Орнитоглобализм и российская охота

Изображение Орнитоглобализм  и российская охота
Изображение Орнитоглобализм  и российская охота

Россия многие годы участвует в переговорах относительно присоединения к Соглашению по охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц (АЕWА) – международному договору, призванному обеспечить скоординированные действия для поддержания или восстановления благоприятного статуса сохранности мигрирующих видов водно-болотных птиц на территории их афро-евразийских пролетных путей.

В последние месяцы переговорный процесс привлек особое внимание охотничьей общественности и охотоведческого сообщества в связи с официальными заявлениями о возможности и необходимости его скорейшего завершения. Острота обсуждений обусловлена такими предполагаемыми последствиями присоединения, как запрет весенней охоты и существенное ограничение применения свинцовой дроби.

Проведенный анализ зарубежных и отечест-венных материалов свидетельствует, по моему мнению, о следующем:

- о чрезвычайной закрытости процесса формулирования условий присоединения;
- о недостаточном понимании российским переговорщиком – Минприроды России – сложности стоящих перед ним задач и недооценке возможных последствий поспешного присоединения;
- о создании министерством у высшего руководства России и секретариата AEWA завышенных представлений о степени готовности России к присоединению.

Содержание и способ действий Минприроды России дают основания полагать, что:

- решение о присоединении России к AEWA планируется принять без обсуждения условий присоединения с охотничьей общественностью и охотоведческим сообществом России;
- присоединение к AEWA будет осуществлено на условиях, влекущих несоразмерное и некомпенсируемое ущемление прав россиян, необоснованное и нецелесообразное умаление суверенитета России;
- единственным следствием присоединения России к AEWA будет резкое сокращение возможности легальной охоты для массового российского охотника;
- единственным методом исполнения Россией обязательств по AEWA будет установление формальных юридических запретов;
- присоединение России к AEWA при изложенных выше обстоятельствах не будет иметь никаких положительных экологических эффектов.

Естественными и неизбежными следствиями такого развития и завершения переговорного процесса представляются массовое, в том числе протестное, браконьерство, эскалация вооруженных конфликтов охотников и работников правоприменительных органов и в целом разрушение остатков правопорядка в сфере охоты на огромных территориях страны. Наряду с возрастанием социальной напряженности неизбежен неприемлемо высокий охотничий пресс на оседлых охотничьих птиц.

Предлагается:

1) отказаться от идеи форсирования присоединения России к AEWA;
2) включить в переговорный процесс лиц, пользующихся доверием общественности:
а) представителей рядовых охотников, не связанных с государственными органами и зависимыми от них охотничьими организациями;
б) научных работников, не являвшихся грантополучателями по проблематике AEWA;
в) специалистов, располагающих практическим опытом государственного охотничьего надзора;
г) экспертов, обладающих познаниями в области оборота (включая производство и применение) охотничьих боеприпасов;
3) создать независимый общественный наблюдательный совет «Россия – AEWA», обеспечивающий сбор и распространение информации по указанной проблеме;
4) обязать Минприроды России в соответствии с рекомендациями AEWA разработать документ, с исчерпывающей полнотой излагающий позицию министерства относительно приемлемых условий присоединения России, а также содержащий развернутые и аннотированные:
а) перечень организационных (в том числе институциональных и финансовых) мероприятий, необходимых для исполнения Россией принимаемых на себя обязательств по AEWA;
б) проекты нормативных актов Российской Федерации, принятие которых необходимо для исполнения Россией своих обязательств по AEWA;
в) многосценарный анализ кратко-, средне- и долгосрочных социальных, экономических и экологических последствий присоединения России к AEWA;
5) признать обязательными процедурами присоединения России к AEWA общественное обсуждение подготовленного Минстерством природы России документа, прохождение им государственной и общественной (общественных) экологической и этнографической экспертиз на соответствие критериям, установленным российским законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.


Об условиях вступления России в AEWA

Редакция имеет в своем распоряжении официальное письмо исполнительного секретаря AEWA Марко Барбиери директору Департамента А.Е. Берсеневу по вступлению России в Афро-евразийское сотрудничество. Предлагаем вниманию читателей его перевод.

 Уважаемый господин Берсенев!

Из постановления совещания (Ганноверская резолюция), посвященного определению международных механизмов сохранения миграционных водоплавающих птиц, организованного Министерством природных ресурсов и окружающей среды Российской Федерации и проведенного 2 декабря 2011 года в Ганновере (Германия), я понял, что Российская Федерация продемонстрировала повышенный интерес к возможному вступлению в Соглашение по охране афро-евразийских миграционных водоплавающих птиц (AEWA). Мы будем рады вступлению России в AEWA, и в данном письме я бы хотел от имени секретариата UNEP/AEWA переслать приглашение, адресованное России, вступить в AEWA.

Будучи одной из стран в пределах региона AEWA, имеющих ряд различных видов птиц и популяций миграционных и зимующих водоплавающих птиц, Россия может сыграть важную роль в их охране. Только благодаря международному сотрудничеству можно быть уверенным в том, что популяции водоплавающих птиц сохраняют необходимый статус. Поэтому вступление России в AEWA станет главным шагом на пути достижения полного покрытия маршрутов миграций водоплавающих птиц, а также эффективного международного сотрудничества в отношении их охраны и защиты.

Как было подчеркнуто в Ганноверской резолюции (и я подтверждаю это в данном письме), если Россия при вступлении в AEWA желает сделать оговорки о прекращении использования оружия со свинцовой дробью на охоте в заболоченных территориях и запрете весенней охоты, то осуществить это возможно в соответствии со Статьей XV данного соглашения.

* Прекращение использования оружия со свинцовой дробью – параграф 4.1.4 Рабочего плана AEWA гласит: «Стороны должны стремиться к исключению использования оружия со свинцовой дробью на охоте в заболоченных территориях как можно скорее, согласно самостоятельно установленным временным рамкам».

* Запрет весенней охоты упомянут в параграфе 2.1.2(а) Рабочего плана AEWA, который также включает положения о запрете изъятия во время различных стадий размножения и взросления: «Запретить изъятие птиц, относящихся к данным популяциям во время различных стадий их размножения и взросления, и во время из возвращения на места гнездования, если данный отлов имеет неблагоприятное влияние на охранный статус данной популяции».

Готов заверить, что данные два пункта не станут преградой для России для вступления в AEWA.

Что касается ежегодного взноса контрагентов в бюджет и возможности внести его в натуральной форме, а не в денежной, то данные условия прописаны в Постановлении 2.8 (в приложении). С Вашего позволения, я хотел бы выделить тот момент, что возможность данного исключения применима только к странам-контрагентам, а не к странам ареала, которые еще не успели вступить в Соглашение. Более того, данное условие применимо только к развивающимся странам или странам с переходной экономикой, и может быть запрошено стороной на определенный срок в случае, если страна испытывает определенные трудности.

Подобный взнос в натуральной форме должен соответствовать потребностям данного соглашения. Запрос должен быть одобрен постоянной комиссией совместно с Программой ООН по окружающей среде (UNEP) и Секретариатом UNEP/ AEWA. В случае положительного ответа срок действия разрешения истекает во время следующего очередного заседания сторон.

Я надеюсь, что мы вскоре увидим Россию в числе стран-контрагентов Соглашения, и с нетерпением жду продолжения переговоров касательно грядущей Пятой встречи участников AEWA в Ла-Рошели (Франция), которая будет проходить с 14 по 18 мая 2012 года. Если Вам нужна какая-либо помощь Секретариата в процессе вступления в AEWA, пожалуйста, сообщите об этом.

Если у Вас остались какие-либо вопросы, Вы можете связаться по электронной почте со мной или с организатором производства AEWA Сергеем Дерельевым.


С уважением, Марко Барбиери, исполнительный секретарь

(Перевод с английского Полины Зверевой)


От редакции

По мнению редакции, в данном письме официального лица AEWA не содержится конкретных подтверждений и гарантий сохранения в России использования свинцовой дроби и традиционных весенних охот на перелетных птиц. Английское to make reservations upon its accession to AEWA действительно можно перевести как «делать оговорку при вступлении в AEWA», но можно и как «сделать предварительный заказ на присоединение к AEWA».

Если даже принять первый вариант перевода, из письма не следует, что Россия может сохранить у себя в дальнейшем легальное использование на охоте свинцовой дроби и весеннюю охоту. Ясно, что после подписания Соглашения Россия обязана будет предпринимать определенные шаги по замене свинцовой дроби на нетоксичные аналоги и ограничивать весеннюю охоту для определенных популяций видов, снижающих свою численность.

Кроме того, важно, что приведенные в письме оговорки касаются именно плана действий Соглашения (где по ст. 15 допустимы любые оговорки), а не основного Соглашения по AEWA, к которому, по Венской конвенции и Соглашению, общие оговорки недопустимы (только по отдельным видам птиц).

Поскольку конкретные решения принимают региональные власти, не исключено, что в ряде регионов огульно будет введено полное закрытие или резкое ограничение весенней охоты. В связи с этим мы солидарны с автором статьи «Орнитоглобализм и российская охота» и предлагаем вынести вопрос о присоединении к AEWA на широкое обсуждение с привлечением независимых от этой организации специалистов и охотничьей общественности.

Приложения к статье - СКАЧАТЬ: (соглашение и письмо)