В поисках волчьих выводков

Изображение В поисках волчьих выводков
Изображение В поисках волчьих выводков

Немалую услугу охотнику в поисках логова волков оказывают вороны и сороки, слетающиеся на остатки пищи хищников. Особенно полезны в этом сороки. Далеко заслышит хищная птица шаги человека и тревожно застрекочет. Ей откликнется другая, третья. Охотник должен засечь ту точку, где он услышал сороку в первый раз и где ей откликнулись другие.

Почти всегда (если это не просто случайная встреча с кочующим выводком сорок) охотник обнаружит остатки пиршества волков там, где кричат сороки.

Это уже почти полдела, и собака поможет найти выводок волчат.

Поверие о том, что волки не трогают скота около тех селений, которые расположены рядом с их логовом, не всегда верны, и руководствоваться этим поверьем при розыске логова не стоит.

Деревня Ченцово теряла много овец, телят и молодых лошадей, а волки жили чуть ли не на ее околице.

В тот период роста волчат, когда у них еще молочные зубы (в нашем крае до конца июня), родители кормят их отрыжкой содержимого своих желудков и усиленно режут скот. Каждый день хищникам нужно добывать свежее мясо, и поэтому жители деревень часто видят волков на опушке леса, когда звери отправляются на добычу или возвращаются к логову.

На утренней росе, особенно на кошенине, хорошо виден волчий след на опушке леса, и направление его надо запомнить. Волк, возвращающийся с добычи, всегда идет на место логова по прямой.

Систематическое повторение следа даст верное направление для поисков логова, и начало этих поисков не следует откладывать. Вот здесь-то и потребуется помощь собаки, которая приведет охотника к логову волка.

Учтя направление волчьих следов, охотник будет искать логово не в опушке леса, а в тех участках острова, которые, по его предположению, удобны для логова. С особенностями лесного отъема надо ознакомиться предварительно, а еще лучше, если при поисках охотника сопровождает местный житель, знающий лес.

Лайку во время поисков ведут на поводке и не одергивают ее, если собака иногда и выбирает путь, не совсем удобный для охотника. Возможная в таком положении самостоятельность поиска должна быть предоставлена собаке.

Если на пути встречается след волка, хорошо заметный на росе, собаку надо науськать на него и провести по ходу зверя, когда возможность такая имеется. Проявление личного интереса охотника к следу активизирует собаку, и она, обнюхав след, сможет повести хозяина по нему. Конечно, трудно требовать от лайки долгой и вязкой работы на поводке в совершенно неестественных для обычного поиска условиях.

Учитывая это, некоторые охотники пускают собаку в поиск без поводка и в целях сохранения пса уже не скрывают своего присутствия в отъеме. Этот прием, конечно, облегчает поиски, но если логово не будет найдено в этот же день, то в первую же ночь напуганная волчица может унести своих щенят, и всю предварительную разведку придется начинать снова.

При опытной и послушной собаке лучше не торопиться и, не спуская ее с поводка, искать логово. Вряд ли какая другая собака, кроме лайки, сможет работать с таким ограничением своего поиска. Поэтому надо отдать предпочтение именно этой породе.

Рассчитывая подсторожить и убить волчицу около ее гнезда, ни в коем случае нельзя оставлять волчат в обнаруженном логове. Как только волчица учует следы человека около своего логова, она при первой же возможности перетащит волчат и спрячет их в другом месте.

При желании сделать засаду на месте логова лучше всего ходить на поиски не одному, а вдвоем. Тогда один из охотников уйдет вместе с собакой, а второй затаится около логова. Тучи комаров и слепней мешают сидеть тихо, но если охотник хочет добиться успеха, он должен терпеливо переносить все мучения, причиняемые насекомыми, и сидеть без движения. В тех случаях, когда.обстановка позволяет, неплохо воспользоваться близ стоящим деревом и взобраться на него.

При наличии ветра на дереве меньше досаждают кровососущие насекомые, да и виднее охотнику сверху. Засаду на дереве надо устраивать так, чтобы вышедший к логову волк был на расстоянии верного выстрела картечью, это есть не далее сорока-пятидесяти шагов.

Никаких специй, отгоняющих комаров запахами, применять на этой охоте нельзя. Нельзя также смазывать свои сапоги пахшущими мазями, а ружье маслом. Если стволы ружья имеют пороховой нагар, их надо вычистить и оставить сухими. Волк — осторожный зверь, обладающий отличным чутьем и слухом, и вдвойне осторожен, когда напуган человеком около своего логова.

В середине лета волчата заметно подрастают, уже не сидят в логове, но и не уходят от него далеко. Заслышав приближение человека или еще до этого, когда заметят волнение матери, волчата попрячутся в траву и укромные уголки отъема.

Лежат они крепко, не поднимаясь и тогда, когда человек буквально шагает через них. Вот в этих-то случаях работа зверовой лайки и спасает положение. Чутье собаки найдет каждого волчонка, и она облает его так же, как облаивает свернувшегося в клубок ежа.

Сильные лайки, особенно кобели, душат найденных волчат. Идеальным поиском лайки на этой охоте можно считать такой поиск, который исключает необходимость вождения собаки на поводке и во время которого лайка не отходит от своего хозяина далее сорока-пятидесяти шагов. Лайка, натренированная на летних охотах по тетеревиным выводкам, хорошо ищет накоротке, а с собаками, привыкшими ходить широко, искать волчат без поводка не следует.

Говоря об универсальности лайки, нельзя все же требовать от нее всего, что захочет охотник. Основные черты в работе собаки довольно постоянны, и менять их в зависимости от требований охоты трудно. Охотник должен учесть это обстоятельство и, приноравливаясь к нему, помогать своему четвероногому другу вести поиски так, чтобы успех был обеспечен.

Изъятый из гнезда выводок может быть использован для устройства засады на следу одного из охотников, унесшего волчат. Этот прием практикуют при охотах вдвоем, когда один из охотников с волчатами и собакой уходит, а другой в удобном месте делает засаду в стороне от следа товарища. Здесь также необходимо учесть дистанцию верного выстрела и условия стрельбы.

Засада на следу дает больше шансов на успех, чем засада у логова. Садясь на следу товарища, охотник заранее знает, откуда выйдет волк, преследующий его. Уходить от логова со щенками волка надо по ветру, с таким расчетом, чтобы зверь при преследовании не мог учуять засады. Засада у логова исключает эту возможность и бывает обречена на провал, если зверь захочет подойти к логову против ветра.

Уносящему волчат надо кое-где оставить их следы, кладя их на траву (если они убиты) или ведя одного живого щенка на веревочке. Лай собаки, натравляемой на волчонка, не только не мешает, но и помогает уничтожению волчицы, так как она по звуку лая определяет местонахождение охотника и, считая, что он еще далеко, ведет себя менее осторожно и напарывается на засаду. Особенно близко от логова засаду делать не следует, лучше отойти метров на триста-четыреста.

Изображение ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ АРХИВА ПАВЛА ГУСЕВА
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ АРХИВА ПАВЛА ГУСЕВА 

Волчица не потеряет след, но будет вести себя более спокойно, привыкнув к преследованию.
Иногда волки парой попадают под выстрелы, и поэтому охотник должен быть готовым к стрельбе дуплетом. Стрелять первым выстрелом лучше всего заднего волка, а затем и первого, который, бросившись назад, часто теряется, наскочив на убитого собрата.

Все лето и в начале осени можно использовать лайку на поисках волчьих выводков, и даже тогда, когда волчата подрастут, она без страха будет работать по ним. Молодые волчата, подросшие до размеров лайки, все же остаются щенками по натуре и не оказывают лайке серьезного сопротивления.

Взрослого волчонка лучше не брать руками и не давать лайке давить его. Ружейный заряд жалеть в таких случаях не следует, нельзя также забывать, что часто волки распространяют бешенство, и поэтому схватка собаки с волчонком может иметь для нее печальные последствия.очти всегда (если это не просто случайная встреча с кочующим выводком сорок) охотник обнаружит остатки пиршества волков там, где кричат сороки.

Это уже почти полдела, и собака поможет найти выводок волчат. Поверие о том, что волки не трогают скота около тех селений, которые расположены рядом с их логовом, не всегда верны, и руководствоваться этим поверьем при розыске логова не стоит. Деревня Ченцово теряла много овец, телят и молодых лошадей, а волки жили чуть ли не на ее околице.

В тот период роста волчат, когда у них еще молочные зубы (в нашем крае до конца июня), родители кормят их отрыжкой содержимого своих желудков и усиленно режут скот. Каждый день хищникам нужно добывать свежее мясо, и поэтому жители деревень часто видят волков на опушке леса, когда звери отправляются на добычу или возвращаются к логову.

На утренней росе, особенно на кошенине, хорошо виден волчий след на опушке леса, и направление его надо запомнить. Волк, возвращающийся с добычи, всегда идет на место логова по прямой. Систематическое повторение следа даст верное направление для поисков логова, и начало этих поисков не следует откладывать. Вот здесь-то и потребуется помощь собаки, которая приведет охотника к логову волка.

Учтя направление волчьих следов, охотник будет искать логово не в опушке леса, а в тех участках острова, которые, по его предположению, удобны для логова. С особенностями лесного отъема надо ознакомиться предварительно, а еще лучше, если при поисках охотника сопровождает местный житель, знающий лес.

Лайку во время поисков ведут на поводке и не одергивают ее, если собака иногда и выбирает путь, не совсем удобный для охотника. Возможная в таком положении самостоятельность поиска должна быть предоставлена собаке. Если на пути встречается след волка, хорошо заметный на росе, собаку надо науськать на него и провести по ходу зверя, когда возможность такая имеется.

Проявление личного интереса охотника к следу активизирует собаку, и она, обнюхав след, сможет повести хозяина по нему. Конечно, трудно требовать от лайки долгой и вязкой работы на поводке в совершенно неестественных для обычного поиска условиях.

Учитывая это, некоторые охотники пускают собаку в поиск без поводка и в целях сохранения пса уже не скрывают своего присутствия в отъеме. Этот прием, конечно, облегчает поиски, но если логово не будет найдено в этот же день, то в первую же ночь напуганная волчица может унести своих щенят, и всю предварительную разведку придется начинать снова.

При опытной и послушной собаке лучше не торопиться и, не спуская ее с поводка, искать логово. Вряд ли какая другая собака, кроме лайки, сможет работать с таким ограничением своего поиска. Поэтому надо отдать предпочтение именно этой породе.

Рассчитывая подсторожить и убить волчицу около ее гнезда, ни в коем случае нельзя оставлять волчат в обнаруженном логове. Как только волчица учует следы человека около своего логова, она при первой же возможности перетащит волчат и спрячет их в другом месте.

Изображение ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ АРХИВА ПАВЛА ГУСЕВА
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ АРХИВА ПАВЛА ГУСЕВА 

При желании сделать засаду на месте логова лучше всего ходить на поиски не одному, а вдвоем. Тогда один из охотников уйдет вместе с собакой, а второй затаится около логова. Тучи комаров и слепней мешают сидеть тихо, но если охотник хочет добиться успеха, он должен терпеливо переносить все мучения, причиняемые насекомыми, и сидеть без движения. В тех случаях, когда.обстановка позволяет, неплохо воспользоваться близ стоящим деревом и взобраться на него.

При наличии ветра на дереве меньше досаждают кровососущие насекомые, да и виднее охотнику сверху. Засаду на дереве надо устраивать так, чтобы вышедший к логову волк был на расстоянии верного выстрела картечью, это есть не далее сорока-пятидесяти шагов.

Никаких специй, отгоняющих комаров запахами, применять на этой охоте нельзя. Нельзя также смазывать свои сапоги пахшущими мазями, а ружье маслом. Если стволы ружья имеют пороховой нагар, их надо вычистить и оставить сухими. Волк — осторожный зверь, обладающий отличным чутьем и слухом, и вдвойне осторожен, когда напуган человеком около своего логова.

В середине лета волчата заметно подрастают, уже не сидят в логове, но и не уходят от него далеко. Заслышав приближение человека или еще до этого, когда заметят волнение матери, волчата попрячутся в траву и укромные уголки отъема.

Лежат они крепко, не поднимаясь и тогда, когда человек буквально шагает через них. Вот в этих-то случаях работа зверовой лайки и спасает положение. Чутье собаки найдет каждого волчонка, и она облает его так же, как облаивает свернувшегося в клубок ежа.

Сильные лайки, особенно кобели, душат найденных волчат. Идеальным поиском лайки на этой охоте можно считать такой поиск, который исключает необходимость вождения собаки на поводке и во время которого лайка не отходит от своего хозяина далее сорока-пятидесяти шагов. Лайка, натренированная на летних охотах по тетеревиным выводкам, хорошо ищет накоротке, а с собаками, привыкшими ходить широко, искать волчат без поводка не следует.

Говоря об универсальности лайки, нельзя все же требовать от нее всего, что захочет охотник. Основные черты в работе собаки довольно постоянны, и менять их в зависимости от требований охоты трудно. Охотник должен учесть это обстоятельство и, приноравливаясь к нему, помогать своему четвероногому другу вести поиски так, чтобы успех был обеспечен.

Изъятый из гнезда выводок может быть использован для устройства засады на следу одного из охотников, унесшего волчат. Этот прием практикуют при охотах вдвоем, когда один из охотников с волчатами и собакой уходит, а другой в удобном месте делает засаду в стороне от следа товарища. Здесь также необходимо учесть дистанцию верного выстрела и условия стрельбы.

Засада на следу дает больше шансов на успех, чем засада у логова. Садясь на следу товарища, охотник заранее знает, откуда выйдет волк, преследующий его. Уходить от логова со щенками волка надо по ветру, с таким расчетом, чтобы зверь при преследовании не мог учуять засады.

Засада у логова исключает эту возможность и бывает обречена на провал, если зверь захочет подойти к логову против ветра. Уносящему волчат надо кое-где оставить их следы, кладя их на траву (если они убиты) или ведя одного живого щенка на веревочке.

Лай собаки, натравляемой на волчонка, не только не мешает, но и помогает уничтожению волчицы, так как она по звуку лая определяет местонахождение охотника и, считая, что он еще далеко, ведет себя менее осторожно и напарывается на засаду. Особенно близко от логова засаду делать не следует, лучше отойти метров на триста-четыреста. Волчица не потеряет след, но будет вести себя более спокойно, привыкнув к преследованию.

Иногда волки парой попадают под выстрелы, и поэтому охотник должен быть готовым к стрельбе дуплетом. Стрелять первым выстрелом лучше всего заднего волка, а затем и первого, который, бросившись назад, часто теряется, наскочив на убитого собрата.

Все лето и в начале осени можно использовать лайку на поисках волчьих выводков, и даже тогда, когда волчата подрастут, она без страха будет работать по ним. Молодые волчата, подросшие до размеров лайки, все же остаются щенками по натуре и не оказывают лайке серьезного сопротивления.

Взрослого волчонка лучше не брать руками и не давать лайке давить его. Ружейный заряд жалеть в таких случаях не следует, нельзя также забывать, что часто волки распространяют бешенство, и поэтому схватка собаки с волчонком может иметь для нее печальные последствия.