Случай, о котором я хочу рассказать, произошел в Кингисеппском районе Ленинградской области, где сплоченным и тесным коллективом охотятся мои друзья. Запустелые поля, окружающие их деревню, постепенно стали зарастать лесом и борщевиком. Популяция зайца стала редеть, а когда-то в окрестностях было достаточно русака и беляка. Зато численность лисиц пошла в рост.
В распоряжении ребят имелись две гончие, русская и эстонская. В данном случае ведущая роль принадлежала эстонской гончей по кличке Дунай, или Дунаевский, в семейном кругу. Лес в тех местах преобладает лиственный. После проведения порубочных мероприятий он стал малопроходимым, лесозаготовители не обременяли себя уборками сучьев и других отходов. Лиса, как гибкий вид фауны, быстро приспособилась к новым обстоятельствам. Выводки стали появляться в непосредственной близости от деревни. Лисята, играя, осваивали не только лесные территории, но и окраины деревни.
Октябрь был сухим и солнечным на протяжении нескольких недель. Как правило, Дунаевский с утра поднимал недалеко от деревни лису. Чуть более часа гона, и лиса пропадает. Пропадает в ровном лесном массиве из елей и осин, в одном и том же месте. Но в том месте нет нор и дорог. Переходов лиса придерживалась одних и тех же. Судя по непродолжительности гона и его рисунку, она была молодая. Изучив лазы, которыми пользуется лиса, определив наиболее эффективные позиции, в один из выходных коллектив решил узнать причину ее исчезновения, а вернее, предотвратить дальнейшую загадочную пропажу. Хотя за выжлецом и выжловкой не замечалось пустобрехства, но и на старуху бывает проруха. В тот день для чистоты эксперимента решили использовать одного выжлеца Дуная, потомка славного рода эстонских гончих. Он с наибольшим рвением отыскивал кумушку, как будто она бросала ему вызов.
Утром в назначенное время все заняли намеченные места. Дунаевскому дали свободу, и он через полчаса уверенно помкнул. Гон немного, как и в предыдущие разы, попетлял по окраинам зарастающих полей, пересек старую просеку недалеко от деревни и стал приближаться к месту таинственного исчезновения. На пути у лисы была грунтовая дорожка, которая, проходя через лес, продолжала извиваться по полям. На краю леса росли обширные кустарники, где облюбовал себе номер Алексей. В этот раз она вышла четко на него и была заранена. Дунаевский шел в нескольких минутах, и когда он натек на след подраненной кумушки, отдал более злобный голос и устремился по ее следу к таинственному месту; гон продлился несколько минут и прервался. Лису отчетливо видели, стреляли и попали. Есть вероятность, что выжлец ее догнал. Выдвинулись к собаке. Но Дунаевский крутился в знакомом месте, а лисы не было. Деревья есть, а лисы нет! Шарили, смотрели по лесу. И в этот раз Дунай крутился рядом со старой осиной, в основании которой было небольшое дупло, собака в него протиснуться не могла, но с остервенением пыталась расширить себе проход внутрь, грызя и царапая ствол дерева. Лиса не смогла в этот раз накрутить в округе, перед тем как исчезнуть, и Дунаевский четко указывал на место, где прерывался след. Не видя, что там, внутри, мы подошли к дереву. Спрашивали собаку — «в чем дело?», и в этот момент Дунаевскому на голову падает лиса. Он хватает ее, а она в свою очередь его. Но лисичка, а вернее лисовин, оказался и в правду этого года, и Дунаевский его вытащил из дупла дерева. Короткая схватка, и лис затихает. Заранен он был серьезно.
После обследования дерева и дупла установили, что на высоте полутора метров от входа есть уступ, на котором он благополучно спасался, пережидая, пока все вокруг не уляжется и можно будет спокойно выйти из своего укрытия, но в этот раз усидеть на уступчике не хватило сил.
Со временем лисенок вырос бы в хитрого и, наверное, мудрого лиса. Его неординарное решение вопроса по укрытию от преследующих собак восхищает. Больше ни одна лиса в окрестностях не пользовалась его наработкой. Как он нашел для себя такой вариант укрытия, останется только загадкой.
Комментарии (0)