Охотники, так будем жить дружно?

Изображение Охотники, так будем жить дружно?
Изображение Охотники, так будем жить дружно?

Уважаемые поклонники и любители охоты! Взяться за перо и высказать свое мнение о том, какие охоты считать правильными, а какие нет, с точки зрения той или иной группы охотничьего сословия, а также кого считать правильным охотником, меня побудили регулярные высказывания в «РОГ» и на ее сайте поборников весенней охоты на уток только с подсадными и их пожелания все другие виды весенней охоты, в т.ч. из шалаша с манками и чучелами, исключить из Правил охоты.

А в № 30 «РОГ» (от 29.07.2015 г.) уважаемый В. Гуров затронул определение «правильного» охотника и «правильной» охоты, пригласив к дискуссии.

Почему же любители подсадных уток упорно настаивают на запрете охот с чучелами и манками, призывая тем самым как бы поддержать давние традиции охоты? Мне неоднократно приходилось высказываться на эту тему при обсуждении подобных предложений на сайте «Ohotniki.ru». С чего это «утятники» не взлюбили охотящихся с эмитаторами дичи? Они же не считают, надеюсь, себя «голубой кровью», а остальных — «разночинцами», не достойными допуска к волшебным таинствам весенней охоты?


Уверен, что главным основанием для такой идеи являются пока что безуспешные попытки бороться с «бродячими» стрелками, любителями стрельбы влет, при которой высока вероятность отстрела самок. Так может быть и будем всеми возможными способами бороться с этим негативным явлением, получающим все большее распространение на весенней охоте, в том числе и по причине «невежества» стрелков, легко приобретающих право на охоту с помощью ОБЕФО?


Одной из важных форм воздействия на любителей походить весной с ружьями считаю организацию более активного вовлечения представителей сохранившихся охотничьих коллективов и охотничьих обществ в патрулирование охотугодий как совместно с егерями и другими штатными работниками охотничьих органов, так и без них в связи с ограниченным количеством егерей. Пусть эти добровольные охранники получат разрешительные документы на патрулирование от соответствующих местных властей. И даже если они не имеют права отобрать оружие у нарушителей и т.п., то уж право на односторонне оформленный акт нарушения с приложением фото самого нарушителя и его документов они должны иметь. А далее пусть с этими материалами занимаются официальные органы от охоты. Наверняка даже такой способ контроля в охотугодьях любой формы существования позволит сократить массовые нарушения в этой области. Ну а сами коллективы, участвующие в патрулировании охотугодий, следует поощрять или более низкими расценками на добываемую их членами дичь, или выдачей дополнительных разрешений и/или лицензий на объекты охоты в контролируемой такими бригадами зоне. Разделение на «правильных» охотников с подсадными утками и «неправильных», охотящихся с чучелами и манками, пусть и в шалашах, способствует лишь раскалыванию сил внутри охотничьей общественности и дает дополнительный повод противникам весенней охоты как таковой в своих устремлениях (подпитываемых из заинтересованных зарубежных фондов в интересах западных охотников, которым не хватает нескольких месяцев охоты на отдыхающую у них перелетную дичь, и они нацеливаются еще и на нашу весеннюю охоту, сокращенную уже до 10 дней) добиться полного запрета охоты на дичь для россиян.


Так кому мешают наши чучела и манки при использовании их из шалашей? Это же предельно ясно, что подавляющее большинство российских поклонников весенней охоты на водоплавающих не имеют возможности то ли держать у себя, то ли арендовать «манковых» птиц. А очень многие просто не хотят обременять себя возней с живой приманкой для селезней. Отношу и себя к этой категории охотников.


Любителям же ссылаться на давние традиции хотел бы заметить, что в русских традициях — охота как с подсадной, так и с чучелами и манками. В конце концов прогресс входит во все сферы человеческой деятельности и быта, и охота не может и не будет оставаться от него в стороне. Появляются более совершенные чучела и манки (не говорю об умении некоторых охотников весьма искусно подманивать дичь, используя лишь рот и руку, и я знаком с такими), я не затрагиваю все более распространяющиеся в стране запрещенные для охоты электронные манки, которые, кстати, были созданы за рубежом только для целей фотоохоты, но наши «мастера» горазды приспосабливать многие технические средства для личных корыстных интересов. Не хочу казаться лицемером, но я бы лично не сильно возражал против электронных манков, если их обладатели строго соблюдают нормы отстрела дичи. Тут уже должны вмешиваться закон и этика охоты, которую нужно воспитывать постоянно. Мы много говорим об этике охоты, и это правильно: в этом вопросе «РОГ» действует очень активно. Но ведь основная масса нового поколения стрелков, легко приобретая право на охоту с помощью билета ОБЕФО, минуя стаж прохождения молодого охотника в общественном коллективе, не имеет практически понятия об охотничьей нравственности и этике. Далеко не все они читают «РОГ» или заглядывают на сайт «Охотники.ру». Такого документа, как «Этика охоты», типа советского «Морального кодекса строителя коммунизма», кстати, по содержанию очень важного документа для воспитания людей, в природе нет. Отсюда мое предложение и к редакции «РОГ», и к ветеранам-охотникам, и ко всем неравнодушным к охотничьей нравственности.


Давайте попробуем создать такой рекомендательный документ с участием Департамента охоты, а для начала попросим «РОГ» организовать обобщение материалов на эту тему, которые бы присылали ветераны-практики, специалисты в области охоты всех направлений, специализированные НИИ и СМИ. После получения таких предложений предлагаю создать орггруппу из заинтересованных лиц и с ее помощью обобщить и сформулировать Рекомендации, а затем уже подумать, как и где и за чей счет издать их (обязательно с участием Департамента охоты) и разослать во все регионы в качестве документа, рекомендованного к изучению наряду с Правилами охоты при сдаче экзамена (зачета) или в иной форме проверки знаний лицами, впервые получающими охотбилет. Также предложить распространить этот документ в действующих охотничьих обществах и отдельных общественных охотколлективах. Ну а если будем продолжать борьбу за право весенней охоты на уток только с подсадными, то такую идею можно развить до абсурда. Почему тогда не возникнуть владельцам собак на боровую, луговую и др. дичь, гончатников, лягашатников и т.п., и им не потребовать, чтобы в Правилах охоты было бы предусмотрено, что охота на ту или иную дичь разрешается только при наличии соответствующей обученной собаки? В этом случае исключается охота из засидок, с вышек и прочих засад, запретив применение иного оружия, кроме традиционных гладкоствольных ружей. Это, мол, предоставит дичи более равные права при встрече с охотником. Хотя не очень понятно, насколько равными в таких случаях станут эти условия, когда на дичь охотятся с собаками, нагоняющими ее на стрелка или отвлекающими от него. Сколько у нас, к примеру, лиц, придерживающихся охоты только с подсадными утками? Не думаю, что их более 1% от 3-миллионной армии держателей охоторужия. Эту цифру могут уточнить поборники «защиты животных» и потребовать от властей, особенно чувствительных к «волеизъявлению народа» в период приближающихся выборов, запретить для начала охоту на утиных без подсадных уток, ссылаясь, мол, на мнение самих охотников. А каким будет их следующий шаг? Правильно…
Теперь, уже ссылаясь на малочисленность любителей подсадных на фоне общей массы охотников, вообще закрыть весеннюю охоту в России. Я вижу возможность защищать интересы профессиональных и любительских групп охотников только в том случае, если мы не будем раздроблены, не будем выделять наиболее «правильные» способы охоты и станем руководствоваться принципом — охоться сам, но и другому не мешай!


Теперь коротко о «правильном охотнике».


Вначале приведу анекдот. Лорд Баскервиль: «Бэрримор, что это у меня хлюпает в ботинке?» «Овсянка, сэр!» «А что она там делает?» «Хлюпает, сэр!»
Так вот, это формальные ответы на вопросы. Поэтому, если отвечать формально, то правильный охотник — это лицо, охотящееся строго по действующим Правилам охоты. Однако они включают далеко не все тонкости охотничьего обихода, включая охотничью этику. Поэтому я полагаю, что правильным охотником можно называть того, кто душой болеет за состояние природы и животного мира, включая охотничьи угодья. Он не стреляет во все, что движется или находится «выше травы и ниже», соблюдая нормы отстрела, и охотится не только ради мяса, стараясь всегда добрать подранка. Он не оставляет после себя в местах охоты мусор и незагашенных костров. Он всеми доступными ему способами и средствами старается сохранить и приумножить в интересах своих детей и внуков животный мир и среду его обитания.


А уж каким видом охоты заниматься, на дикую или выпускную дичь, давайте предоставим решить самому стрелку, хотя я, например, однозначно предпочитаю «дикую» добычу, но не вижу стыда в том, чтобы пострелять выпускную дичь, когда по той или иной причине у меня нет другой возможности в такой-то период. Кстати, а к какому виду дичи отнести тех животных, которых прикармливают у вышек, засидок, солонцов и прочих подкормочных площадок? Давайте все же с пониманием относиться к любому разрешенному способу охоты.