Строчка лисьего нарыска вьётся через занесенное снегом поле. То запетляет, копнёт мышку, то снова выпрямится и засеменит, разрезая заснеженную целину аккуратным ровным пунктиром. Потянула к старой балке, прошла бровкой и сбежала по склону вниз. Затерялась ненадолго среди кустов и торчащих из-под снега пучков бурьяна. Но вот показалась снова, вынырнула наверх на другой стороне. Течёт печатным следком на днёвку к темнеющему вдали отъёму леса…
Вслед за лисой и я иду по краю оврага. На километры уходит он в поля, лениво заворачивая из стороны в сторону, множась обрывистыми рукавами и тупиковыми, заросшими лесом, отлогами. Шлёпаю не спеша на лыжах, поглядывая по сторонам. Ловлю направление ветра, примечаю удобные места для засидки, колок леса вдали, изгиб балки, уклон поля, пригорок справа… Иду и размышляю: «Как всё сегодня выйдет?» Ведь охота на лисицу с манком – особенная, в стороне от прочих охот стоит. Не потому, что непривычная она современному охотнику или манить толково ещё научиться надо. А потому, что она, как шахматы, - вся от точного расчёта зависит. Много раз бывало со мной ранее, когда неверно выбрав место «манки», продувал я вчистую Патрикеевне, незаметно подкравшейся ко мне со спины, или не решившейся показаться вовсе. Но эти неудачи только раззадоривали, и я снова шёл на охоту, продолжая соревноваться в хитрости с «красным зверем»…
Ну вот, вроде, нашёл подходящее место. На склоне, у поворота балки. Слева дорога тянется, справа - островок спелого сосняка, куда уходит крутым оврагом один из отворотов балки. Сзади, с пригорка, покато спускается долгое поле. Впереди – равнина на километры. А правее, куда заворачивает овраг, - отъём леса. Тот самый, в который ведёт ночной лисий след. Самое перспективное место. Ветер хороший, тянет чуть наискось балки, слева от сосняка, на отъём. Может лисица подойти и с поля напротив или с оврага левее. Туда тоже надо поглядывать. Что от сосняка или из-за спины прибежит, не беспокоюсь. Не пойдёт по ветру хитрый зверь, а поле сзади я хорошо осмотрел, пока ехал вдоль него на машине. Не было там лисицы.
Сел у куста терновника, покрутился. Не нравится. Всё, вроде, хорошо видно, только левую сторону оврага прикрывает холмик у самого обрыва. Если зверь придёт оттуда по дну балки, стрелять придётся метров на сто пятьдесят, не ближе. А упустишь момент, уйдёт рыжая за обрыв. Поднимется потом незаметно проточившим склон размывом. И метрах в тридцати выскочит. Было такое уже здесь. Только сидел я подальше, ближе к сосновому лесу. Хорошо, повезло тогда. Успел вовремя тихо развернуться, и как вышла лиса из оврага, положил её на месте. Старый лис оказался: зубы жёлтые, кончик хвоста где-то потерял…
Пересел на холмик. Отсюда всё видать, да вот сидеть на самом краю несподручно – и не повернуться незаметно, и сошки карабина негде пристроить для верной стрельбы. Так и ходил я минут десять между холмиком и кустом. Выбирал. В конце концов, решил, что у кустика всё-таки получше будет. Подумалось мне, что вероятнее всего лиса с колка леса придёт.
Положил на снег сидушку, сел сам, обустроился. Карабин, растопырив сошки, уставился черным дулом на лес. Приклад на коленях – чуть приподними, и можно стрелять. На склоне тут и там проталины с кочками, былинки из-под снега торчат, кустики. Маскхалат с маской на мне как раз под такую местность - белые с темными прожилками, хорошо маскируют.
Солнце уже час, как взошло. Лучит ярко из-за спины, искрятся заснеженные поля и запорошенный лес, согнувшийся под тяжестью снежных кухт. Небо чистое, лазурное. Слегка морозно. Ветерок несильный гуляет по дну оврага, шуршит сухими камышами. На душе свежо и радостно. Охота начинается!
Манок хрипло, гнусаво заплакал «зайчиком». Забрехали где-то далеко в деревне собаки. В густом ракитнике на дне оврага застрекотали сороки, поднялись на крыло, закружились над склоном. Видать, знают, какая на вкус зайчатинка. Я замер под кустиком, только глазами по сторонам постреливаю. Летайте, трещите, белобоки, зовите лису на завтрак…
Длиннохвостые товарки, мелко трепеща черно-белыми крыльями, покрутились над оврагом, да не найдя ничего, улетели восвояси.
Выждав маленько, я снова поманил. Стараюсь изо всех сил выжать из своей «дудочки» самый жалостливый, полный отчаяния крик раненного зайца. С полминуты выводил я заунывный мотив, сменяя череду коротких всхлипов протяжным канючным блеянием. Моя «песенка» гремела по округе, разносясь по полям на несколько километров.
Как закончил, опять весь во внимании. Сижу, не шелохнусь. Тихо кругом. Будто и не кричал, не плакал минутой ранее мой манок. Вдруг над головой, тяжело и резко рассекая воздух, засвистели крылья. Гортанный, звонкий клёкот. Два ворона налетели, не пойми откуда. Черные птицы, крыло к крылу, то взмывали вверх, то, скользя по воздуху, ныряли вниз, делая друг на друга выпады. Не поймёшь, то ли играют, то ли территорию своих охотничьих угодий делят. Или, может, ищут, чем бы поживиться. Сделав пару кругов над балкой, вороны потянули к лесу и вскоре скрылись из вида.
Время идёт, а ничего больше не происходит. Украдкой посмотрел на часы - пятнадцать минут прошло с начала охоты. Ещё сколько же, и пора будет сворачиваться. Где же ты, лиса?
Закрадываются сомнения… Может, и нет тут никого вовсе? Призадумался, куда же дальше пойти лису поискать? Где ещё поманить можно? Утреннее время быстро выходит. От силы, ещё в одно место успею наведаться… Начинаю выбирать из присмотренных ранее мест, обмозговывать, как заходить, где караулить… Эх, думки, думки, совсем вы не к месту. Отвлёкся я. И чуть не прозевал рыжую!
А она вот уже - спустилась в полсклона левее, обнюхивает кочку. Плавным движением разворачиваюсь и переставляю карабин. Сердце от неожиданности и радости ёкнуло и побежало, спотыкаясь. Взял себя в руки, выровнял дыхание, унял мандраж. В окуляре прицела перекрестье наплыло на лисью шкуру. Выцелил за лопатку. «Тук!» - обмякла кума и покатилась вниз по склону. Есть! С полем Вас, Димитрий!
Справа у леска, на пригорке, в мелочах, мелькнуло что-то рыжее. Вторая лисица! Ей за уклоном оврага не видно судьбы товарища. Стоит настороженно, как тетива натянута, готова сорваться в любую минуту.
Медленно разворачиваю винтовку, навожу на зверя. Ох, как далеко! Метров под триста будет. Зажав манок в кулак, негромко позвал зайчиком. Навострилась, смотрит в мою сторону. Но не идёт. Что же делать-то?!
Вспомнил тут о манке мышином - грушке резиновой, что у меня к цевью прилажена. Попробую ею. «Пик,пик- пиик!»
Сработало! Плутовка заинтересовалась, осторожно пошла на манку. По отлогому склону, прямёхонько на меня. Прошла метров пятьдесят и села столбиком. Свернула у ног пышный рыжий хвост, черные ушки торчком, смотрит на меня. Где же мышка спряталась? Я опять поманил. Лиса встала и ещё немного прошла.
Снова села. Глядит недоверчиво, но устоять перед соблазном не может. Так и тяну, подтягиваю Куму мышиным писком, метр за метром. Осторожно, не спеша, как рыбак крупную щуку вываживает…
Но вот лиса дошла до какого-то ей одной известного незримого предела, села и ближе не идёт. А дальномер-то уже отсчитал 142 метра - дистанция рабочая.
На солнце наплыла низкая облачность. Кружась, пошёл снег. В хороводе снежинок, на заснеженном поле, словно сказочный зверь, рыжая лисица сидит. Мех лёгкий, пушистый. Белеет манишка на рыжей шубе. Мордочка острая, лукавая. Прищурилась, будто улыбается. Красота такая, что и губить жалко.
Но охотничий азарт всегда пересиливает. Ударил выстрел. Взметнулась, взвилась лиса рыжей свечкой. Опрометью бросилась на угол поля. Но осеклась, спотыкнулась и полетела через голову на снег…
Комментарии (13)
Борис Лапутько
На мой взгляд - всё удалось. И охота , и очерк.
Александр Арапов
Тоже понравилось. Всё в меру. Описание природы сдержанно и соответствует" серьёзности" всего происходящего, но тем не менее цепляет и не отвлекает от основного действа. Понравилось начало -вместе с автором так и проследовал по лисьему нарыску.
На мой взгляд, спорно использован глагол "лучит" у него другое значение, хотя и понятно о чём говорится.
НИК.ИВАНЫЧ
Отчёт то несомненно хорош, вроде как и сам участвуешь, а вот нет движения, нет звука манка, только представления...понимаю, что это сложно, но спрошу, а видео, случайно, нет?
2 ответа
Дмитрий
Николай Иванович,
Я видео не снимал. Одному это просто невозможно, нужен оператор. Но вот шведы засняли такую охоту. По их видео-роликам я и учился:
http://www.ohotniki.ru/video/2811-ohota-na-lisu-s-mankom.html
НИК.ИВАНЫЧ
Да это и понятно. Я спросил, а вдруг есть своё...:-)))
Иван Ларионов
С полем Дмитрий!
Удивительно, но у меня в этом сезоне похожая охота с таким же результатом была.
Вот здесь можно посмотреть фото: http://cs626821.vk.me/v626821821/38e8/D7M4rZLDoHE.jpg
Вторая лисичка, вероятно, в твоем случае, впрочем как и в моём - была кобельком. И приблизился он в "опасный круг" - видимо под дурманом гона. Мышиный писк думаю тут не причём, и даже наоборот он может в другое время быть вреден - отпугнуть зверя от опасного, слишком "шумного" места. И только во время гона, можно расчитывать на такое стечение обстоятельств. В любом случае при современном состоянии численности лисицы, добыча целой пары, скорее благо для данной местности. Я у себя летом и осенью обязательно посещаю места где отбивал пару, на предмет наблюдения происходящих там изменений в местном биотопе. И первый индикатор - сразу появляется куропатка, да и другие птахи лучше себя чувствуют. Регулирование численность хищников - несомненно вещь необходимая. Так было всегда. Ещё, Дмитрий, обрати внимание как Ваши лисицы, выгодно отличаются от наших рязанских. Мехом богаче одеты.
5 ответов
Дмитрий
Иван, и тебя с полем! Отличная охота вышла! С твоего позволения, выкладываю твоё фото вместо ссылки. Да, у меня обе лисы оказались кобельками, и добыты они были в феврале, во время гона.
Алексей Стефанович
Лисицы Дмитрия очень похожи по окрасу и пышности меха на южно сибирских, которых мы периодически отреливаем. Очень хорошие трофеи. Единственное отличие - сибирские лисы несколько крупнее. Правда охотимся мы по-простому, стреляем их во время загонных охот. В отличие от средней полосы России мне в Сибири не приходилось встречать ни ярко красных огневок, ни блеклых сиводушек.Там практически все лисы имеют примерно одинаковый окрас.
Пользователь удалён
Думаю, что так обобщать про южную Сибирь слишком смело:
- в Туве и Хакасии лисы открытых пространств действительно бледнее, вплоть до "песочного" цвета;
- на юге Красноярского края крупные и насыщенного цвета, особенно по закрайкам лесных массивов;
- ярко красные огнёвки, хоть и редко, но встречаются, у меня было примерно 1-2 на десяток добываемых;
- по 2-3 на десяток бывало "крестовок" - исключительно ярких и красивых (почему-то почти всегда это бывали кобели).
А сейчас у нас лис практически никто не стреляет - нет резона патроны тратить, такой проблемы с бешенством и избытком лисьего поголовья у нас нет. Своих собачек в норы за лисами давно специально не запускаю (только при притравке молодежи).
Главное забыл: очерк понравился - сразу видно отношение автора к природе!
Алексей Стефанович
Ну конечно я не имел ввиду всю южную Сибирь. Речь шла о регионе, где мне приходилось охотиться на лисиц - это Барабинские и Кулундинские степи.Свои наблюдения, я, собственно, и изложил. Что касается южной Сибири в целом, то здесь такое многоообразие ландшафтов,что число подвидов лисицы среди них обитающих очевидно должно быть достаточно велико. Мой дед с 1916 по 1923 годы жил в горном Алтае и там регулярно охотился. Так вот встретить во время охоты черно-бурую лисицу тогда было отнюдь не редким явлением и ему удавалось их добывать. Не знаю, сохранились ли они там в настоящее время. А то что Вам приходилось нередко добывать "крестовок", так в этом наверное нет ничего удивительного. В восточной Сибири в советское время процветало звероводство, а когда Союз распался, прекратили свое существование и многие зверосовхозы. Не исключено, что часть разводимых в них серебристо-черных лисиц оказалась на воле. Они вероятно и дали гибридное потомство с дикими "красными" лисицами.
Пользователь удалён
В начале 80-х несколько дней подряд пытался добыть (на манок и с подхода) чернобурку, но так и не удалось. Это был единственный случай встречи с чернобуркой. А зверосовхозов в "обозримой близости" от моих родных мест не было. Крестовок тоже последние годы не встречаю...
Александр Арефьев
У моего деда по молодости была охота. Он с МЦ-21-12 засел в стогу сена с утра, тоже поджидал лисицу. Сидел и видит такую картину на него выходит лиса, за ней метров 150 еще одна, а за второй третья, но уже далековато км 1,5 (со стога видно хорошо было). Первую он пропустил, т.к. вторая ему показалась крупнее, а стрелять обоих возможности не было (МЦ не карабин ведь). В итоге к обеду добыл 5 шт. Все кобели были и шли строго по следам первой.
Борис Соколов
Шикарный материал. Шикарное обсуждение. Ну, просто душа радуется. Несколько необычные для Дмитрия нюансы литературного стиля, но так удачно! Какое-то светлое ощущение от рассказа. Спасибо.