким началом, мы окончательно перевооружили свои снасти под ловлю тайменя и двинулись в путь. Река была с множеством завалов, как, впрочем, и все малые реки нашего края, но настроение это абсолютно не портило. Напрягало другое. Росла температура воздуха, и гнуса становилось все больше. Уже перестали помогать репелленты, и оставалось ждать вечерних часов.
Читайте материал "Неукротимая сила"
Преодолев еще пару несложных завалов, мы остановились на небольшом каменистом пятачке, чтобы навести порядок в лодках и выпить по бутылке прохладного морса из жимолости. Место было непривлекательным для рыбалки: сильное течение, небольшая ямка, уходящая в мелкий, затяжной и широкий (почти во всю реку) перекат.
На первом же забросе я почувствовал сильный тупой удар, и почти сразу за ним из воды темной ракетой с красными крыльями вылетел таймень. Сделав пару кульбитов, рыба успокоилась, и вскоре я успешно вывел ее на берег. Вес таймешонка составил 12 килограммов.
Двигались мы по реке медленно, так как жара и гнус вносили свои коррективы в программу сплава. Ближе к вечеру стало полегче, и мы немного расслабились. Часов в семь вечера наши лодки уперлись в бревна очередного завала. Немного покумекав, мы приняли решение выходить на берег и по заросшей старице идти к основному руслу реки.
Вытащив лодки, мы по лесу перешли к старице и, спустив наши «оморочки» на воду, двинулись по извилистому тоннелю в сторону реки. Около часа прорывались по болотистой старице до чистой воды. И когда путь был пройден, река подарила нам отличную каменистую косу с внушительной ямой. Разбили лагерь, в голове крутился только один вопрос: а есть ли здесь таймень?
Читайте материал "На притоках Енисея"
Хорошо поужинав и немного отдохнув, мы пристегнули «мышей» к карабинам и подошли к берегу. Первым отправил в воду «мыша» Андрей. Следом и я сделал дальний заброс под противоположный берег ямы. «Мыши» еще не успели как следует намокнуть, как их атаковали довольно внушительные ленки.
Битва ленков с «мышами» продолжалась около часа. В итоге было выведено на берег 12 крупных ленков и штук 8 сорвались во время вываживания. Оставили мы только одного трехкилограммового ленка для приготовления наваристой ухи. А вот тайменя в этом месте нам зацепить не удалось ни во время «мышкования», ни на утренней зорьке.
Утром, снарядив свои надувные посудины, мы двинулись вниз по течению реки навстречу новым впечатлениям. Весь день на блесну и на воблер ловились некрупные таймешата, увесистые ленки, а иногда хватала приманку красавица горбуша. Не знаю, сколько в итоге было поймано рыбы, но скучать нам точно было некогда. Разбавляли процесс рыбалки и вековые завалы.
К вечеру второго дня сплава у нас по-спортивному болели поясница, руки и ноги. Часов в восемь вечера мы уже парились березовыми вениками в походной бане и купались в кристально чистой таежной реке. Как же приятно вспоминать эти короткие, но счастливые моменты своей жизни! Сидя у костра, мы размышляли, каким будет завтрашний день…
Читайте материал "За что я люблю охоту"
Ночь. Андрей, нацепив на леску «ночного гуляку», отправился куда-то вниз по берегу реки, и через минуту свет его фонарика поглотила тьма. Я не двинулся вслед за ним, так как пришло приятное расслабление организма. Я лежал на спине и всматривался в бесконечную глубину ночного неба.
Глаза уже стали закрываться, как вдруг откуда-то из темноты, перекрывая шум реки, до меня донесся приглушенный крик Андрея. Я не понял, что именно кричит мой друг, но точно знал: нужно брать ноги в руки и сломя голову нестись в ту сторону, куда ушел Андрей. Включив фонарь и схватив ружье, я как ужаленный понесся по берегу.
Уже через минуту я был рядом с Андреем. Медведей, слава Богу, не было, но горе-рыбак матерился, как ведьмак на шабаше. Он стоял по колено в воде и повторял один и тот же вопрос: «Что делать, Леха?»
Выяснилось, что во время вываживания у него заклинило катушку, и теперь он не знал, как быть. Было понятно, что на крючке сидит внушительный таймень. Я не строил иллюзий насчет того, что Андрею удастся вывести речного монстра, но все же посоветовал медленно, не выходя на берег, двигаться по воде в сторону лагеря, аккуратно наматывая шнур на рукоятку спиннинга. А вдруг получится?
Первые метров двадцать Андрею удавалось тянуть тайменя, как на прицепе, к заветному берегу. При этом сопротивления со стороны рыбы практически не было. Но потом, очухавшись от временного оцепенения, таймень с неистовой силой начал артачиться. Это было видно по дергавшимся рукам Андрея.
За все это время он произнес сотню далеко не литературных слов в адрес производителей катушек, самого тайменя и прочих элементов, причастных к этому сюжету. Было понятно, что рыба действительно крупная.
Финал этой борьбы сложился просто. Мы услышали мощный всплеск над водой, и все закончилось. Таймень одержал сокрушительную победу над человеком. Последнее, что я помню перед сном, это строгое лицо Андрея в свете костра, оплавленную катушку, доедаемую языками пламени, и нелитературные выражения, громоздящиеся друг на друге, как кирпичи в строящемся небоскребе.
Утро было веселым. Мы смеялись, вспоминая вчерашний сюжет с тайменем и катушкой. Начался сплав. За день нам нужно было преодолеть 28 километров и выйти в назначенное место. Река продолжала испытывать нас на прочность, подкидывая то одиночные «расчески», то завалы из скользких поросших мхом бревен. Ленок и горбуша ловились отлично, а вот крупного тайменя пока не было.
Читайте материал "Дорога на Светлое озеро"
Ровно в полдень с неба обрушился кратковременный, но сильный и теплый дождь — грибной. Я даже разделся и простоял под ним, пока он не закончился. Это было здорово! А потом выглянуло яркое солнце, налетел гнус, и настроение резко стало падать.
Перед очередным большим завалом, который можно было обойти по неприметной старице, мы решили остановиться и попытать удачу в поимке тайменя. Нередко он стоит и даже живет в таких местах. Если позволяет глубина, а вода обогащается кислородом, речной тигр может жить в таком месте от нескольких недель до нескольких месяцев.
Так оно и было. На первом же забросе у меня взял неплохой таймень. Это был не гигант, но девять килограммов мышц он успел нагулять. Не давая прыткому задире уйти в завал, я как можно быстрее старался вывести его со струи на спокойное течение. Ну а дальше дело техники. Когда рыба оказалась на берегу, мы быстренько отстегнули и взвесили таймешонка, а затем отпустили его в родную стихию.
Второй заброс был за Андреем. К сожалению, вытащить тайменя ему не удалось. Описывать неудачную попытку нет смысла. Скажу лишь, что хвост у него был величиной со штыковую лопату. А сколько он весил, теперь можно только гадать.
Читайте материал "Сюрпризы нехоженых мест"
Река неспешно несла нас к точке выхода, и к шести часам вечера мы вышли с маршрута. Искупавшись и поужинав, я пошел проверить, как там машина. Все было хорошо: завелась она сразу. Людей не было. Припасенные две бутылочки пива дожидались своей участи.
Вернувшись на берег, я увидел, что Андрей спит, утомленный трехдневным путешествием. Я опустил пиво в воду, взял спиннинг и пошел по косе, кидая воблер наудачу. Поймав трех некрупных ленков, вернулся к костру. Так как мы приняли решение не ехать домой в ночь, я установил палатку и, накачав матрас, улегся спать. Несмотря на то что было светло, уснул очень быстро.
Глаза открыл от какого-то шума, разговоров и всплесков воды. Любопытство победило. Я неспешно, как старый медведь, вылез из палатки. На берегу, прямо напротив костра, в одних трусах и тапках стоял Андрей и, крутя ручку катушки, пытался вытащить очередного тайменя на берег. Наблюдая это действие, я включился в процесс и всячески подбадривал друга, который немного нервно дергал спиннинг и крутил катушку, отвешивая в адрес хозяина таежных рек загогулистые выражения.
Таймень и правда был большим. Взял он на ту же «гуляку», что и его собрат в предыдущую ночь. Однако на этот раз шансов сойти с крючка у хищника было куда меньше.
Намотав шнур вокруг своей головы, таймень был обречен на поражение, и после нескольких минут борьбы Андрей выволок «тигра» на берег. Вес этой рыбы составил 18 килограммов. Несколько минут нам потребовалось, чтобы привести обессиленного тайменя в чувство, когда же убедились, что он в порядке, отпустили хищника в черную воду таежной реки.
Читайте материал "Опять хочу на Ладогу"
Хороший получился сплав. Рыбный. Жаль, мы не можем, как по волшебству, моментально оказаться в таких местах на заветных таежных реках.
Комментарии (8)
Petr Shmakov
Хорошее путешествие. Интересно, какая это река? Прочитал и вспомнились мои давние путешествия. Действительно, таймень - это ТАЙМЕНЬ и этим все сказано. Я конечно не рыбак, но тайменя приходилось ловить в путешествиях. Много было его в в верховьях реки Бахта, это север Красноярского края. Сплавлялся по той реке в 1980 году. Добратся туда тоже было не просто. Самолет до Байкита, сплав по Тунгуске, 300 км, затем волок 80 км, по ее притоку реке Кочумдек и далее сплав до Енисея, это еще почти 500 км.
Александр Арапов
Путешествие-то хорошее, замечательные фотографии, но как дошёл при прочтении до выпуска пойманных тайменей обратно в реку, так интерес поубавился. А с другой стороны, что делать. Поход длится несколько дней, едоков только два, им с лихвой хватило бы двух средних тайменей на всю оставшуюся жизнь. Кроме рыбалки заняться нечем и остановить этот процесс, видимо, азарт не даёт. И всё равно, не понятно, зачем ловить и выпускать.
Как-то отдыхал с группой в человек 15 на одном из озёр ХМАО. Были и дети, и женщины, те, которые ни те ни другие, сразу принялись рыбачить. Особо никто в этом деле не отличился, кроме двух братьев, которые оказались в рыбалке профессионалами. Так эти два брата за два дня рыбалки обеспечили рыбой всю компанию на неделю (в основном щука за 10 кг). На несколько дней был негласный запрет на рыбалку, благо было чем заняться-грибы, ягоды. Потом на блёсны этих ребят все желающие поймали по трофейной щуке, а кто и не одну. Что там съели, что подсолили и увезли с собой, благо народу было много.
5 ответов
Леонид Галась
Получение материальных благ (частичной компенсации затрат) от охоты, рыбалки, сбора дикоросов в нашем менталитете, что в определенной мере мешает наслаждаться общением с природой и жизнью.
Александр Арапов
Отнюдь, одно другому не мешает.
Petr Shmakov
И это правильно! Я кстати тоже никогда не выпускаю пойманную рыбу. Просто никогда не ловлю больше, чем нужно.
Леонид Галась
В ряде случаев вы обязаны отпускать рыбу, правила обязывают.
Александр Арапов
Думаю, это не тот случай, а принцип "поймал-отпусти", который здесь налицо, правилами не регламентируется, вернее определён мутно и расплывчато, а вот травмирования рыбы при таком лове избежать трудно. Норма вылова в описываемом регионе: таймень-1, ленок-5. Нигде иного не сказано, видимо, если выпускать, можно ловить сколько угодно?
КСН
Рассказы таких авторов - организаторов туров "поймал-отпусти"- строго для определённой категории людей.
Это его бизнес. На людях и рыбе.
https://www.amurfishing-tur.com/potehin-aleksej-organizator-proekta